Здание НИРО
международная научно-практическая конференция Потенциал дополнительных общеобразовательных программ в развитии обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности по предмету Иностранный язык
Сотрудники ГБОУ ДПО НИРО на Первомайской демонстрации
Вход для пользователей
Актуальная тема

Компетентностная модель педагога, реализующего ФГОС ДО

Процесс введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в свою заключительную фазу: творчески осмысливается новое содержание дошкольного образования и условия его реализации относительно особенностей конкретной дошкольной образовательной организации (ДОО), определяются наиболее эффективные формы и методы организации профессиональной деятельности педагогов и воспитателей. Наиболее распространенный способ профессионального развития - повышение квалификации в условиях дополнительного профессионального образования, содержание которого учитывает личностные и профессиональные потребности педагога.

Кафедрой теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО разработана и апробируется компетентностная модель педагога, реализующего ФГОС ДО.

Коллективом кафедры теории и методики дошкольного образования проведен анализ профессиональной компетентности педагогов ДОО. Методическим службам ДОО - стажерских и инновационных площадок кафедры - была предложена разработанная преподавателями кафедры оценочная таблица. Творческое задание заключалось в том, чтобы методические службы инновационных ДОО попытались самостоятельно определить показатели профессиональной компетентности педагога по предложенным критериям. Методы диагностики: анализ планов, конспектов, предметной среды, собеседование. Полученные данные позволяют сказать, что коммуникативная, деятельностная, игровая и рефлексивная компетентности сформированы у педагогов на достаточном уровне. Методическая и технологическая компетентности частично сформированы. Не сформирована или лишь частично сформирована на сегодня - креативная компетентность педагогов ДОО. Эти результаты показали лучшие представители педагогического корпуса детских садов Нижегородской области. Для большей достоверности результатов важно провести дополнительные исследования в других ДОО области. Слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки кафедры теории и методики дошкольного образования было предложено написать эссе на темы:

«Мои достижения и проблемы в реализации ФГОС дошкольного образования».

«Почему я работаю воспитателем?»

    В качестве критериев анализа были выбраны следующие:

  • Осознанная мотивация в выборе профессии, в профессиональном самоопределении
  • Стремление к профессиональному росту и саморазвитию
  • Наличие профессионально-педагогической позиции
  • Анализ собственных профессиональных достижений и неудач
  • Аргументация продолжения профессиональной деятельности в качестве воспитателя ДОО
  • Потребность в методической помощи
  • Потребность в психологической помощи

Участие в написании эссе было добровольным и никак не регламентировалось. Поэтому откликнулись на предложение только 38 %, что говорит либо о нежелании обременять себя размышлениями о собственной профессионально-педагогической деятельности, либо о личностных проблемах педагогов. По этой же причине ряд респондентов не указали свои данные (фамилию, имя, отчество, место работы).

В представленных воспитателями эссе в большей степени отражаются их профессиональные потребности, нежели личностные качества. Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что личностное самоопределение и профессиональное имеют очень много общего, а в высших проявлениях почти сливаются. Педагогу сложно дифференцировать свою «Я-позицию» и профессиональные задачи, поставленные перед ним социумом. Проведенный анализ показал, что принявшие участие в написании эссе педагоги имеют активную жизненную позицию, готовы поделиться своими достижениями в профессиональной деятельности, пришли в профессию осознанно и намерены продолжать свою деятельность в качестве воспитателя. Однако большинство из них не осознает своих проблем и не видит точек роста.

Анализ профессиональной компетентности педагогов ДОО, проведенный кафедрой, показал - дефициты в профессиональных умениях уменьшались по количеству и по качеству. Низкий уровень развития или отсутствие у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для реализации ФГОС ДО, не позволяет на данном этапе достичь более высокого уровня планируемых результатов. Объективные причины создавшейся ситуации заключаются в том, что профессиональное образование еще не выпускало специалистов, подготовленных к решению новых для образовательной практики задач.

Компетентностная модель педагога, реализующего ФГОС ДО, разработанная кафедрой теории и методики дошкольного образования, представлена следующими основными компонентами:

  • факторы, влияющие на личность педагога и его профессиональную компетентность
  • базовые компетенции педагога, вступающего в профессию
  • деятельность педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
  • формирующиеся в процессе профессионально-педагогической деятельности компетентности;
  • личность педагога и «Я-концепция» как системообразующий компонент модели профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте требований ФГОС ДО.

Результат соответствия педагога компетентностной модели -профессионально-педагогическая культура, которая позволит ему не только решать сложные профессиональные задачи (особенно в условиях реализации ФГОС ДО), но и сохранить в меняющейся социокультурной ситуации принятые им личностные смыслы и ценности.

Профессиональное развитие педагога - это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности

Непрерывное профессиональное развитие педагогов осуществляется с использованием различных ресурсов:

Федеральный ресурс – это прежде всего участие педагогов в работе федеральных экспериментальных площадок, участие в федеральных конкурсах, грантах, участие в вебинарах и он-лайн семинарах, конференциях, общение в сетевых сообществах и пр.

Региональный ресурс – дополнительное профессиональное образование, аттестация, участие в работе региональных инновационных площадок, стажерских площадок ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», конференции и семинары, региональные конкурсы профессионального мастерства и т.п.

Возможности на муниципальном уровне – это прежде всего методические объединения по профессии, семинары, конкурсы, а также работа с помощью тьюторов, которых готовит ГБОУ ДПО НИРО, возможность повышать квалификацию на местах.

На институциональном – внутрикорпоративное повышение квалификации, работа в творческих группах, саморазвитие. Большую роль в данной работе играют как муниципальные методические службы, так и методические кабинеты дошкольных образовательных организаций.

С учетом ресурсов обеспечения профессионального развития педагога кафедра теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО ставит перед собой следующие задачи:

  • Содействовать освоению педагогами ДОО современного содержания, технологий, форм и методов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
  • Создавать условия для формирования необходимых компетенций воспитателей ДОО в соответствии с требованиями современной нормативной правовой базы дошкольного образования
  • Обеспечить возможность выбора педагогами ДОО дополнительного профессионального образования в вариативных формах повышения квалификации
  • Усилить роль стажерских площадок в повышении квалификации педагогических работников ДОО, разработать программы стажировок
  • Развивать межкафедральное сотрудничество в учебной деятельности, в проектировании и реализации новых образовательных программ

Решение данных задач определило следующие направления в обеспечении системности и вариативности повышения квалификации специалистов ДОО:

  • диверсификация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки
  • формирование пула тьюторов, создание тьюторского клуба
  • реализация каскадной и корпоративно-сетевой моделей повышения квалификации специалистов ДОО
  • создание сети стажерских площадок, реализация программы стажировок для тьюторов
  • внедрение адресных моделей совершенствования компетентности специалистов ДОО
  • развитие накопительной системы повышения квалификации
  • методическое сопровождение, в том числе с использованием ИКТ
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph