Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
10
Актуальная тема

Формирование проектной компетенции преподавателя профессиональной образовательной организации (ПОО)

Одно из основных требований профессионального стандарта к трудовым действиям преподавателя ПОО - «руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП». Динамично меняющиеся условия, возможности материально-технического обеспечения ресурсных центров системы среднего профессионального образования в регионе позволяют существенно облегчить процесс профессионального и творческого развития личности педагога, развития его методологической, методической и профессиональной культуры, но для решения всех задач совершенствования профессиональных компетенций, связанных с методическим сопровождением проектной деятельности обучающихся, этого недостаточно. Кафедра теории и методики профессионального образования ГБОУ ДПО НИРО считает приоритетным такое направление в разработке программ повышения квалификации преподавателей системы СПО как формирование проектной компетенции, которая напрямую связана с технологиями выполнения обучающимися перспективных исследований, предполагающих осмысление как современной ситуации, так и антропогенных изменений человека.

Проектная компетентность преподавателя в профессиональном стандарте рассматривается как профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, способствующая его индивидуальному росту, созданию результативного профессионального опыта.

Проектную компетентность преподавателя можно представить в качестве открытой, подвижной, развивающейся системы. Как профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, она способствует его индивидуальному росту, созданию результативного профессионального опыта.

Готовность преподавателя к организации проектной деятельности, по мнению большинства учёных, входит в структуру профессиональной подготовки современного преподавателя. Проектные умения, обеспечивающие возможность подготовки к проектной деятельности, характеризуются следующими составляющими:

  • умение анализировать возникающие проблемы, ситуации;
  • планирование или прогнозирование деятельности, осуществление ее конструирования;
  • создание продукта - проекта, программы.

Современному преподавателю, работающему в системе СПО, необходимо совершенствовать профессиональные компетенции, связанные с методическим сопровождением проектной деятельности обучающихся. Проектная компетентность преподавателя является выражением инновационного качества, творческого стиля деятельности.

Квалификационные требования к преподавателю предполагают разработку нового содержания программ подготовки (переподготовки) преподавателей, мастеров производственного обучения в условиях дополнительного профессионального образования. Основным содержанием таких программ повышения квалификации является освоение или совершенствование, в зависимости от профессиональных дефицитов, проектной компетенции -необходимой составляющей подготовки преподавателя в системе СПО: обоснование прогнозов развития творческих и личностных качеств обучающихся, социализации будущих специалистов, методологических проработок инновационных моделей обучения и воспитания с учетом современных трендов. В текущем году кафедрой теории и методики профессионального образования на квалификационных курсах «Теоретические и методические основы профессионального образования» был апробирован такой, как показал анализ мероприятий, эффективный прием передачи педагогического знания, как обмен опытом работы педагогов в процессе выездных занятий. Эти занятия организуются и проводятся на базе образовательных учреждений системы ГБПОУ Нижегородской области. Полученные практико-ориентированные знания и общение в процессе обмена опытом работы дают слушателю возможность использовать представленные материалы в собственной педагогической деятельности, расширяют границы его профессиональных и общих компетенций, позитивно влияют на развитие личностных качеств. Демонстрация собственного педагогического опыта путем показа инновационных приемов и способов деятельности способствует развитию как самого педагога, так и студентов, а также становлению более качественного профессионального образования. Профессионально-личностное взаимодействие слушателей с опытными педагогическими работниками в образовательном учреждении происходит в содержательно-деятельностной среде обучения, образуя при этом единое профессионально-образовательное пространство. Организация и проведение выездных занятий, обмен опытом работы на местах повышает статус педагогического работника системы среднего профессионального образования, улучшает мотивацию к повышению профессионального мастерства, обеспечивает повышение квалификации на высоком профессиональном уровне по всем сферам профессиональной деятельности, расширяет возможности обмена опытом работы как на региональном, республиканском, так и международном уровне.

Кафедра теории и методики профессионального образования ГБОУ ДПО НИРО считает необходимым сделать содержание программ повышения квалификации в области развития и совершенствования проектировочных навыков преподавателей системы СПО наиболее адресным, поэтому специалистам кафедры так важны пожелания и интересы педагогов ПОО.

В связи с этим кафедра приглашает преподавателей принять участие в интерактивном опросе, результаты которого позволят сотрудникам кафедры более эффективно организовать образовательную деятельность в рамках повышения квалификации педагогов СПО.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph