Региональный экспериментальный сетевой образовательный проект
«Нижегородская инновационная школа», реализуемый
кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО совместно с
образовательными учреждениями Нижегородской области, получает свое
логическое продолжение в новой институциональной форме Проектно
– сетевого института инновационного образования
Приказом Министерства образования и науки РФ № 273 от 10.04.
2012 г. институту присвоен статус федеральной инновационной площадки.
Актуальность проекта «Проектно-сетевой
институт инновационного образования» обусловлена
социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора
профессионализма в условиях модернизации российского образования.
Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются
рефлексивные технологии управления в сфере образования. Кроме того,
актуальность связана с необходимостью разработки нового качества и
нового содержания образования. Построение качественно новых единиц
содержания и условий научно-методического сопровождения процесса
становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм
продуктивной инновационной деятельности в региональной системе
образования. Проект также предполагает создание инновационных моделей
организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров
на муниципальном и региональном уровнях.
Цель проекта
«Проектно-сетевой институт инновационного
образования» заключается в создании нового типа сетевой
образовательной институции, представляющей собой высшую форму
соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной
системе образования.
Задачи проекта
«Проектно-сетевой институт инновационного
образования»:
1. Разработать и теоретически обосновать открытую
корпоративную модель проектно-сетевого института инновационного
образования.
2. Разработать концепцию проектно-ориентированного типа
содержания образования и апробировать его элементы, представленные в
форме корпоративных баз данных, тематических концентров (научных,
образовательных, технологических, кадровых и т.д.).
3. Разработать и внедрить персонифицированную модель повышения
квалификации и переподготовки педагогических, научных и
научно-педагогических работников, руководящих работников сферы
образования на основе построения горизонтальных самоорганизующихся
сетей, индивидуальных траекторий профессионального развития и
саморазвития педагогов.
4. Разработать и апробировать инновационные модели
образовательных организаций, связанной со спецификой вклада организации
в решение определенной социокультурной проблемы, соответствующей
приоритетам социальной и экономической политики Российской Федерации в
области образования.
5. Разработать и внедрить механизмы саморегулирования
инновационной деятельности образовательной организации и работников
сферы образования.
6. Организовать создание, экспонирование, экспертизу и
диссеминацию инновационных образовательных продуктов организаций,
входящих в состав проектно-сетевого института инновационного
образования в масштабе региональной системы образования.
7. Тиражирование и трансляция инновационной модели сетевой
образовательной институции в масштабе Приволжского федерального округа.
Инновационная идея проекта
«Проектно-сетевой институт инновационного
образования».
Для осуществления системного регулирования инновационного
развития образования необходимо создание специальной институциональной
структуры, способной поддерживать устойчивость инновационных
преобразований и обеспечивать развитие человеческого потенциала
средствами образования. В качестве такой институциональной структуры,
способной принять на себя инновационную функцию
регулирования системного развития образования,
призван выступить проектно-сетевой институт инновационного образования.
Данный тип образовательной институции представляет собой
системно-сетевую организацию развивающегося пространства инновационного
образования, способную быстро, эффективно распространять корпоративное
знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур)
на основе новых технологий социальной коммуникации и
проектно-деятельностной кооперации.
Проектно-сетевой институт выступает своеобразным механизмом
социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного
образования, реализуя четыре линии инновационного развития:
- образовательное учреждение как «элементарная
единица» сетевой образовательной институции, имеющая
собственную концепцию и программу инновационного развития;
- локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу
территориальной общности или общности предмета (проблемы);
- межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества
«авторских школ», различные образовательные
ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории,
отделы, центры и т.д.;
- федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из
открытых сетевых институтов и университетов, федеральных
экспериментальных и инновационных площадок и др.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ПРОЕКТНО-СЕТЕВОГО ИНСТИТУТА ИННОВАЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Условное обозначение:
1. Управляющий совет (председатель, зам. председателя, научные
руководители проекта и метапроектов);
2. Оперативная (проектная) дирекция (административный
директор, системный интегратор, координатор, системный администратор,
технический специалист);
3. Проектный совет (научный руководитель, линейные
руководители метапроектов, конструктор-проектировщик);
4. Методологический отдел (научный руководитель, руководитель
проектно-инициативной группы);
5. Межрегиональный сетевой экспертный совет (научный
руководитель, эксперты, консультанты, консультанты-модераторы,
консультанты-супервизоры и др.);
6. Учебно-методический, информационно-аналитический
(руководитель, аналитики, тьюторы, методисты, стажерские площадки,
системный администратор, операционист, программист и др.);
7. Метапроекты («Школа гуманитарных
антропопрактик», «Проектно-ориентированное
содержание образования», «Инновационный
образовательный менеджмент», «Инновационная
дидактика», «Новый педагогический
профессионализм», «Социальное проектирование
образовательных систем», «Креативное
детско-взрослое сообщество», «Корпоративная
эпистемотека», «Нижегородская электронная
школа», «Проектно-сетевой центр образования
специалистов учреждений НиСПО» и др.;
8. Инновационные площадки (системный интегратор, координатор,
руководители проектной инициативы ОУ, педагоги-инноваторы, рабочие
группы, стратегические и проектные группы);
9. Экспертные группы, эксперты, аналитики, консультационные
службы и центры;
10. Тьюторские и стажерские площадки, тьюторы, методисты,
специалисты ММС и др.
Понятийно-терминологический аппарат
проектно-сетевого института инновационного
образования
Базовой категорией практической антропологии в рамках
теоретико-методологического исследования авторами-разработчиками
сетевого проекта определена инновационная
практика, которая раскрывается через основные
понятия: «образовательные практики»,
«антропопрактика» и «типология
образовательных антропопрактик».
Образовательные практики – это
специальная работа по разработке средств, содержания, условий и
механизмов образовательной деятельности.
Инновационная практика – это
специальная работа по разработке новых систем, процессов, проектов,
программ, характеризующих их направленность на развитие и включающих
реально осуществляемые нововведения.
Антропопрактика – это
различные мыслительные, проектные практики работы с Человеком,
ориентированные на развитие и выращивание в человеке
«собственно человеческого» средствами самого
образования.
Антропопрактика – это
жизненное пространство обретения детьми, подростками, молодыми людьми
собственной, индивидуальной субъектности в деятельности и личностной
позиции во встречах с Другими.
Антропопрактика – это
специальная работа в пространстве субъективной
реальности человека, которая задается
пространством человеческих Встреч: пространством со-бытийной
общности, пространством совместно- распределеннойдеятельности,
пространством рефлексивного со-знания.
В структуре проектно-сетевого института инновационного
образования выделяются следующие базисные (формирующие) типы
образовательных антропопрактик:
- гуманитарные практики;
- социально-экономические практики;
- проектно-технологические практики,
- организационно-управленческие;
- этно-экологические практики;
- социо-лингвокультурные практики и др.
Внутри этих базовых практик и на их стыках действуют различные
образовательные антропопрактики (ведущие, дополняющие или
сопутствующие), определяемые при большей степени конкретизации (виды
антропопрактик).
Типология антропопрактик образовательных
организаций - участников ФИП Минобрнауки России
«Проектно – сетевой институт
инновационного образования»
Наименование инновационной
программы
|
Наименование образовательной организации
|
«Модель личностно - ориентированной
образовательной логистики»
|
МБОУ гимназия № 38 г. Дзержинск
|
«Центр билингвального образовательного
пространства»
|
МБОУ гимназия №17 г. Н. Новгород
|
«Инновационный ресурсный центр гуманитарных
антропопрактик»
|
МБОУ гимназия №13 г. Н. Новгород
|
«Инновационный ресурсный центр
детско-взрослого партнёрства»
|
МБОУ гимназия №14 г. Выкса
|
«Школа гуманитарных антропопрактик»
|
МБОУ гимназия им. А.С. Пушкина г. Н. Новгород
|
«Инновационный ресурсный центр поддержки
одаренных и талантливых детей»
|
ГБОУ лицей-интернат «Центр одаренных
детей»
|
«Межмуниципальный методический центр
эффективного педагогического опыта»
|
МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина р.п. Пильна
|
«Модель профессионально-кластерного
самоопределения личности»
|
МБОУ лицей № 38 г. Н. Новгород
|
«Муниципальный образовательный портал
инновационных проектов»
|
МБОУ лицей № 3 г. Кулебаки
|
«Школа-комплекс инновационного
образования»
|
(МАОУ СОШ №187 с углубленным изучением отдельных
предметов г. Н. Новгород
|
«Центр инновационных технологий управления
образовательной организацией»
|
МБОУ лицей № 87
им. Л.И. Новиковой г. Н. Новгород
|
«Модель проектно-солидарного
управления»
|
МБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Кстово
|
«Школьный кластер опережающего
образования»
|
МБОУ СОШ № 10 г. Павлово
|
«Инновационный ресурсный центр педагогического
и ученического проектирования»
|
МБОУ лицей № 165 им. 65-летия ГАЗ г. Н. Новгород)
|
«Социолингвистическая школа»
|
МБОУ СОШ № 22 с углубленным изучением французского языка
г. Дзержинск
|
«Школа социально-личностного
проектирования»
|
МБОУ СОШ № 5 г. Лысково
|
«Центр социально-педагогического
дизайна»
|
МБОУ СОШ № 8 г. Выкса
|
«Клубное образовательное сообщество»
|
МБОУ Кисловская СОШ Лысковского района
|
«Школа позиционного самоопределения»
|
МБОУ СОШ №85 с углубленным изучением отдельных
предметов, г. Н. Новгород
|
«Школа интеллектуальных практик»
|
МБОУ лицей №8 г. Н. Новгород
|
«Центр дидактического сценирования
образовательного процесса»
|
МБОУ СОШ №44 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Н.Новгород
|
«Школа проектно – исследовательских
практик»
|
МБОУ лицей № 21 г. Дзержинска
|
«Лаборатория метапредметного содержания и
новой дидактики»
|
МБОУ гимназия № 50 г. Н. Новгород
|
«Школа гражданского сообщества»
|
МБОУ СОШ №91 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Н. Новгород
|
«Школа этнокультурных образовательных
практик»
|
МБОУ Больше Макателемская СОШ Первомайского района
|
«Школа медико-экологических практик»
|
МБОУ лицей № 28 г. Н. Новгород
|
Типология антропопрактик образовательных
организаций – региональных инновационных площадок (приказ
от 15.01.2012 № 398-а «О статусе региональной инновационной
площадки» Министерства образования
Нижегородской области»)
Наименование инновационной
программы
|
Наименование образовательной организации
|
Открытая школа
|
МБОУ Чкаловская СОШ № 5
|
Центр равных стартовых возможностей
|
МБОУ СОШ № 103 с углубленным изучением отдельных
предметов г. Н. Новгород
|
«Школа проектно-ориентированного
управления»
|
МБОУ СОШ № 27 г. Дзержинск
|
Инновационный ресурсный центр проектно - деятельностной
кооперации
|
МБОУ СОШ № 24 г. Н. Новгорода
|
Цифровая школа
|
МБОУ СОШ № 174, г. Н. Новгород
|
Школа продуктивных практик
|
МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Павлово
|
«Центр индивидуального образования на основе
дистанционного обучения»
|
МБОУ СОШ № 48 г. Н. Новгород
|
«Дорожная карта» реализации
проекта
«Проектно-сетевой институт
инновационного образования»
Направление
деятельности
|
Сетевые события
|
Сроки реализации
|
Конечные продукты деятельности субъектов
сетевого проекта
|
|
Первый этап: теоретико-проектировочный (сентябрь 2011 г.
– август 2013г.)
|
|
Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого
института инновационного образования
|
1. Система проблемно-проектных семинаров.
2. Рабочие совещания разработчиков проекта.
|
сентябрь 2011 - январь 2012
|
1. Общий методологический тезаурус.
2. Аналитическая справка «проблемного
поля» инновационного развития.
3. Программа и план мероприятий и семинаров.
4. Модель сайта сети и странички каждого участника
проекта.
|
Разработка концепции проектно-ориентированного типа
содержания инновационного образования.
|
1. Игровое моделирование
2. Проблемно-проектный семинар
|
январь 2012 – июнь 2012
|
1. Концептуальная модель нового типа содержания.
2. Организационно-деятельностная матрица программ,
основанных на новом типе содержания.
|
Разработка и внедрение персонифицированной модели
повышения квалификации специалистов сферы образования.
|
1. Проблемно-проектный семинар
2. Вебинары
|
сентябрь 2012 – июнь 2013
|
1. Нормативно-деятельностный стандарт нового
педагогического профессионализма.
|
Разработка и внедрение новых механизмов управления и
регулирования инновационной деятельностью.
|
1. Региональный Круглый стол по проблемам организации и
управления инновационными процессами
2. Вебинары.
3. Сетевые школы управления.
|
январь 2012 – декабрь 2013
|
1. Нормативная база проектно-сетевого института
инновационного образования как автономной некоммерческой
образовательной организации.
2. Соглашения, регламенты, договора по организации
сетевого взаимодействия и управления деятельностью проектно-сетевого
института инновационного образования.
|
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация
инновационного педагогического опыта.
|
1. Региональный методологический семинар по экспертной
деятельности в образовании.
2. Открытое заседание РСЭС.
|
август 2013 – декабрь 2013
|
1. Положение о межрегиональном сетевом эксертном совете.
2. Критериальная база проведения экспертизы проектных
инициатив.
|
Разработка концепции проектно-ориентированного типа
содержания инновационного образования.
|
1. Обучающие семинары.
2. Работа проектных групп.
3. Работа стратегических команд
|
сентябрь 2013 – июнь 2015
|
1. Корпоративные базы данных.
2. Практико-ориентированная коллективная монография.
3. Сборник научно-педагогических разработок
|
Разработка и внедрение персонифицированной модели
повышения квалификации специалистов сферы образования.
|
1. Построение горизонтальных самоорганизующихся сетей и
самообучающихся оргнизаций.
2. Построение индивидуальных траекторий
профессионального развития и саморазвития.
|
сентябрь 2013 – сентябрь 2014
|
1. Организационно-проектная программа профессионального
развития педагогов.
|
Разработка и внедрение новых механизмов управления и
регулирования инновационной деятельностью.
|
Проектно-деятельностная кооперация участников сетевого
проекта.
|
сентябрь 2014 – июнь 2015
|
1. Положение о проектно-деятельностной кооперации.
2. Положение о проектной группе образовательной
организации.
3. Положение об инновационном ресурсном центре.
|
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация
инновационного педагогического опыта
|
1 Проектные мастер-классы по технологиям инновационного
образования.
2. Нижегородский образовательный Интернет-форум
проектных инициатив.
|
январь 2015 – июнь 2015
|
1. Программы проектных мастер-классов и образовательного
Интернет-форума.
2. Положения и программы деятельности экспериментальных,
тьюторских, стажерских площадок.
|
Внедрение открытой корпоративной модели
проектно-сетевого института инновационного образования
|
1. Рефлексивно-методологические семинары.
2. Панельная дискуссия.
3. Веб-стенды.
|
сентябрь 2015 – июнь 2016
|
1. Научные, научно-методические, учебно-методические
труды и разработки.
2. Корпоративная эпистемотека (медиаресурс)
проектно-сетевого института инновационного образования.
|
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация
инновационного педагогического опыта
|
1. Корпоративное обучение экспертных групп.
2. Семинары, совещания межрегионального сетевого
экспертного совета.
3. Организация фестивалей, ярмарок образовательных
инноваций.
|
январь 2016 – август 2016
|
1. Программы корпоративного обучения экспертов.
2. Программы организации мероприятий: ярмарки, фестивали
и т.д.
|
План реализации инновационного проекта ПСИИО на
2015 г.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Событие ФИП «Инновационная привлекательность
сельских школ: образовательная экспедиция»
|
Май
|
В.В. Николина
Г.А. Игнатьева
|
2.
|
Разработка персональных (авторских) педагогических
систем образовательных организаций – участников проектно
– сетевого института инновационного образования
|
Июнь
|
О.В. Тулупова
Г.А. Игнатьева
|
3.
|
Проблемно – проектный семинар
«Технология проектно – ресурсного управления
образовательными инициативами»
|
Сентябрь
|
Г.А. Игнатьева
О.В. Тулупова
А.С. Мольков
|
4.
|
Событие ФИП «Педагогический дизайн:
вебинар» в рамках Выксунско – Кулебакского проектно
– сетевого узла ФИП
|
Ноябрь
|
А.С. Мольков
А.Н. Матукина
|
Деятельность Проектно – сетевого
института инновационного образования
в 2012 – 2014 гг.
1. Разработан методологический
тезаурус - способ представления и организации смыслового пространства
проектно-сетевого института инновационного образования: научные статьи,
информационно - методологические бюллетени, альбомы схем, сборники
научных трудов.
2. Разработана Концепция "Школы гуманитарных антропопрактик"
как технология «выращивания человеческого в человеке во
времени истории и пространстве культуры».
3. Разработана концептуальная модель «Нижегородская
электронная школа», которая выступает как ресурсная база и
средство научно-методического сопровождения формирования
информационно-образовательной среды школы, адекватной задачам
информационного общества.
4. Разработан нормативно-деятельностный стандарт нового
педагогического профессионализма как механизм ренормирования
профессиональной педагогической деятельности в направлении "движения
педагога" от специалиста-предметника к профессионалу - и эксперту.
5. Разработана организационно-проектная программа
профессионального развития педагогов как новый жанр управленческих
программ, в которой раскрываются условия и механизмы организации
инновационной деятельности в сфере образования.
6. Разработано Положение о межрегиональном сетевом экспертном
совете и критериальная база оценки проектных инициатив.