Областная научно-практическая конференция Роль киноискусства в развитии художественной культуры школьников
Демонстрация учебно-лабораторного оборудования
Демонстрация учебно-лабораторного оборудования
Вход для пользователей
Актуальная тема

Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков

Развитие системы отдыха и оздоровления детей рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Российской Федерации. ФЗ «Об образовании в РФ» определяет летнее детское учреждение как «детское оздоровительно- образовательное учреждение» в сфере летнего детского отдыха. Современная ситуация требует рассматривать летний отдых школьников как дополнительное образование, утверждены Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, закрепляющие основные цели и задачи. Результативность летней оздоровительной кампании во многом определяется готовностью вожатых, педагогов- организаторов к работе с детьми и подростками в условиях детских оздоровительных и профильных лагерей. Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО в системе повышения квалификации вожатых и воспитателей разрабатывает основные вопросы содержания и методики такой работы

Современные тенденции развития сферы отдыха и оздоровления детей ориентированы на включение её в систему непрерывного образования с учетом уникальности данного социального института в становлении и развитии растущего человека.

Развитие системы отдыха и оздоровления детей является одним из основных направлений государственной политики и рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Российской Федерации. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; остается высоким количество социально не защищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовать их отдых и оздоровление.

В соответствии с поручениями Президента РФ с целью совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы организации детского отдыха и оздоровления, 29 декабря 2016 года был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей».

Сегодня отдых и оздоровление детей строится с учетом следующих требований:

  • организации детского отдыха и оздоровления детей должны иметь лицензию;
  • дети, выезжающие на организованный отдых должны быть застрахованы;
  • наличие общественного контроля качества отдыха и оздоровления детей;
  • законодательное закрепление родительской ответственности;
  • сформированность образовательного пространства детского лагеря.

Отдых детей и их оздоровление - деятельность, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов образования, включая отдых и оздоровление детей, вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Современное определение понятия летнего детского учреждения как «детского оздоровительно образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15, п. 2) объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.)

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления в сфере детского отдыха и оздоровления обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития данной сферы.

Современный детский оздоровительный лагерь выполняет важный государственный заказ не только по оздоровлению, но и по разностороннему развитию детей и подростков.

Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не как особую педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно- эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком самым непосредственным, естественным образом.

Оздоровительная и воспитательная функции являются основополагающими в работе организаций, основной деятельностью которых является организация детского отдыха.

Под оздоровительной функцией понимается создание условий и проведение мероприятий, которые способствуют укреплению здоровья детей, направленных на профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в благоприятной среде, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной функцией имеется в виду реализация дополнительных образовательных программ, которые обеспечивают актуализацию и адаптацию ресурсов ребенка через самореализацию в образовательной деятельности. Детский лагерь способствует развитию интеллектуального потенциала детей, реализации их личных планов, удовлетворяет потребность в наиболее значимых сферах деятельности.

В загородном оздоровительно-образовательном лагере существуют преимущества перед другими образовательными учреждениями по организации личностного и предметного общения между самими подростками, а также взрослыми, которые строят взаимоотношения с подростками на отдыхе как с равными.

Для учащихся, принимающих участие в различных профильных сменах, – это время обогащения, действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Детский оздоровительный лагерь позволяет ребенку измениться, проявить свои потенциальные возможности, раскрыть таланты, испытать личную инициативу и завоевать уважение сверстников, участвуя в предложенном спектре оздоровительно-образовательных услуг.

В качестве основных факторов, влияющих на оптимизацию воспитательного процесса при проведении определенной профильной смены в лагере можно рассматривать:

  • общность, в которой каждому субъекту отведено собственное место в статусно-ролевой структуре;
  • субкультуру общности, которая отличается высокой степенью педагогического воздействия и является механизмом общественного воспитания;
  • совместную деятельность, создающую образ определенной тематической или профильной смены.

Для успешной реализации задач по воспитанию детей необходимо организовать сотрудничество нескольких организаций, так как именно оно позволяет объединять их ресурсы. Сетевое взаимодействие – совместная деятельность образовательных учреждений (или других организаций) по использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов для достижения общей цели.

Участники лагеря должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт. Разработка содержания деятельности лагерной смены должна базироваться на личностно-ориентированном подходе. Личность ребенка должна рассматриваться прежде всего как активный субъект деятельности, включенный, в сложную систему полисубъектных «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений. При этом личностное развитие определяется природными задатками, социальной средой, условиями обучения, сотрудничеством с родителями, учителями, с другими людьми, а также собственной активной учебно-познавательной деятельностью подростка.

Инновационные направления развития детских лагерей - это отказ от однообразия; разработка новых форм летнего детского отдыха с различными источниками финансирования; создание оптимальных условий для работы педагогического состава; установление связей между образовательной деятельностью школы и учреждениями, осуществляющими летний отдых детей; дальнейшая гуманизация деятельности детских оздоровительных лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.

Организация отдыха детей и их оздоровления в каникулярный период и круглый год – приоритетное направление заботы о подрастающем поколении, комплексная задача, для решения которой требуется слаженная работа всех ведомств на разных уровнях

Жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря - это целостная система, в которой заложены возможности укрепления здоровья и одновременно формируются ценностные ориентации. Такую деятельность отличает обогащенное содержание, самостоятельно-творческие способы организации, направленность на всестороннее комплексное развитие детей (физическое, умственное, психическое), всего коллектива лагеря.

Именно в каникулярный отдых дети имеют возможность приобрести опыт самостоятельности, ценный и полезный опыт проведения досуга, который запоминается на всю жизнь; развитие чувства ответственности за свои поступки; опыт самостоятельного принятия решений; опыт уважения прав других; опыт межличностных отношений и адаптации в коллективе; навыки заботы об охране природы. Помимо этого, детям, имеющим разное воспитание, в лагере предоставляется возможность пожить в реальном демократическом сообществе. Лагерь дает ребенку шанс раскрыть свои потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое поведение. В лагере происходит осознание детьми многих нравственных понятий не столько через обучение, сколько в реальных жизненных ситуациях.

В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» рекомендуется охватить такие направления, как патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, семейное воспитание, гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к культурному наследию, популяризацию научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Воспитание, развитие и оздоровление детей и подростков в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к творческой работе тех взрослых, которые организуют их жизнедеятельность в лагере в течение всей смены. Результативность летней оздоровительной кампании во многом определяется готовностью вожатых, педагогов- организаторов к работе по воспитанию и оздоровлению детей и подростков в условиях детских оздоровительных и профильных лагерей. В системе повышения квалификации вожатые и воспитатели разрабатывают на занятиях основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления в лагере; работают с методической литературой, развивают необходимые умения на практикумах по туризму, игровой, спортивно- массовой и физкультурно-оздоровительной работе, оформительскому делу, природоохранной, медицинской и санитарной работе.

Перечень основных нормативных правовых актов, необходимых для руководства и использования в работе организациями отдыха детей и их оздоровления (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) при организации отдыха детей и их оздоровления

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph