Нижегородский институт развития образования

8 класс

Урок 10. Источники и исторические условия.

Технологическая карта урока № 10

Название раздела:

Содержание

тема урока

Источники изучения и исторические условия возникновения религии древних славян (урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы по источникам)

цель

Выяснить, как возникла религия древних славян и откуда мы получаем знания об этой религии.

задачи

Познавательные
-дать определение термину «язычество»
-познакомиться с историческими источниками  изучения религии  древних славян
-выяснить исторические условия возникновения религии древних славян
- Развивающие
- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации (популярной литературой, историческими источниками)
- продолжить формирование умения систематизировать материал, находить доказательства,  заполнять таблицу, выполнять познавательные задания.
Воспитательные
-Способствовать воспитанию уважительного отношения к истории, общечеловеческим ценностям.

план урока

  1. Что такое язычество
  2. Источники изучения религии древних славян

А. Археологические
Б. Фольклор
В. Византийские и арабские  источники
Г. Летописи
Д. Христианские учения, направленные против язычества
3.Исторические условия возникновения  религии у древних славян.
4. Первичное закрепление                

основные понятия и термины

Язычество - мифология, представления, культы и обряды, которые сформировались у людей до того, как утвердились мировые религии. Вера во множество богов

методы обучения формы организации учебной деятельности

Наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый
Учащиеся работают с  научно – популярными текстами, выполняют познавательные задания, заполняют таблицу

контроль
- промежуточный
-итоговый

 

Контроль  заполнения таблицы, фронтальная беседа.
Комментарии слайдов компьютерной презентации

домашнее задание

Опережающие индивидуальные задания  - сообщения о богах славянского языческого пантеона Даждьбог, Сварог,  Мокошь, Лада, Велес, Род, Рожаницы, Ярило, Купала, Коляда, Хорс, Мара, Перун.

наглядность, ТСО

Компьютерная презентация «Источники изучения и исторические условия возникновения религии древних славян»

План урока

  1. Что такое язычество

-Вступительное слово учителя
Вопрос о том, как произошли славяне, - один из самых  трудных и  запутанных в истории. Некоторые ученые считают их пришлыми  и ищут прародину славян на Западе и на Востоке, другие утверждают, что славянские племена живут на своей нынешней территории исконно.
Древнюю религию славян (и не только славян)  принято называть языческой. Слово язычество происходит от славянского «языки», что буквально и означает «народы». Этот понятие возникло в среде христиан и первоначально означало нехристианские верования разных народов. Сейчас под язычеством обычно понимают мифологию, представления, культы и обряды, которые сформировались у людей до того, как утвердились мировые религии. Иногда языческими называют те религии, где существует вера во множество богов. Следует иметь в виду,  что термин «язычество», при его большом распространении, не относится к категории точных и строго научных.

2.Источники изучения религии древних славян  (учащиеся читают текст, заполняют таблицу,  текст в опросном листе)


Виды источников

Названия

Археологические источники

 

Фольклор

 

Византийские и арабские  источники

 

Летописи

 

Христианские учения, направленные против язычества

 

     3.Исторические условия возникновения  религии у древних славян.
Задание: Вспомните, причины возникновения ранних  религиозных верований.
Социальные причины являются главными. Окружающая обстановка (природа) и общественная деятельность (основные занятия) определяли жизнь человека и вызывали трудности.  Повседневная деятельность людей являлись условиями, а страх, беспомощность,  незнание окружающего мира – причинами возникновения ранних религиозных верований.
Славянская религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Славянская религия свидетельствует о том, что основная масса славян занималась земледелием и вела оседлый образ жизни, зависела от сил природы, поэтому обожествляла их.
Задания:
1.Используя  научно – популярные тексты докажите, что утверждение «Славянская религия свидетельствует о том, что основная масса славян занималась земледелием и вела оседлый образ жизни, зависела от сил природы, поэтому обожествляла их» -  верно (См. тексты в опросном листе)
2. О каких календарных обрядах и праздниках древних славян идет речь в текстах? О каких славянских праздниках  нет информации в текстах?
3.Вспомните, что такое религиозный культ.  Слово "культ" (от лат.  - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ  в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п.  С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверxестественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах.
О каких  земледельческих культах вы узнали, прочитав тексты.
  4. Первичное закрепление (просмотр презентации – дать устный  или письменный комментарий к каждому слайду)

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть