3
7
10
Актуальная тема

Международный день защиты детей

История и традиции праздника
Символ Международного дня защиты детей – флаг, изображающий на зеленом фоне символ планеты, и пять разноцветных фигурок по ее окружности. Зеленый фон символизирует плодородие, рост и гармонию, планета – общий дом всех детей, а разноцветные фигурки – терпимость и разнообразие

В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития как материального, так и духовного (пр. 1); голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр.2) ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр.3); ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр.4); ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр.5) [2]. В декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны. Все человечество должно заботиться о благополучии детей.
Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». В соответствии с пунктом З статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации являлось ((осуществление международного сотрудничества... в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религию) путем содействия ООН (всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех)) (п. с ст. 55).
Устав определил также органы, которые координировали сотрудничество государств по защите прав человека: Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации (ст. 13), Экономический и Социальный совет делает рекомендации и создает комиссии по поощрению прав человека (ст.ст. 63, 68). Для этих целей были также созданы специальные органы как универсального характера (Комиссия по правам человека), так и функционального — по защите отдельных категорий населения (Комиссия по положению женщин, Комиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями).
Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением.
Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).
Детский фонд ООН
В первые годы после Второй мировой войны положение детей в Европе было ужасающим. Для решения этой острой проблемы Организацией Объединенных Наций было создано новое учреждение – Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Вручая в 1965 году ЮНИСЕФ Нобелевскую премию, представитель Нобелевского комитета г-жа Осе Лионес следующим образом описала события тех лет:
«В ту страшную суровую зиму 1947 года ЮНИСЕФ пришел на помощь больным, бездомным и изголодавшиеся после пяти лет войны и оккупации детям. ЮНИСЕФ организовал поставки продовольствия, медикаментов, одежды и обуви в 14 странах. Это была самая масштабная в истории международная кампания по оказанию помощи детям. Благодаря ЮНИСЕФ шесть миллионов детей и их матерей имели возможность питаться по крайней мере один раз в день».
В 1953 году Генеральная Ассамблея преобразовала ЮНИСЕФ в постоянную организацию по оказанию помощи детям, в целях улучшения «бедственных условий, в которых сотни миллионов детей живут в развивающихся странах», как выразилась госпожа Лионес. ЮНИСЕФ находится в авангарде борьбы за интересы детей и обеспечения их выживания, защиты и развития.
Изначально ЮНИСЕФ занимался главным образом вопросами здравоохранения. Начиная со средины 60-х годов ЮНИСЕФ занимается всем спектром проблем по оказанию помощи детям, включая образование. Сегодня ЮНИСЕФ действует в 190 странах и территориях, оказывая помощь самым уязвивым группам детей.
Детский фонд сотрудничает с другими учреждениями системы Организации Объединенных Наций системы ООН в самых раличных областях. ЮНЕСКО оказывает содейстие ЮНИСЕФ в области образования, МОТ – в деле ликвидации детского труда. Кроме того, важнейшая работа ведется специальным представителем МОТ по бедственному положению детей в условиях войны. Всемирная продовольственная программа (ВПП) занимается вопросами гуманитарной помощи, а Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) решает задачи по искоренению болезней.
Декларация о правах ребенка
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребенка, в которой закреплены права детей на защиту, образование, здравоохранение, жилище и нормальное питание.
Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала декларация прав ребенка. При подготовке Всеобщей декларации прав человека Экономический и Социальный совет предложил Комиссии по правам человека рассмотреть одновременно Всеобщую декларацию прав человека и проект декларации прав ребенка. В 1946 г. Экономический и Социальный совет решил, что, хотя принципы Женевской декларации должны оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном документе, соответствующем уставным целям Организации Объединенных Наций в области прав человека [27, с.273—305]. И в том же году Социальная комиссия обсуждала возможность разработки декларации. На 6-й сессии Социальной комиссии (1950) был принят проект декларации под названием хдекларация прав ребенка». Экономический и Социальный совет в 1950 г. передал проект этой декларации на рассмотрение Комиссии по правам человека, которая включила вопрос о декларации прав ребенка в повестку дня своей 13-й сессии (1957). Подготовив проект декларации на своей 15-й сессии в январе 1959 г., Комиссия представила его 14-й сессии Генеральной Ассамблеи, где он рассматривался Комитетом по социальным, гуманитарным и культурным вопросам. Проект декларации вызвал острую дискуссию. Представители СССР и других социалистических стран считали, что провозглашение общих принципов защиты прав детей в декларации недостаточно и что ее следует дополнить указанием конкретных мер, которые должны быть приняты государствами для содействия осуществлению этих прав. Представители же западных стран подчеркивали, что в декларации следует перечислить лишь принципы, так как данный документ является не более, чем утверждение добрых намерений и носит лишь рекомендательный характер. В результате предложение СССР было отклонено [2, с. 131]. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 1383(14) приняла декларацию прав ребенка.
Декларация прав ребенка расширила 5 принципов Женевской декларации 1924 до 10 принципов. В ее Преамбуле отмечается, что ре6енок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». В декларации говорится о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам (пр. 1); о праве ребенка на нормальное развитие (пр. 2); о праве на получение образования (пр.7). Согласно декларации, ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации (пр. 9); ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание (пр. 4). Один из принципов декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении (пр. 5). Последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка (пр. 10) [8, с.151].
Таким образом, декларация прав ребенка 1959 г. сформулировала принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка
В своей работе ЮНИСЕФ руководствуется исторической Конвенцией о правах ребенка, принятой в 1989 году. Данную Конвенцию ратифицировало рекордное количество государств. С момента принятия Конвенции был достигнут значительный прогресс в самых различных областях.

Положение детей в мире
Каждый ребенок имеет право на услуги в области здравоохранения, образование и защиту. Будущее любой страны напрямую зависит от благосостояния детей и возможностей для развития, которыми они будут располагать. К сожалению, миллионы детей в мире лишены возможности стать полноценными членами общества.
Почти миллиард жителей планеты живут менее чем на $1,90 в день, и половина из них — дети. По причине недоедания, по состоянию на 2014 год, 160 миллионов детей в мире имеют физические отклонения.
Несмотря на значительный прогресс в области образования с 2011 года количество детей в возрасте от 6 до 11 лет, которые не посещают школу, возросло. Приблизительно 124 миллиона детей и подростков не ходят в школу. Вооруженные конфликты являются одной из причин такого положения вещей.
Дети и вооруженные конфликты
Дети считаются экономически выгодной альтернативой взрослым комбатантам. Они легко внушаемы и являются хорошими бойцами, потому что еще не понимают, что такое смерть. Последние два десятилетия в ряде отмечается изменение характера и тактики вооруженных конфликтов. Эти процессы порождают новые угрозы для детей. Дети стали более уязвимыми из-за новых средств вооруженной борьбы, отсутствия конкретного театра военных действий, роста количества и многообразия сторон конфликта; это придает еще бóльшую сложность конфликтам и способствует преднамеренному выбору в качестве мишеней тех объектов, которые традиционно считались безопасными местами, например школ и больниц. Кроме того, более частое использование террористической и контртеррористической деятельности порой приводит к размыванию границ между тем, что законно и незаконно в рамках противодействия угрозам безопасности.
Принудительная вербовка в течение долгого времени была основной схемой превращения детей в солдат. Хотя, без сомнения, многие группировки по-прежнему похищают детей и принуждают их вступать в свои ряды, существуют и другие побудительные факторы, под воздействием которых дети становятся участниками вооруженного конфликта.
Важным фактором, мотивирующим к вступлению в ряды вооруженных сил и групп, может стать нищета. Для некоторых детей вступление в вооруженные группировки обеспечивает возможность получать раз в день пищу, и поэтому некоторые родители посылают туда своих детей, надеясь, что они получат там еду и кров. Важным мотивирующим фактором является дискриминация. Этническая, племенная и религиозная идентичность вкупе с представлением о дискриминации может стать фактором, мобилизующим целые общины, включая детей. Если ребенок становится свидетелем убийства, унижения своих родителей или видит, как его сестер насилуют, он может вступить в вооруженную группировку из желания отомстить. Семьи и общины также требуют от многих детей принять участие в защите общины. Иногда мальчиков и девочек может привлекать идея мученичества и героической смерти.
Проведение различия между «добровольным» призывом и принудительной вербовкой не имеет смысла, поскольку даже если дети вступают в вооруженную группировку «добровольно», они делают это в отчаянной попытке выжить. В конечном счете, именно взрослые командиры принимают решение о вербовке детей и именно они обязаны нести ответственность за свои деяния.
По-прежнему сохраняются пробелы в понимании мотивов, побуждающих детей принимать участие в вооруженных конфликтах. Здесь требуются более углубленные исследования, которые позволяли бы предупреждать вербовку детей и бороться с этим явлением.
Для защиты детей от насилия и эксплуатации специальные представители ООН по правам человека ведут работу по предотвращению торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Нуждам и правам детей уделяется большое внимание в Декларации тысячелетия и в планах, разрабатываемых в ходе крупных конференций и саммитов Организации Объединенных Наций.
ООН также ведет активную работу на местном уровне во всех регионах, нуждающихся в поддержке. Необходимо отметить деятельность Специального представителя по Западной Африке, Специального суда по Сьерра-Леоне и Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ ( БАПОР). Насущные потребности детей, относящихся к особым группам общества, таким как рабочие-мигранты, коренные народы и инвалиды, обеспечиваются с помощью различных правовых механизмов под эгидой ООН, а также усилиями на местах во взаимодействии с неправительственными организациями.
Цели в области устойчивого развития (ЦУР)
1 января 2016 года официально вступили в силу 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), изложенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая была принята мировыми лидерами в сентябре 2015 года на историческом саммите Организации Объединенных Наций. В течение предстоящих 15 лет, за которые должны быть достигнуты эти универсально применимые новые цели, страны активизируют усилия, направленные на искоренение нищеты во всех ее формах, борьбу с неравенством и решение проблем, связанных с изменением климата, и обеспечения того, чтобы никто не был забыт. В основе ЦУР лежат достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), и направлены ЦУР на продолжение усилий, призванных положить конец нищете во всех ее формах. Уникальность новых целей состоит в том, что они призывают все страны – бедные, богатые и со средним уровнем дохода – содействовать процветанию при одновременном обеспечении защиты планеты. В них признается, что ликвидация нищеты должна быть неразрывно связана с реализацией стратегий, содействующих экономическому росту, и направленных на удовлетворение ряда социальных потребностей, в том числе в области образования, здравоохранения, социальной защиты и обеспечения возможности трудоустройства, при одновременном решении проблем, обусловленных изменением климата, и обеспечении охраны окружающей среды

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНОБРНАУКИ РФ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ «УРОКИ ДОБРОТЫ» ПО ПОНИМАНИЮ ИНВАЛИДНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph