2
8
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Подразделения

Проектно-сетевой институт инновационного образования (проектная инициатива)

Региональный экспериментальный сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа», реализуемый кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО совместно с образовательными учреждениями Нижегородской области, получает свое логическое продолжение в новой институциональной форме Проектно – сетевого института инновационного образования

Приказом Министерства образования и науки РФ № 273 от 10.04. 2012 г. институту присвоен статус федеральной инновационной площадки.

Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» обусловлена социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Кроме того, актуальность связана с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности в региональной системе образования. Проект также предполагает создание инновационных моделей организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.

Цель проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» заключается в создании нового типа сетевой образовательной институции, представляющей собой высшую форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной системе образования.

Задачи проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»:

1. Разработать и теоретически обосновать открытую корпоративную модель проектно-сетевого института инновационного образования.

2. Разработать концепцию проектно-ориентированного типа содержания образования и апробировать его элементы, представленные в форме корпоративных баз данных, тематических концентров (научных, образовательных, технологических, кадровых и т.д.).

3. Разработать и внедрить персонифицированную модель повышения квалификации и переподготовки педагогических, научных и научно-педагогических работников, руководящих работников сферы образования на основе построения горизонтальных самоорганизующихся сетей, индивидуальных траекторий профессионального развития и саморазвития педагогов.

4. Разработать и апробировать инновационные модели образовательных организаций, связанной со спецификой вклада организации в решение определенной социокультурной проблемы, соответствующей приоритетам социальной и экономической политики Российской Федерации в области образования.

5. Разработать и внедрить механизмы саморегулирования инновационной деятельности образовательной организации и работников сферы образования.

6. Организовать создание, экспонирование, экспертизу и диссеминацию инновационных образовательных продуктов организаций, входящих в состав проектно-сетевого института инновационного образования в масштабе региональной системы образования.

7. Тиражирование и трансляция инновационной модели сетевой образовательной институции в масштабе Приволжского федерального округа.

Инновационная идея проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования».

Для осуществления системного регулирования инновационного развития образования необходимо создание специальной институциональной структуры, способной поддерживать устойчивость инновационных преобразований и обеспечивать развитие человеческого потенциала средствами образования. В качестве такой институциональной структуры, способной принять на себя инновационную функцию регулирования системного развития образования, призван выступить проектно-сетевой институт инновационного образования.

Данный тип образовательной институции представляет собой системно-сетевую организацию развивающегося пространства инновационного образования, способную быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации.

Проектно-сетевой институт выступает своеобразным механизмом социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализуя четыре линии инновационного развития:

- образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;

- локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);

- межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;

- федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

ПРОЕКТНО-СЕТЕВОГО ИНСТИТУТА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Условное обозначение:

1. Управляющий совет (председатель, зам. председателя, научные руководители проекта и метапроектов);

2. Оперативная (проектная) дирекция (административный директор, системный интегратор, координатор, системный администратор, технический специалист);

3. Проектный совет (научный руководитель, линейные руководители метапроектов, конструктор-проектировщик);

4. Методологический отдел (научный руководитель, руководитель проектно-инициативной группы);

5. Межрегиональный сетевой экспертный совет (научный руководитель, эксперты, консультанты, консультанты-модераторы, консультанты-супервизоры и др.);

6. Учебно-методический, информационно-аналитический (руководитель, аналитики, тьюторы, методисты, стажерские площадки, системный администратор, операционист, программист и др.);

7. Метапроекты («Школа гуманитарных антропопрактик», «Проектно-ориентированное содержание образования», «Инновационный образовательный менеджмент», «Инновационная дидактика», «Новый педагогический профессионализм», «Социальное проектирование образовательных систем», «Креативное детско-взрослое сообщество», «Корпоративная эпистемотека», «Нижегородская электронная школа», «Проектно-сетевой центр образования специалистов учреждений НиСПО» и др.;

8. Инновационные площадки (системный интегратор, координатор, руководители проектной инициативы ОУ, педагоги-инноваторы, рабочие группы, стратегические и проектные группы);

9. Экспертные группы, эксперты, аналитики, консультационные службы и центры;

10. Тьюторские и стажерские площадки, тьюторы, методисты, специалисты ММС и др.

Понятийно-терминологический аппарат

проектно-сетевого института инновационного образования

Базовой категорией практической антропологии в рамках теоретико-методологического исследования авторами-разработчиками сетевого проекта определена инновационная практика, которая раскрывается через основные понятия: «образовательные практики», «антропопрактика» и «типология образовательных антропопрактик».

Образовательные практики – это специальная работа по разработке средств, содержания, условий и механизмов образовательной деятельности.

Инновационная практика – это специальная работа по разработке новых систем, процессов, проектов, программ, характеризующих их направленность на развитие и включающих реально осуществляемые нововведения.

Антропопрактика – это различные мыслительные, проектные практики работы с Человеком, ориентированные на развитие и выращивание в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования.

Антропопрактика – это жизненное пространство обретения детьми, подростками, молодыми людьми собственной, индивидуальной субъектности в деятельности и личностной позиции во встречах с Другими.

Антропопрактика – это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, которая задается пространством человеческих Встреч: пространством со-бытийной общности, пространством совместно- распределеннойдеятельности, пространством рефлексивного со-знания.

В структуре проектно-сетевого института инновационного образования выделяются следующие базисные (формирующие) типы образовательных антропопрактик:

- гуманитарные практики;

- социально-экономические практики;

- проектно-технологические практики,

- организационно-управленческие;

- этно-экологические практики;

- социо-лингвокультурные практики и др.

Внутри этих базовых практик и на их стыках действуют различные образовательные антропопрактики (ведущие, дополняющие или сопутствующие), определяемые при большей степени конкретизации (виды антропопрактик).

Типология антропопрактик образовательных организаций - участников ФИП Минобрнауки России

«Проектно – сетевой институт инновационного образования»

Наименование инновационной

программы

Наименование образовательной организации

Гуманитарные антропопрактики

«Модель личностно - ориентированной образовательной логистики»

МБОУ гимназия № 38 г. Дзержинск

«Центр билингвального образовательного пространства»

МБОУ гимназия №17 г. Н. Новгород

«Инновационный ресурсный центр гуманитарных антропопрактик»

МБОУ гимназия №13 г. Н. Новгород

«Инновационный ресурсный центр детско-взрослого партнёрства»

МБОУ гимназия №14 г. Выкса

«Школа гуманитарных антропопрактик»

МБОУ гимназия им. А.С. Пушкина г. Н. Новгород

Организационно – управленческие антропопрактики

«Инновационный ресурсный центр поддержки одаренных и талантливых детей»

ГБОУ лицей-интернат «Центр одаренных детей»

«Межмуниципальный методический центр эффективного педагогического опыта»

МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина р.п. Пильна

«Модель профессионально-кластерного

самоопределения личности»

МБОУ лицей № 38 г. Н. Новгород

«Муниципальный образовательный портал инновационных проектов»

МБОУ лицей № 3 г. Кулебаки

«Школа-комплекс инновационного образования»

(МАОУ СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгород

«Центр инновационных технологий управления образовательной организацией»

МБОУ лицей № 87

им. Л.И. Новиковой г. Н. Новгород

«Модель проектно-солидарного управления»

МБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кстово

«Школьный кластер опережающего образования»

МБОУ СОШ № 10 г. Павлово

«Инновационный ресурсный центр педагогического и ученического проектирования»

МБОУ лицей № 165 им. 65-летия ГАЗ г. Н. Новгород)

«Социолингвистическая школа»

МБОУ СОШ № 22 с углубленным изучением французского языка г. Дзержинск

Социально – экономические антропопрактики

«Школа социально-личностного

проектирования»

МБОУ СОШ № 5 г. Лысково

«Центр социально-педагогического дизайна»

МБОУ СОШ № 8 г. Выкса

«Клубное образовательное сообщество»

МБОУ Кисловская СОШ Лысковского района

Проектно – технологические антропопрактики

«Школа позиционного самоопределения»

МБОУ СОШ №85 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Н. Новгород

«Школа интеллектуальных практик»

МБОУ лицей №8 г. Н. Новгород

«Центр дидактического сценирования образовательного процесса»

МБОУ СОШ №44 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н.Новгород

«Школа проектно – исследовательских практик»

МБОУ лицей № 21 г. Дзержинска

«Лаборатория метапредметного содержания и новой дидактики»

МБОУ гимназия № 50 г. Н. Новгород

«Школа гражданского сообщества»

МБОУ СОШ №91 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгород

Этно – экологические антропопрактики

«Школа этнокультурных образовательных практик»

МБОУ Больше Макателемская СОШ Первомайского района

«Школа медико-экологических практик»

МБОУ лицей № 28 г. Н. Новгород

Типология антропопрактик образовательных организаций – региональных инновационных площадок (приказ от 15.01.2012 № 398-а «О статусе региональной инновационной площадки» Министерства образования

Нижегородской области»)

Наименование инновационной

программы

Наименование образовательной организации

Гуманитарные антропопрактики

Открытая школа

МБОУ Чкаловская СОШ № 5

Центр равных стартовых возможностей

МБОУ СОШ № 103 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгород

Организационно – управленческие антропопрактики

«Школа проектно-ориентированного управления»

МБОУ СОШ № 27 г. Дзержинск

Инновационный ресурсный центр проектно - деятельностной кооперации

МБОУ СОШ № 24 г. Н. Новгорода

Проектно – технологические антропопрактики

Цифровая школа

МБОУ СОШ № 174, г. Н. Новгород

Школа продуктивных практик

МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово

«Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения»

МБОУ СОШ № 48 г. Н. Новгород

«Дорожная карта» реализации проекта

«Проектно-сетевой институт инновационного образования»

Направление

деятельности

Сетевые события

Сроки реализации

Конечные продукты деятельности субъектов сетевого проекта

Первый этап: теоретико-проектировочный (сентябрь 2011 г. – август 2013г.)

Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования

1. Система проблемно-проектных семинаров.

2. Рабочие совещания разработчиков проекта.

сентябрь 2011 - январь 2012

1. Общий методологический тезаурус.

2. Аналитическая справка «проблемного поля» инновационного развития.

3. Программа и план мероприятий и семинаров.

4. Модель сайта сети и странички каждого участника проекта.

Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования.

1. Игровое моделирование

2. Проблемно-проектный семинар

январь 2012 – июнь 2012

1. Концептуальная модель нового типа содержания.

2. Организационно-деятельностная матрица программ, основанных на новом типе содержания.

Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.

1. Проблемно-проектный семинар

2. Вебинары

сентябрь 2012 – июнь 2013

1. Нормативно-деятельностный стандарт нового педагогического профессионализма.

Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью.

1. Региональный Круглый стол по проблемам организации и управления инновационными процессами

2. Вебинары.

3. Сетевые школы управления.

январь 2012 – декабрь 2013

1. Нормативная база проектно-сетевого института инновационного образования как автономной некоммерческой образовательной организации.

2. Соглашения, регламенты, договора по организации сетевого взаимодействия и управления деятельностью проектно-сетевого института инновационного образования.

Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта.

1. Региональный методологический семинар по экспертной деятельности в образовании.

2. Открытое заседание РСЭС.

август 2013 – декабрь 2013

1. Положение о межрегиональном сетевом эксертном совете.

2. Критериальная база проведения экспертизы проектных инициатив.

Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования.

1. Обучающие семинары.

2. Работа проектных групп.

3. Работа стратегических команд

сентябрь 2013 – июнь 2015

1. Корпоративные базы данных.

2. Практико-ориентированная коллективная монография.

3. Сборник научно-педагогических разработок

Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.

1. Построение горизонтальных самоорганизующихся сетей и самообучающихся оргнизаций.

2. Построение индивидуальных траекторий профессионального развития и саморазвития.

сентябрь 2013 – сентябрь 2014

1. Организационно-проектная программа профессионального развития педагогов.

Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью.

Проектно-деятельностная кооперация участников сетевого проекта.

сентябрь 2014 – июнь 2015

1. Положение о проектно-деятельностной кооперации.

2. Положение о проектной группе образовательной организации.

3. Положение об инновационном ресурсном центре.

Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта

1 Проектные мастер-классы по технологиям инновационного образования.

2. Нижегородский образовательный Интернет-форум проектных инициатив.

январь 2015 – июнь 2015

1. Программы проектных мастер-классов и образовательного Интернет-форума.

2. Положения и программы деятельности экспериментальных, тьюторских, стажерских площадок.

Внедрение открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования

1. Рефлексивно-методологические семинары.

2. Панельная дискуссия.

3. Веб-стенды.

сентябрь 2015 – июнь 2016

1. Научные, научно-методические, учебно-методические труды и разработки.

2. Корпоративная эпистемотека (медиаресурс) проектно-сетевого института инновационного образования.

Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта

1. Корпоративное обучение экспертных групп.

2. Семинары, совещания межрегионального сетевого экспертного совета.

3. Организация фестивалей, ярмарок образовательных инноваций.

январь 2016 – август 2016

1. Программы корпоративного обучения экспертов.

2. Программы организации мероприятий: ярмарки, фестивали и т.д.

План реализации инновационного проекта ПСИИО на 2015 г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Событие ФИП «Инновационная привлекательность сельских школ: образовательная экспедиция»

Май

В.В. Николина

Г.А. Игнатьева

2.

Разработка персональных (авторских) педагогических систем образовательных организаций – участников проектно – сетевого института инновационного образования

Июнь

О.В. Тулупова

Г.А. Игнатьева

3.

Проблемно – проектный семинар «Технология проектно – ресурсного управления образовательными инициативами»

Сентябрь

Г.А. Игнатьева

О.В. Тулупова

А.С. Мольков

4.

Событие ФИП «Педагогический дизайн: вебинар» в рамках Выксунско – Кулебакского проектно – сетевого узла ФИП

Ноябрь

А.С. Мольков

А.Н. Матукина

Деятельность Проектно – сетевого института инновационного образования

в 2012 – 2014 гг.

1. Разработан методологический тезаурус - способ представления и организации смыслового пространства проектно-сетевого института инновационного образования: научные статьи, информационно - методологические бюллетени, альбомы схем, сборники научных трудов.

2. Разработана Концепция "Школы гуманитарных антропопрактик" как технология «выращивания человеческого в человеке во времени истории и пространстве культуры».

3. Разработана концептуальная модель «Нижегородская электронная школа», которая выступает как ресурсная база и средство научно-методического сопровождения формирования информационно-образовательной среды школы, адекватной задачам информационного общества.

4. Разработан нормативно-деятельностный стандарт нового педагогического профессионализма как механизм ренормирования профессиональной педагогической деятельности в направлении "движения педагога" от специалиста-предметника к профессионалу - и эксперту.

5. Разработана организационно-проектная программа профессионального развития педагогов как новый жанр управленческих программ, в которой раскрываются условия и механизмы организации инновационной деятельности в сфере образования.

6. Разработано Положение о межрегиональном сетевом экспертном совете и критериальная база оценки проектных инициатив.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph