семинар «Формирование открытого информационно – образовательного пространства профессиональной образовательной организации в условиях модернизации профессионального образования»
Стратегическая сессия Агентства стратегических инициатив Новые доходы к развитию кадров в регионе (направление Молодые профессионалы)
Совещание Печать КИМ в аудитории и Перевод бланков ответов участников ЕГЭ в электронный вид в ППЭ
Вход для пользователей
Актуальная тема

Выравнивание образовательных результатов школ региона - проблемы и возможности

Каждый ребенок имеет право быть успешным, и каждый взрослый - родители, учителя, директора школ – непосредственно заинтересован в положительном результате обучения детей. Но фактически одни школы демонстрируют стабильно высокие образовательные результаты обучающихся, а другим школам это не удается. В Стратегии развития Нижегородской области одной из самых значимых проблем в сфере образования названа проблема существенного разрыва в качестве образования школ региона. В 2018 году принят региональный проект по формированию практикоориентированной модели повышения качества образования в школах, имеющих стабильно низкие образовательные результаты. Информационно-методическое сопровождение реализации данного проекта осуществляет лаборатория информационно-методического обеспечения выравнивания образовательных результатов ГБОУ ДПО НИРО.

Как среди успешных, так и среди неуспешных образовательных организаций есть и сельские, и городские школы, не отличающиеся своей социальной средой и материальными условиями. Наличие сегмента школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех уровнях образования, вызывает серьезное беспокойство в обществе. Поэтому сегодня одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является повышение доступности качественного общего образования для граждан Российской Федерации, снижение разрыва в качестве образования между школами, а также группами учащихся, обеспечение одинаково высоких результатов школьников вне зависимости от места жительства и социально-экономического статуса семьи.

Как в научных исследованиях, так и в образовательной политике тема низких и высоких результатов обучения детей возникла не сегодня. В начале тридцатых годов прошлого столетия в работах советских педагогов активно обсуждались результаты исследования причин (факторов) неуспеваемости, так называемых трудных школьников. Учителя, как правило, называли «трудными» детей, не успевающих в учебе, или учеников – нарушителей дисциплины. Обращение к теме успеваемости и неуспеваемости позволило уже тогда прийти к выводу, что факторов этой неуспеваемости немало. Исследовались наследственность неуспевающих учеников, утробное детство, дошкольная жизнь и здоровье, уровень интеллектуального развития. И анализ этих факторов, назовем их личностными, привел исследователей к выводу о том, что только этими факторами невозможно объяснить неуспешность ребенка в обучении. Оказалось, что существенное влияние на результаты обучения имеют и школьная обстановка, и домашние условия жизни ребенка, и его отношения с родителями, и организованная взрослыми и сверстниками досуговая среда и т.д. Необходимость организации совместной деятельности учителя и психолога, родителей и директора школы как один из выводов присутствует в работе «Трудные школьники» П.П.Блонского, руководителя и самого активного участника многочисленных исследований по теме результатов обучения детей советской России, написанной в 1929 году.

Сегодня вновь, как почти сто лет назад, на различных профессиональных и общественных дискуссионных площадках звучат вопросы о факторах влияния на результаты обучения детей. В 2017 году вышла и стала настоящим бестселлером книга Джона Хэтти «Видимое обучение», в которой представлены результаты самого масштабного в мире исследования в области доказательной педагогики, поскольку в ней синтезированы результаты более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников. В данном издании определены источники влияния на успеваемость ребенка: он сам, его семья, учитель, школа, учебная программа, стратегии и методы преподавания, - описаны 138 факторов влияния на успеваемость детей по среднему размеру эффекта и раскрыто содержание каждого фактора. Разное время, разные государства, разные исследователи - но в них абсолютно одинаковая профессиональная и человеческая позиция авторов, которых разделяет столетие. В центре их внимания – ребенок как самый главный смысл всей деятельности и учителя, и родителя, и директора школы, и любого взрослого, с кем этот ребенок встречается.

Социологические исследования федерального уровня в первом десятилетии XXI века показали, что 87% школьников с низкими баллами ЕГЭ концентрируются в 18% школ, в которых практически нет ни одного ученика с высокими баллами. В научной литературе появились термины «устойчиво успешные» и «устойчиво неуспешные» школы. Устойчиво успешные школы — это школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определенным показателям учебные результаты лучше, чем все остальные. Устойчиво неуспешные школы стабильно демонстрируют результаты хуже, чем все остальные по всем критериям. Но каждая слабая школа несчастлива по-своему, в основе её неуспеха лежит уникальная комбинация причин, поэтому важно проводить их анализ и формулировать адресные меры поддержки. В 2018 году началась, а в 2019 году продолжается реализация регионального проекта по формированию практикоориентированной модели повышения качества образования в школах, имеющих стабильно низкие образовательные результаты в Нижегородской области. В рамках этого проекта в каждой конкретной школе, имеющей стабильно низкие образовательные результаты, анализируются влияющие на них факторы, выстраиваются пути преодоления выявленных дефицитов и содержание необходимых изменений каждого компонента образовательной системы. Портфель диагностических методик для определения причин

стабильно низких результатов образовательной деятельности школ уже разработан и апробируется сотрудниками лаборатории информационно-методического обеспечения выравнивания образовательных результатов ГБОУ ДПО НИРО. Сотрудники лаборатории надеются, что такая адресная работа поможет преодолеть разрыв в образовательных результатах школ.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph