Открытие программы повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды»
Сотрудники института получили дипломы победителей I этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»
Библиотека ГБОУ ДПО НИРО
Вход для пользователей
Актуальная тема

Методологическая платформа непрерывного образования взрослых

Стратегия развития непрерывного образования взрослых базируется на четырех ключевых принципах, обозначенных в национальной повестке развития России: а)строить нашу политику вокруг Человека, его благополучия, интересов и запросов; б)расширять пространство свободы; в)осуществлять технологический прорыв; г)открытость страны, ее нацеленность на активное участие в мировых процессах и интеграционных проектах. Данные идеи являются для коллектива кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО особым поворотом или стратегическим вектором к новой парадигме непрерывного образования взрослых, создания методологической платформы научных исследований в сфере непрерывного образования взрослых обучающихся. Эта платформа включает три стратегии организации научных исследований: поддерживающая стратегия, сопровождающая стратегия и компаративистская образовательная стратегия.

Непрерывное образование взрослых в настоящее время является основным ресурсом обновления кадрового потенциала и системы образования в целом. В своем Послании Федеральному собранию Президент России В.В. Путин обозначил: «В классах формируется будущее России, если школа может отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить».

В этом контексте образование взрослых выступает уникальным механизмом построения пространства возможностей развития Человека в условиях постиндустриальной цивилизации. Стратегия и тенденции развития непрерывного образования взрослых в контексте обозначенной в послании Президента РФ национальной повестки развития России базируется на четырех ключевых принципах: строить нашу политику вокруг человека, его благополучия, интересов и запросов; расширять пространство свободы; осуществлять технологический прорыв; открытость страны, ее нацеленность на активное участие в мировых процессах и интеграционных проектах.
Данные идеи являются для нас особым поворотом или стратегическим вектором к новой парадигме непрерывного образования взрослых, создания методологической платформы научных исследований в сфере непрерывного образования взрослых обучающихся.

Методологическая платформа непрерывного образования взрослых включает три стратегии организации научных исследований.
1. Поддерживающая стратегия – педагогическая и адаптивная андрагогическая модель, направленная либо на самоутверждение взрослого в достигнутом социально-профессиональном статусе, либо на его ресоциализацию через смену рода занятий. Данная модель интегрирует в себе традиционно-дидактические методы, характеризуемые последовательностью, систематичностью (демонстрация, лекция, семинары, деловые игры, тренинги и др.); проблемно-поисковые методы в сочетании с фасилитацией, обеспечивающей поддержку индивидуальных образовательных траекторий с элементами проектной деятельности. В рамках поддерживающей стратегии наибольший научный интерес имеют исследования, связанные с разработкой технологий социокультурной деятельности, рефлексивно-деятельностными моделями ресоциализации педагогов и т.д.

2.Сопровождающая стратегия – андрагогическая автономизирующая модель. Ее основной смысл можно определить одним словом – саморазвитие. Смысл сопровождающей стратегии в расширении и совершенствовании умений, необходимых для самообразовательной деятельности, а также ассимиляции системы знаний и ценностей из постоянно расширяющихся источников.

В структуру автономизирующей андрагогической модели входят: «смешанное обучение», «обучение действием», «экспериментирующее обучение», возобновляемое образование, расширяющееся образование, общинное образование, образование в форме «образующейся организации», образование в форме «образующегося общества», событийное образование и др.

Объединяет перечисленные технологические форматы постановка в центр образовательного взаимодействия, наличествующего у взрослого обучающегося социального и профессионального опыта, как источника образовательных и жизненных задач, а также акцентирование ценности интерактивности образовательного процесса.
В рамках сопровождающей стратегии наибольший научный интерес имеют исследования, направленные на разработку технологий работы со знанием в насыщенной информационной среде, с качеством и скоростью поиска и обработки информации и ее применением в образовательном процессе; персонифицированных технологий, связанных с выявлением новых стимуляторов учения, развития ситуативного интереса и эмоционального переживания нужды в учении, в получении нового знания, освоении нового умения; коммуникативных технологий и корпоративных моделей обучения, связанных с признанием ценности живого общения, максимального комфорта как в получении знания, так и оценке своих образовательных достижений.

3. Компаративистская образовательная стратегия связана с переходом общества в очередную фазу постиндустриального развития, когда все подсистемы изменились настолько, что без более высокого уровня научного осмысления действительности решать возникающие проблемы стало невозможно, обусловил новый тип «нелинейного» мышления, который распространяется и на образовательные проблемы.
Принципы такого мышления, составляющие методологическую основу компаративистской образовательной стратегии, отражают трансформированную реальность образования. Компаративистский подход позволяет уходить от однозначных и унифицированных решений, обеспечивая «стягивание» разрозненных дисциплинарных знаний в целое. Положенный в основу соответствующей образовательной стратегии, он формирует способности человека управлять собственным развитием в нестабильном, сложном мире через освоение новой культуры мышления, культуры поведения и культуры чувств.

Применительно к образованию взрослых компаративистская образовательная стратегия воплощается в модели самоопределяющегося образования – хьютагогике. Исходя из этимологии термина Heutagogy, где в основе лежит греческое слово «εαυτό» - «сам», «самость», которую основатели новой концепции Хас и Кеньон в 2000 году определили еще и как самоопределяемое обучение, в котором обучающийся определяет цели и выстраивает в соответствии с ними свою образовательную траекторию, то есть является «основным агентом в своем собственном обучении» и выстраивается его как результат «персонального опыта».

Хьютагогика содержит новую систему принципов и образовательных практик, которые могут быть применимы к любым точкам образования и обучения человека в течение всей жизни, и которые компенсируют недостатки педагогической и андрагогической наук, обнаруживаемые в новом мире.

Ученые в области образования взрослых рассматривают хьютагогику как новую концепцию непрерывного образования, интегрирующую достижения педагогики и андрагогики в решении новых научно-педагогических и образовательных задач.

В центре внимания хьютагогики находится потенциал (capability) взрослого человека. Именно это позволяет нам определить ее как науку о становлении Человека возможного, где возможность понимается как некая потенция, могущая стать способностью при определенных условиях.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph