Технологическая карта урока № 10
Название раздела: |
Содержание |
тема урока |
Источники изучения и исторические условия возникновения религии древних славян (урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы по источникам) |
цель |
Выяснить, как возникла религия древних славян и откуда мы получаем знания об этой религии. |
задачи |
Познавательные |
план урока |
А. Археологические |
основные понятия и термины |
Язычество - мифология, представления, культы и обряды, которые сформировались у людей до того, как утвердились мировые религии. Вера во множество богов |
методы обучения формы организации учебной деятельности |
Наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый |
контроль |
Контроль заполнения таблицы, фронтальная беседа. |
домашнее задание |
Опережающие индивидуальные задания - сообщения о богах славянского языческого пантеона Даждьбог, Сварог, Мокошь, Лада, Велес, Род, Рожаницы, Ярило, Купала, Коляда, Хорс, Мара, Перун. |
наглядность, ТСО |
Компьютерная презентация «Источники изучения и исторические условия возникновения религии древних славян» |
План урока
-Вступительное слово учителя
Вопрос о том, как произошли славяне, - один из самых трудных и запутанных в истории. Некоторые ученые считают их пришлыми и ищут прародину славян на Западе и на Востоке, другие утверждают, что славянские племена живут на своей нынешней территории исконно.
Древнюю религию славян (и не только славян) принято называть языческой. Слово язычество происходит от славянского «языки», что буквально и означает «народы». Этот понятие возникло в среде христиан и первоначально означало нехристианские верования разных народов. Сейчас под язычеством обычно понимают мифологию, представления, культы и обряды, которые сформировались у людей до того, как утвердились мировые религии. Иногда языческими называют те религии, где существует вера во множество богов. Следует иметь в виду, что термин «язычество», при его большом распространении, не относится к категории точных и строго научных.
2.Источники изучения религии древних славян (учащиеся читают текст, заполняют таблицу, текст в опросном листе)
Виды источников |
Названия |
Археологические источники |
|
Фольклор |
|
Византийские и арабские источники |
|
Летописи |
|
Христианские учения, направленные против язычества |
|
3.Исторические условия возникновения религии у древних славян.
Задание: Вспомните, причины возникновения ранних религиозных верований.
Социальные причины являются главными. Окружающая обстановка (природа) и общественная деятельность (основные занятия) определяли жизнь человека и вызывали трудности. Повседневная деятельность людей являлись условиями, а страх, беспомощность, незнание окружающего мира – причинами возникновения ранних религиозных верований.
Славянская религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Славянская религия свидетельствует о том, что основная масса славян занималась земледелием и вела оседлый образ жизни, зависела от сил природы, поэтому обожествляла их.
Задания:
1.Используя научно – популярные тексты докажите, что утверждение «Славянская религия свидетельствует о том, что основная масса славян занималась земледелием и вела оседлый образ жизни, зависела от сил природы, поэтому обожествляла их» - верно (См. тексты в опросном листе)
2. О каких календарных обрядах и праздниках древних славян идет речь в текстах? О каких славянских праздниках нет информации в текстах?
3.Вспомните, что такое религиозный культ. Слово "культ" (от лат. - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверxестественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах.
О каких земледельческих культах вы узнали, прочитав тексты.
4. Первичное закрепление (просмотр презентации – дать устный или письменный комментарий к каждому слайду)
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть