4
6
9
Актуальная тема

Назовите ключевую на Ваш взгляд проблему, которую необходимо решать через обновление содержания общего образования

 22.9%
 27.1%
 10.4%
 20.8%
 10.4%
 8.3%

Необходимость изменения содержания образования в школе определяется изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук, тенденцией усиливающегося влияния на образование новых средств и технологий деятельности, требующих включения новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение.

Разработка нового содержания образования и форм его освоения входит в зону ответственности Федеральных инновационных площадок (ФИП) Минобрнауки РФ. Основной формой инновационной деятельности
ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования» и является создание участниками ФИП основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, ориентированных на развитие субъектности обучающихся в условиях реализации такой образовательной антропопрактики, которая представляет собой комплекс новых средств и нового содержания образовательной деятельности.

Кафедра педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО приглашает принять участие в обсуждении ключевых проблем, которые необходимо решать через обновление содержания общего образования.

Обновление содержания общего образования – эволюционный процесс, неизбежно длительный, многоэтапный, требующий привлечения значительных интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов в масштабах, пропорциональных масштабам преобразований.

Необходимость изменения содержания образования в школе определяется, во-первых, изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук, тенденцией усиливающегося влияния на образование новых средств и технологий деятельности, требующих включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение. А во-вторых, на фоне резкого расширения среды обитания человека до планетарных масштабов существенно расширились привычные представления о том, что необходимо каждому человеку для свободной ориентации в мире. Отсюда наряду с системой представлений о норме отношений с окружающим миром неотъемлемым элементом теории содержания становятся представления об уровне развития, способностях, свойствах и чертах характера, наконец, о деятельности, способствующей развитию ожидаемых качеств личности.

Стратегическая задача, связанная с обновлением содержания общего образования обозначена в поручениях Президента Правительству Российской Федерации: разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях (Пр-15ГС, п.1а).

Приоритетные области обновления содержания общего образования определены в Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р: направленной на «формирование и реализацию механизма опережающего обновления содержания и технологий образования (прежде всего, в областях, нуждающихся в модернизации: иностранный язык, социальные науки, технологии); совершенствование содержания и технологий образования в областях потенциального международного лидерства (обучение математике и чтению)».

В качестве основного механизма обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения в Государственной программе обозначено внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того в программе определено, что механизмом опережающего обновления содержания и технологий образования станет поддержка инновационных образовательных организаций и их сетевых объединений.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает государственные требования к содержанию общего образования: «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Согласно закону содержание образования в РФ определяют образовательные программы (N 273-ФЗ | ст 12. | п.1).

На современном этапе особая роль в обеспечении качества и развития содержания общего образования отводится учебно-методическим объединениям (УМО), которые создаются в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных основных общеобразовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

Региональные УМО обладают достаточно широким кругом полномочий: они могут вносить в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти по вопросам деятельности системы общего образования, в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам образования; проводить олимпиады и конкурсы; участвовать в разработке контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся, программ повышения квалификации педагогических работников; обеспечивать методическое сопровождение примерных программ общего образования через оказание информационных, консультационных и экспертных услуг.

В то же время стремительность всех социально-экономических процессов, неожиданность изменений, рост сложности, динамизма и новизны разноплановых проблем заставляют систему образования жить в опережающем общественные изменения формате, связанном с умением прогнозировать требования незнакомой, качественно новой реальности и трансформировать под них свои структуры, ключевой из которых является содержание образования.

Соответственно разработки нового содержания образования и форм его освоения обозначены в качестве приоритета государственной политики в области образования и входят в зону ответственности Федеральных инновационных площадок Министерства образования и науки РФ и в частности ФИП «Проектно – сетевой институт инновационного образования», научное руководство которым осуществляет кафедра педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО. Основной формой инновационной деятельности в данном направлении является создание образовательными организациями - участниками ФИП - основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, ориентированных на развитие субъектности обучающихся в условиях реализации определенной образовательной антропопрактики, представляющей собой комплекс новых средств и нового содержания образовательной деятельности в пространстве субъективной реальности человека, образованной: пространством со-бытийной общности, пространством совместно-распределенной деятельности, пространством рефлексивного сознания.

Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в обсуждении данной темы на нашем форуме

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph