4
8
11
Подразделения

Научная школа Л.В. Шамрей

Научная школа Шамрей Л.В.

№ п/п

Структурные компоненты, раскрывающие содержание научной школы

Краткая характеристика научной школы

1.

Название научной школы

«Образность как принцип и способ изучение художественной культуры»

(направление научной школы В .Г. Маранцмана в методике преподавания литературы)

2.

Отрасль науки, в рамках которой работает научная школа

Направление 44.06.01 - «Образование и педагогические науки», профиль 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (литература).

3.

Руководитель научной школы

Шамрей Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, Заслуженный работник высшей школы РФ (1945 –– 2018 г.г.)

4.

Статус научной школы

4.1. Социокультурный смысл научной школы.

Системное переосмысление задач и форм анализа литературного произведения в контексте художественной культуры.

4.2. Базовая концептуальная идея.

Впервые именно учеными школы В.Г. Маранцмана была выстроена система литературного и художественного образования как естественного вхождения учащихся в культуру, что нашло воплощение в программах по литературе 5—11-х классов, построенных по принципу диалога культур; мировой художественной культуре, в комплексе учебно-методических пособий.

4.3. Ведущие направления научных исследований:

1). Выстраивание ассоциативных рядов, организующих диалог искусств;

2). Выявление закономерностей процесса приобщения школьников с 5-го по 11-й класс к художественной культуре в связи с их литературным развитием;

3) установление действенных каналов освоения художественной культуры для всех возрастных групп обучаемых;

4). разработка для каждого концентра методического инструментария, необходимого в осуществлении поставленной цели;

5) предложение конкретных методических решений изучения отдельных тем и литературных произведений на основе методики включения искусств в урок литературы.

5.

Ведущие научные

труды школы

1. Шамрей Л.В. Образный диалог времён как принцип и способ изучения художественной культуры. – Н.Новгород, 1993. –– 114 с.;

2. Шамрей, Л.В. Школа ХХI века и творческий потенциал учителя-словесника // Нижегородское образование. – 2013. – № 1. – С. 54-63;

3. Шамрей, Л.В. Методика литературы и методология гуманитарного знания // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «20 Голубковские чтения». – МПГУ, 2013. – С.23–26;

4. Шамрей, Л.В. Структурирование учебной деятельности на уроках литературы (на примере притчи о Блудном сыне в историко-литературном контексте» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1; URL: http:www.science-education.ru / 121-19216;

5. Шамрей Л.В. Уроки словесности на рубеже 20–21 веков: к проблеме традиций и инноваций // Современный урок словесности: сборник научных и учебно-методических статей. – Н. Новгород, НИРО, 2017. – С. 5–10.

6. Интерпретирование как учебная деятельность. Коллективная монография / Под ред. Шамрей Л.В., Шутана М.И. – Н. Новгород: НИРО, 2012. – 299 с.;

7. Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в современной школе: сборник научно-методических статей / Под ред. Л.В. Шамрей, С.В. Тихоновой. – Н. Новгород: НИРО, 2014. – 232 с.;

8. Образность как основа и принцип изучения художественной литературы: монография / Под ред. Л.В. Шамрей, С.В. Тихоновой. – Н. Новгород, НИРО, 2015. – 184 с.;

9. Шутан, М.И. Моделирование как учебная деятельность на уроке литературе: монография. –Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 181 с.;

10. Шутан, М.И. Ученик и литературное произведение: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. – 257 с.;

11. Шутан, М.И. Интерпретационная деятельность школьников на уроке литературы // Литература в школе. – 2010. – №7. – С. 21–25;

12. Шутан, М.И. Ученик и художественный текст: О методах и приёмах школьного изучения литературного произведения // Литература в школе. – 2012. – №1. – С. 21–26;

13. Шутан, М.И. Категории поэтического и прозаического на уроке литературы // Нижегородское образование. – 2013. – №1. – С. 100-107;

14. Шутан, М.И. Принципы моделирующей деятельности школьников на уроке литературы // Литература в школе. – 2014. – №2. – С. 22-27;

14. Шутан, М.И. Взаимодействие аналитической и интерпретирующей деятельности школьников на уроке литературы // Нижегородское образование. – 2016. – №2. С. 25–31;

15. Шутан, М.И. Концепт «мать» на обобщающих уроках литературы. 10 класс // Литература в школе». – 2017. – №1. С. 23–28;

16. Шутан, М.И. О комплексном подходе к изучению концепта в школе // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: Коллектив. монография. – СПБ.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 450 с. Автор. стр.: 122–135;

17. Тихонова, С.В. Чтение как социокультурный феномен новой школы: монография / Под ред. Л.В. Шамрей. – Н. Новгород: НИРО, 2016. –145 с.;

18. Тихонова, С.В. Место классической и современной литературы в художественных интересах современного школьника // Нижегородское образование – 2015. - № 3. – С. 161-168;

19. Тихонова, С.В. Основные тенденции развития современной литературы и её воспитательный потенциал // Нижегородское образование. – 2015. – № 4. – С. 121-127;

20. Тихонова, С.В. Роль сравнительного анализа лирического произведения ХIХ и конца ХХ века в литературном развитии учащихся // Современные проблемы науки и образования 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-19216.

21. Борщевская, М.Ю. Знакомство с джазовой поэтикой И. Бродского на уроке в гимназии // Иосиф Бродский в XXI веке: материалы международной научно-исследовательской конференции. Санкт-Петербург / Под ред. О.И. Глазуновой. – СПб.: Филологический факультет СпбГУ; МИРС, 2010. –– С.298–303;

22. Борщевская, М.Ю. Метафорическое мышление на уроке литературы. 11 класс // Литература в школе. –2013. – №12. – С. 20-22;

23.Борщевская, М.Ю. Слово и музыка: обучение интерпретации на уроках литературы // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «22 Голубковские чтения». – МГПУ, 2015. С. 69–74;

24. Дербенцева, Л.В. О взаимосвязи содержания и формы урока (на примере прозы Ю. Казакова) // Нижегородское образование. – 2013. – 2013. – №1. – С. 107-111;

25. Дербенцева, Л.В. Роль киноэкранизации литературных произведений в эстетическом развитии современного школьника // Нижегородское образование. – 2015. – №1. – С. 16–21.

6.

Сотрудничество с ведущими научными организациями, другими ведущими образовательными учреждениями, международными академиями и международными образовательными учреждениями.

1. ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

2. ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

3. ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» (ЛОИРО), г. Санкт-Петербург;

4. ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», г. Самара.

7.

Распространение идей научной школы через участие в конференциях, семинарах, УМО по ППО, региональном инновационном образовательном проекте «Модель профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы».

1. Модернизация филологического образования в школе: 1-я областная научно-практическая конференция, Н. Новгород, 2003;

2. Русский язык и литература в школе и вузе на рубеже 19 и 20 веков: Всероссийская научная конференция, Самара, 2004;

3. «Стратегия обучения литературе: новые УМК для 5-11 класса»: научно-практическая конференция, СПб. 2007;

4. Ежегодная международная конференция «Голубковские чтения», М., 2008 -2018;

5. I-й международный форум словесников, СПб, 2012;

6. Международная научно-практическая конференция, посвященная 80-тилетию В.Г. Маранцмана, СПб. ЛОИРО, 2012;

7. Международная конференция ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, 2013-2015;

8. Ежегодная научно-практическая конференция Ассоциации нижегородских гимназий, Н. Новгород, 2007-2018.

9. Ежегодная областная научно-практическая конференция для учителей гуманитарного цикла, Н. Новгород, 2003-2018.

8.

Информация о подготовке и защите диссертационных исследований в рамках основных направлений научной школы.

1. Борщевская Марианна Юрьевна, к. пед. наук, доцент «Взаимосвязь интерпретаций литературных и музыкальных произведений на уроках в средней школе»;

2. Султанова Альбина Владимировна, к.пед.наук «Изучение поэтики произведений Ф. Тютчева и А. Чехова в 10 классе»;

3. Тихонова Светлана Владимировна, к. пед. наук, «Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы (на примере изучения творчества М.Лермонтова)»;

4. Кочетова Елена Васильевна, к. пед. наук «Образные обобщения как основа методики изучения творчества Ю. Трифонова в 10-11 классах»;

5. Усенко Елена Александровна, к. пед. наук «Изучение лейтмотивов произведений М.Горького как основа методики планирования монографической темы»;

6. Шутан Мстислав Исаакович, д.пед. наук «Полифункциональность приемов анализа как основа интенсификации изучения литературы в средней школе».

9.

Создание научной среды

(участие в грантах, работа Научного семинара и др.)

1. Грант ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПБГУ) «Русский язык как государственный язык РФ», 2014;

2. Федеральная целевая программа «Русский язык», 2010-2018;

3. Научный семинар «Функциональная (речевая) культура современного учителя», 2012-2017

МОНОГРАФИИ

В монографии Л.В. Шамрей (Нижний Новгород, 1993 г., 113 с.) рассматриваются теоретические проблемы изучения процессов художественной культуры (на примере литературы как её части), методологические закономерности, объединяющие разные гуманитарные науки. Показано формирование художественной культуры личности на всех этапах её становления в школе и в многообразии форм (работа со словом, образной системой текста, постижение образа мира в искусстве). Приводятся примеры образно-ассоциативного анализа произведений литературы.


В монографии о полифункциональности способов изучения литературного произведения в средней школе (Нижегородский гуманитарный центр, 2005 г., 187 с.) представлена типология способов анализа и интерпретации произведений в школе и раскрыты их функции.

В монографии «Моделирование как учебная деятельность на уроке литературы» (Нижегородский гуманитарный центр, 2007 г., 181 с.) моделирование рассматривается как одна из форм организации эффективной учебной деятельности школьников на уроках литературы. В монографию входят следующие главы: «Методический приём анализа литературного произведения в отношении к научному методу», «Полифункциональность как свойство методического приёма анализа литературного произведения», «Роль образа в процессе моделирования читательской интерпретации», «Ассоциативный ряд как основа моделирования читательского восприятия» и др.

В монографии «Ученик и литературное произведение» (Новосибирский центр развития научного сотрудничества, 2012 г., 257 с.) раскрываются способы вовлечения школьника в диалог с искусством художественного слова. При этом особое внимание уделяется взглядам филологов и методистов на литературное произведение (литературное произведение как художественная целостность; филологические основы школьного изучения литературного произведения; читательское восприятие школьников; приёмы изучения литературного произведения в школе; психологические качества школьников, развивающиеся на уроках литературы), полифункциональности приёмов изучения произведения (бинарная система «интерпретация –– анализ» и разные этапы школьного изучения литературного произведения; актуализация межтекстовых связей; эксперимент на уроке литературы; моделирующая деятельность: типология образов; создание гипотезы; режимы проверки гипотезы) и диагностике литературного развития выпускников.

В монографии (Нижегородский институт развития образования, 2016 г., 148 с.), созданной по материалам социокультурных исследований, проведённых в образовательных организациях Нижегородской области, рассматривается проблема динамики литературного развития современного читателя. В ней представлена многоплановость задач и функций чтения (эволюция представлений о роли чтения в психологии и методике обучения литературе в средней школе; функции чтения на этапах восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения), а также рассмотрены современный школьник и учитель как читатели (место классической и современной литературы в художественных интересах современного школьника; значение классного и свободного чтения с точки зрения учеников, родителей, учителей; анализ качественных изменений в литературном развитии современных школьников в сопоставлении с развитием учащихся 60–70-х годов двадцатого века; уровень освоения современных художественных произведений учащимися 9–11 классов; восприятие и анализ учителями произведений русской литературы; критерии качества чтения).

В коллективной монографии, посвящённой интерпретированию литературных произведений (Нижегородский институт развития образования, 2012 г., 282 с.), представлены теория и опыт изучения произведений искусства, которые позволяют модернизировать методику преподавания литературы, изобразительного искусства, музыки, МХК в школе и совершенствовать качество обучения на основе более широкого использования интерпретационной деятельности учащихся. В монографию входят следующие разделы: «Чтение––понимание––интерпретация», «Поэтика литературного произведения в зеркале интерпретации», «Изобразительное искусство в поле интерпретационной деятельности», «Музыка и проблемы интерпретации», «Киноинтерпретация на уроке литературы», «Русский рассказ 20 века: от анализа –– к интерпретации».

В коллективной монографии об образности (Нижегородский институт развития образования, 2015 г., 184 с.) исследуются методологические проблемы, определяющие перспективность теории и методики преподавания литературы как феномена художественной культуры. Авторы, опираясь на педагогический опыт, рассматривают образность как природную способность мышления человека, особенность мышления автора произведения. В центре внимания их анализа –– приёмы и способы обучения, органичные природе того или иного текста. Мнография состоит из двух разделов: «Образность как интегральный признак развитого читателя» и «Развитие образного мышления учащихся старших классов средней школы(методологические аспекты)».

Коллективная монография «Чтение как искусство: герменевтический аспект» (Вятский государственный гуманитарный университет, 2013 г., 470 с.) раскрывает проблему чтения в контексте теории герменевтики, отражает опыт её изучения как читательской деятельности филологов, педагогов, методистов, студентов и школьников.

Три параграфа монографии написаны преподавателями кафедры словесности и культурологии Нижегородского института развития образования М.И. Шутаном, М.Ю. Борщевской и С.В. Тихоновой («Варианты образного воплощения темы на уроках литературы», «Урок литературы как интертекст», «Роль психологических доминант при чтении пьес Виктора Розова учениками 11-го класса»).

В коллективную монографию «Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2017 г., 430 с.) вошли следующие главы: «Методическая концептология и её методологическая основа», «Моделирование лингвокультурного концепта в учебных целях», «Художественные концепты в учебном тексте и дискурсе», «Концепт как текст культуры в образовательном пространстве школы и вуза», «Концепты и ориентиры современного образования». Автором параграфа «О комплексном подходе изучения концепта в школе» является профессор кафедры словесоности и культурологии М.И. Шутан.

СБОРНИКИ СТАТЕЙ


В сборнике «Модернизация филологического образования в школе» (Нижегородский гуманитарный центр, 2003 г., 55 с.) представлены материалы о системности школьного изучения литературного произведения, о художественности речи, о тексте как объекте комплексного лингвокультурологического анализа, о методике интегративногообучения. В сборнике «Лингвокультурологический подход к гуманитарному образованию» (Нижегородский гуманитарный центр, 2004 г., 107 с.) лингвопоэтика рассматривается как способ анализа художественного произведения. Тематика статей, вошедших в сборник (Нижегородский институт развития образования, 2008 г., 95 с.), отличается разнообразием: грамматическая стилистика на уроке литературы, лингвокультурологический словарь к художественному тексту как средство развития современной языковой личности, природа современного урока, обертон как особенность поэтической речи, контекстный подход к изучению творчества А.А. Ахматовой, поэтика произведений Е.Л. Шварца, Л. Петрушевской, Ю. В. Трифонова, З. Прилепина, А. Геласимова на уроках литературы в современной школе.


Первый выпуск Пушкинского альманаха (Нижний Новгород, 2006 г., 196 с.) посвящён 175-летию Болдинской осени. В него вошёл разнообразный филологический и методический материал: наряду с пушкинскими произведениями, в материалах альманаха рассматриваются произведения Горация, Данте, Гёте, Лермонтова, Бунина, Горького, Рильке. Содержание отдельных статей определяют проблемы преподавания литературы в современной школе (чтение как способ постижения художественного произведения; лингвопоэтический анализ художественного произведения и др.). Особое место в альманахе занимает очерк о пушкинисте В.А. Грехнёве.

Второй выпуск альманаха вышел в 2010 году (128 с.) и состоит из трёх разделов: «В начале жизни школу помню я…» (статьи методической направленности, посвящённые изучению в школе произведений А.С. Пушкина, М.А. Булгакова, Ю.В. Трифонова; фрагменты из статей и книг В.А. Грехнёва, которые может использовать учитель-словесник в своей работе; материал о школьном музее В.А. Грехнёва); «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» (филологические статьи о творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.И. Цветаевой, М. Горького); «Душой исполненный полёт…» (А.С. Пушкин в музыке и живописи; экранизации «Пиковой дамы»).

Сборник статей был выпущен к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (Нижегородский институт развития образования, 2014 г., 232 с.).

Тематика статей отличается разнообразием: реализм лермонтовской прозы, система уроков по творчеству М.Ю. Лермонтова в девятом классе, современный школьник как читатель Лермонтова, зарубежная литература и лирика Лермонтова, пути освоения поэмы «Мцыри», обобщающий урок по роману «Герой нашего времени», школьное сочинение как средство развития читательских навыков, иллюстрации к произведениям Лермонтова на уроках литературы, интерпретация поэзии Лермонтова в музыке. Кроме того, в пособие вошли дидактические материалы к изучению творчества Лермонтова, а также материалы к литературному вечеру и к заочной экскурсии по лермонтовским Тарханам.

Сборник научных и учебно-методических статей «Современный урок словесности» (Нижний Новгород, 2017 г., 188 с.) составлен по материалам областных научно-практических конференций и по результатам экспериментальной работы преподавателей кафедры словесности и культурологии. Наряду с работами исследователей по методике русского языка и литературы, представлен опыт учителей Нижегородской области. В большинстве статей особое внимание уделяется развитию образного и концептуального мышления школьников. В некоторых из них показано, как ослабляются границы, отделяющие уроки русского языка от уроков литературы. Притмечательная черта целой группы статей, вошедших в сборник, –– внимание к русской литературе второй половины двадцатого –– начала двадцать первого века. В них, как правило, актуализируются методические принципы контекстного изучения художественного произведения.


С 2007-го года в Нижнем Новгороде проводятся научно-практические конференции Ассоциации нижегородских гимназий. Каждой из них посвящается отдельный сборник статей. Эти сборники (выпущено 10 сборников) выходят под редакцией доцента кафедры М.Ю.Борщевской. Преподаватели кафедры периодически публикуются в этом издании.


Преподаватели кафедры принимают участие в ежегодной международной научно-практической конференции «Голубковские чтения», которая проводится в Московском педагогическом государственном университете, и периодически публикуются в сборниках, посвящённых этой конференции. За 2013–2018 годы ими опубликовано 14 статей.

ПРОГРАММЫ

В издание (Нижний Новгород, 2017 г., 148 с.) вошли программы следующих курсов: «Занимательная жизнь русского слова», «Лингвокультурологический анализ текста», «Языковые процессы русской и художественной литературы 20–21 веков», «Сопоставительный анализ художественных произведений 19–20 веков», «Взаимодействие романтизма и реализма в русской литературе 19–20 веков», «Комплексный анализ художественного текста», «Литературные произведения в контексте православных культурных традиций», «Зарубежная литература в контексте художественной культуры», «Зарубежная литература 20 века», «Классический музыкальный авангард 20 века», «Литературное краеведение».

Рабочая программа и методические рекомендации для 8-11 классов средней школы по дисциплине «Искусство» составлена профессором кафедры Л.В. Шамрей и доцентом Л.В. Дербенцевой (Нижний Новгород, 2017 г., 96 с.). Издание, переработанное и дополненное, построено с учётом практических потребностей учителей: учтено реальное количество часов, определены цели, концепции уроков, а также дан перечень примеров по теме, словари к урокам, варианты творческих и проектировочных заданий для учащихся.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Сборник (Нижегородский гуманитарный центр, 2003 г., 68 с.) рекомендуется для слушателей курсов повышения квалификации по моделированию и проектированию учебной деятельности на уроке. В рубрике «Обучение проектной деятельности в команде» характеризуются четыре мастерские («Верьте себе», «Вечное сегодня», «Гармонии таинственная власть», «Живое знание»). В рубрику «Уроки уроков» входят методические статьи («Моделирование и проектирование уроков русского языка в старших классах», «Мотив солнца на уроках, посвящённых литературе 20 века», «Уроки по творчеству И. Бродского в 11 классе»).

В сборник «Анализ и интерпретация текста на уроках гуманитарного цикла» (Нижегородский гуманитарный центр, 2007 г., 114 с.) включены методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации. На примере произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова, А.П. Платонова, В.М. Шукшина и других авторов доказывается, что анализ и интерпретация художественного текста основывается на его многоаспектном, широком и глубоком понимании, восприятии и исследовании.

В методических пособиях С.В. Тихоновой, выпущенных в 2017 году в Нижнем Новгороде, в центре внимания –– русская литература второй половины двадцатого–начала двадцать первого века.

В первом из них (106 с.) представлены варианты изучения творчества Р.И. Рождественского на уроках литературы в средней школе, где предусмотрена опора на чтение в процессе восприятия, анализа и интерпретации лирических текстов. Также представлены варианты планирования монографической темы в старших классах.

Во втором пособии (126 с.) представлены варианты читательских практик, способствующие освоению ведущих направлений литературы рубежа веков. При этом особое внимание уделяетсясочетанию разных видов чтения на уроках литературы в старших классах.

Коллективное учебное пособие (Ленинградский институт развития образования, 2013 г., 427 с.) содержит научно-методические материалы учёных-филологов, методистов и учителей-практиков, работающих в школах России и за рубежом по методической системе В.Г. Маранцмана. Пособие состоит из следующих разделов: «Человек ренессансной культуры», «Анализ и интерпретация литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников», «Содружество искусств в литературном образовании школьников: интегративные связи», «Культурно-историческое и духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы: УМК под редакцией В.Г. Маранцмана», «Речевое развитие школьника в современной системе образования», «Вместе с Владимиром Георгиевичем (воспоминания близких, друзей, коллег и учеников».

В пособие входит материал профессора кафедры словесности и культурологии НИРО М.И. Шутана о перспективах проблемного обучения на уроках литературы.

В «Глоссарий» (Санкт-Петербург, 2015 г., 306 с.), созданный членами научно-методического совета при Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, вошли следующие статьи профессора кафедры словесности и культурологии М.И. Шутана: «Изучение литературного произведения в школе», «Интерпретация литературного произведения в школе», «Методы и приёмы преподавания литературы в школе» (совместно с Т.Е. Беньковской), «Моделирующая деятельность на уроках литературы», «Путь изучения литературного произведения в школе», «Урок литературы» (совместно с Е.О. Галицких и Е.Р. Ядровской).


В книги «Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя» под редакцией В.Г. Маранцмана (издательство «Классикс Стиль», 2002 г.), «Литература. 8 класс. Методические рекомендации» под редакцией В. Г. Маранцмана (издательство «Просвещение», 2010 г.), «Литература. 11 класс. Методические рекомендации» под редакцией В. Г. Маранцмана (издательство «Просвещение», 2009 г.) вошли главы доцента кафедры словесности и культурологии Л.В. Дербенцевой об изучении «Снегурочки» А.Н. Островского (7 класс), «Дракона» Е.Л. Шварца (8 класс), а также главы об изучении произведений И.А. Бунина и А.П. Платонова (11 класс).


УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Хрестоматия по зарубежной литературе для средних и старших классов (Нижний Новгород, 1994 г., 544 с.) подготовлена авторским коллективом Нижегородского государственного педагогического университета под редакцией профессора О.Л. Мощанской. Л.В. Шамрей –– автор глав о По, Метерлинке, Лондоне, Шоу, Бёлле, Уильямсе, Сэлинджере.

В пособие М.И. Шутана для учащихся «Русская литература второй половины 20 века» (Нижний Новгород, 2007 г., 55 с.) вошли главы о А.Т. Твардовском, А.И. Солженицыне, В.Г. Распутине, В.О. Пелевине.

В учебники под редакцией В.Г. Маранцмана (7 класс, часть вторая, издательство «Просвещение»; 11 класс, часть вторая, издательство «Просвещение», 2011 г.) ) вошли главы профессора кафедры словесности и культурологии Л.В. Шамрей о В.М. Шукшине (7 класс) и В.С. Высоцком (11 класс)..

В учебник под редакцией В.Г. Маранцмана (8 класс, часть вторая, издательство «Просвещение», 2011 г.) вошла глава доцента кафедры словесности и культурологии Дербенцевой Л.В. о пьесе Е.Л. Шварца «Дракон».

Учебное пособие для 10-го класса (издательство «Просвещение», 2017 г.) продолжает линию учебно-методических комплексов «Сферы». Отдельные главы пособия написаны преподавателями кафедры словесности и культурологии доцентом М.Ю. Борщевской (глава о И.А. Гончарове) и профессором М.И. Шутаном (глава о И.С. Тургеневе).

В пособие для учащихся для подготовки к экзаменационному сочинению в 11 классе (издательство «Просвещение», 2015 г., 80 с.) вошла глава профессора кафедры словесности и культурологии М.И. Шутана «Тематическое направление «Человек и природа в отечественной и мировой литературе».

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph