1
6
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Актуальная тема

Бережливые технологии как средство повышения эффективности деятельности образовательных организаций

Нижегородский регион - в числе 7 пилотных, где реализуется национальная приоритетная программа по повышению производительности труда. Залог успеха - внедрение бережливых (lean) технологий, причем актуально это не только для сферы промышленности. Система образования Нижегородской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион»: сегодня образовательными организациями реализуются более девяноста проектов по оптимизации внутренних процессов. Бережливые технологии - это, по сути, эффективное управление временем учителя. Они позволяют учителю и ученику избежать трат на непроизводительную деятельность - на перекладывание бумаг, на поиск инструмента, на подготовку отчетов - и больше сил отдавать производственному процессу. Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов»), созданный в ГБОУ ДПО НИРО, осуществляет организационно-методическое сопровождение мероприятий, связанных с разработкой и внедрением бережливых технологий, и повышение квалификации работников образования в области lean-технологий.

Переход на принципы эффективного управления образованием посредством выявления и исключения распространенных в образовательном процессе потерь позволит не только решать такие задачи, как эффективное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и создание условий для самореализации каждого обучающегося, но и повышение управляемости процессами в каждой образовательной организации.

Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению. В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов для снижения себестоимости продукции происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности. Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:

  • улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,
  • повышению качества образования,
  • обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
  • сокращению временных и финансовых потерь,
  • повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
  • развитию образовательной организации.

Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, находящихся в атмосфере бережливого производства, будет происходить приобщение к его культуре и формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни.

В контексте решения данных задач в ГБОУ ДПО НИРО и создан учебно-методический центр бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов»). Фабрика процессов – инновационный подход к обучению и внедрению lean-технологий в образовательную практику.

Цель дополнительного профессионального образования по программе «Фабрика процессов» (повышение квалификации) – обучение слушателей основным принципам организации фабрики процессов с использованием метода бережливого производства с последующей реализацией их в образовательных организациях. В ходе обучения по программе повышения квалификации специалисты могут научиться:

-самостоятельно: составить тактический план организации фабрики процессов в конкретной образовательной организации;

-организовать сбор проблем и предложений от участников образовательного процесса;

-при помощи инструментов бережливого производства определить наиболее проблемные процессы;

оценить потери при реализации фабрики процессов с использованием инструментов бережливого производства.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph