Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
9
Актуальная тема

Организационно-методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с особыми возможностями здоровья

В современном мире вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов приобретают особенную актуальность. Ориентация российского образования на предоставление таким детям условий для обучения в едином социальном пространстве со здоровыми сверстниками, получать качественное образование, участвовать в социальной жизни диктует необходимость поиска новых форм и технологий в образовании. Изменение содержания, методов, форм организации образования детей с ОВЗ требует переосмысления и способов повышения квалификации учителей, работающих в этой сфере. Содержательное и методическое сопровождение деятельности педагогов, работающих в области реализации адаптированных образовательных программ (АОП), осуществляет кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидностью, могут повысить свою квалификацию и в форме переподготовки. Кафедра реализует такие направления переподготовки, как «Логопедия», «Олигофренопедагогика», а с сентября 2018 года - «Инклюзивное образование».

Современные требования к профессиональной компетенции учителей, воспитателей, специалистов сопровождения, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами сотрудники кафедры учитывают при разработке специальных курсы повышения квалификации, таких как: «Личностно-ориентированные формы и адресные технологии работы с детьми с ОВЗ», «Разработка специальных индивидуальных программ развития», «Особенности работы с детьми с расстройствами аутистического спектра», «Система мониторинга результатов освоения АОП детьми с ОВЗ», «Особенности работы тьютора, ассистента с обучающимися с ОВЗ», «Современные формы работы специалистов сопровождения» и др. При этом программы многих курсов, представленных в ежегодном плане-графике института, постоянно обновляются. Так, в 2018 году особое внимание уделяется вопросам организации раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ, поэтому были разработаны новые курсы: «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ, инвалидностью», «Технологии раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ», «Создание специальных условий для образования детей с ОВЗ». С учетом запросов педагогических работников реализуются и также постоянно актализируются дистанционные курсы повышения квалификации и очно-дистантные курсы, например, «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Использование проектной деятельности в педагогической работе с детьми с ОВЗ, инвалидностью».

Совместно с кафедрой здоровьесбережения в образовании кафедра реализует региональный инновационный проект «Нижегородская школа - территория здоровья: новые границы возможностей для детей с ОВЗ». Сегодня действуют более 20 инновационных площадок по вопросам организации образования лиц с ОВЗ, инвалидностью, в том числе инклюзивного образования. Следует напомнить, что в 2017 году «Школа № 4» г/о г. Бор – одна из таких инновационных площадок, стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа» и заняла первое место на всероссийском этапе в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение». В школе действуют различные формы инклюзивного образования, позволяющие обучать детей с ОВЗ совместно со здоровыми сверстниками с учетом их особых образовательных потребностей. Школа разрабатывает и реализует различные образовательные программы, позволяющие учитывать особые потребности детей с ОВЗ: адаптированную общеобразовательную программу для детей с задержкой психического развития, адаптированную общеобразовательную программу для детей с интеллектуальными нарушениями, адаптированную общеобразовательную программу для детей с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития, адаптированную общеобразовательную программу для детей с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями.

В настоящее время кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО ведет работу по организации регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа-2018».

Коллективом кафедры подготовлены для педагогов и изданы методические и диагностические материалы по технологиям психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях работы по ФГОС ОВЗ:

  • Сборник методических материалов «Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их использование в условиях ФГОС» (сост. Е.Б. Аксенова, 2016 год)
  • Методическое пособие «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития эмоциональной сферы младших школьников с ИН» (авт. Е. А. Колотыгина, 2015)
  • Методические рекомендации Разработка программы формирования базовых учебных действий обучающихся с ИН» ( сост. Е.Б. Аксенова, 2016)
  • Пакет диагностических материалов Система оценки личностных результатов освоения АООП (сост. Аксенова Е.Б., 2017)
  • Методические рекомендации «Диагностика познавательной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (сост. Колотыгина Е.А., 2017)
  • Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Курс компьютерной грамотности «Смайлик» (сост. Аксенова Е.Б., 2017)

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph