Областной конкурс видео-уроков учителей истории и обществознания, реализующих ФГОС ООО (к 25-летию кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО)
Межрегиональная научно-практическая конференция к 100-летию дополнительного образования Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление
Областной педагогический форум Стратегия развития образования Нижегородской области
Вход для пользователей
Актуальная тема

Инклюзивное обучение

Инклюзивное обучение

Особой  задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды: «Новая школа - это школа для всех, где обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»,

Приоритетное направление в современной образовательной политике Нижегородского региона - реализация задач социальной и образовательной интеграции – основано на признании права  детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение качественного и доступного образования.

Программа «Безбарьерная среда», принятая в 2010 году, предусматривает обеспечение для детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов  особых условий обучения, создание для таких детей образовательного пространства, которое позволит им получить качественное образование, научиться взаимодействию друг с другом и окружающими, ориентироваться в социальной среде.

Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ информировал регионы о проведении мониторинга состояния и развития образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Из новых форм обучения,  обеспечивающих вариативные условия для получения образования, психологической, социальной, медицинской поддержки, а также обеспечения коррекции нарушений развития у детей, особо можно выделить две: дистантную и интегративную (инклюзивную) формы обучения.

 

Кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ ДПО НИРО совместно с Центром дистанционного обучения разработаны программы курсов для педагогических работников «Организация и методика дистанционного  обучения детей-инвалидов». В этом году организовано также и обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное обучение - это обучение ребенка-инвалида в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Это форма дифференциации образования. В основу такого обучения положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.

 Положительным фактором инклюзивного обучения является наличие у больных детей  возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Особая ответственность накладывается, конечно на педагогических работников: как на профессионалов, как на людей, которые должны понять смысл этих новых слов – «инклюзивное образование». Проблема учителя, владеющего педагогическими технологиями, на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного образования. Это связано с подготовкой кадров, передачей опыта и трансляцией знаний, и это тоже далеко не простой момент. Учителю массовой общеобразовательной школы, который не получал знаний по специальной психологии и коррекционной педагогике, нужны особые знания о том, как ему учить слабовидящего или глухого ребенка в классе, где сидит еще 25 учеников.  Рождение инклюзии в системе общего образования – это не краткосрочная задача,  и материальное обеспечение тут не главное. Главное, чтобы было очень серьезное отношение тех учителей, того педагогического сообщества и знающих свое дело руководителей, которые могут принять очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или школа готовы назвать себя инклюзивными.

Вопросы инклюзивного образования на "горячей линии" в "РГ"

Каково Ваше мнение по вопросам организации инклюзивного образования, условий успешности этого процесса?

Просим Вас оказать содействие в проведении социалогического исследования и ответить на вопросы анкеты.

Выберите тип учреждения
Обучаются ли в вашем образовательном учреждении дети с ограниченными возможностями здоровья?
В начальном звене
В среднем звене
Во всех звеньях
Не обучаются
Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в вашем образовательном учреждении?
Дети с нарушением зрения
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушением речи
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями интеллекта
Дети со сложными нарушениями
Каков уровень образования педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?
Среднее педагогическое
Высшее педагогическое
Специальное коррекционное
Курсы повышения квалификации по кафедре коррекционной педагогики
Отсутствие педагогического образования
Какие формы обучения используются в вашем образовательном учреждении?
Интегрированный класс (обучение в классе совместно со здоровыми сверстниками)
Коррекционный класс
Индивидуальное обучение (традиционное на дому или дистанционное)
Все формы
Какие программы используются при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья?
Общеобразовательных школ
Коррекционно-развивающие
Реабилитационные
Все программы
Как осуществляется коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
На уроке
На индивидуальных коррекционных занятиях учителя
На занятиях психолога
Способы оценки учебных достижений детей с ограниченными возможностями здоровья:
Традиционные оценки
Качественные оценки на основе требований специальных коррекционных программ
Авторский подход к оценке отдельным учителем
Отсутствие оценки
Какие формы работы с семьёй ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, используются в Вашем образовательном учреждении?
Беседа
Консультация
Досуговые мероприятия
Семинары-практикумы
Результаты педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здорьвья (%)
Количество частично овладевших специальными (коррекционными) программами.
Количество успешно овладевших специальными (коррекционными) программами
Количество успешно овладевших общеобразовательными программами
Количество подготовленых к ЕГЭ
защитный код [*]
введите сумму чисел, указанных на рисунке
защитный код

Спасибо, что ответили на наши вопросы.


[*] - обязательные поля
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph