Педагог-психолог МБДОУ №465 г. Н. Новгорода Анна Жихарева стала дипломантом Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России - 2014»
Cеминар «Формирование открытого информационно – образовательного пространства профессиональной образовательной организации в условиях модернизации профессионального образования»
Проводится ЕГЭ по математике (досрочный период)
Вход для пользователей
Подразделения

Мониторинг в образовании

docСкачать документ «Мониторинг в образовании»monobr.doc1533 Kb

Мониторинг в образовании

Информационно-библиографический материал

Составитель: библиограф Е.В.Шадрина

Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова

Н.Новгород

2008

От составителя

Мониторинг в образовании (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.[1]

Более развернутая характеристика образовательного мониторинга предлагается в «Кратком словаре руководителя образовательного учреждения» член-корр. АПСН В.А. Мижерикова[2], предпринявшего одну из первых попыток  систематизировать педагогические термины, используемые на современном этапе развития российского образования, в период разработки и принятия новых стандартов образования. В этом же словаре выделяется понятие мониторинга качества образования, определяемое  как систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном (включая ОУ) уровнях. Здесь же перечисляются элементы системы мониторинга качества образования.

В предлагаемом библиографическом материале представлена информация как о последних публикациях по образовательному мониторингу[1,18, 21,27,29,32,38,44,4,48], так и о достаточно хорошо известных администраторам образования и педагогам книгах [14-16,26,28,42,53], не потерявших своей актуальности по сей день.

Материал условно разбит на два раздела, отображающих тему мониторинга качества обучения и более общие вопросы образовательного мониторинга.

Образовательный мониторинг

  1. Аверкин, В. Региональная система управления образованием: мониторинг развития/ В. Аверкин, С. Аверкина, Е. Карданова Е. и др.  //Народное образование.-2008.-№2.-С.156-164.
  2. Авлишина, Л.Н. Служба мониторинга учебно-воспитательного процесса/ Л.Н. Авлишина, А.Е. Луковников //Справочник заместителя директора школы.- 2007.-№0/август. - 24-32.
  3. Булдыгина, Л.М. Реализация мониторинга как средство управления профессиональным развитием педагогов/ Булдыгина Л.М., О.Г. Красношлыкова// Информатика и образование. – 2007.-№4.-С.103-108.
  4. Галкина Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча /Т.И.Галкина, Н.П.Озерова. - Ростов н/Д: Феникс,2006.-384с.
  5. Гирба, Е.Ю. Таблица для мониторинга инновации, внедряемой учителем/ Е.Ю. Гирба //Практика административной работы в школе.-2007.-№1.-С.34-37.
  6. Григуола, Е. Мониторинг здоровья дошкольников/ Е. Григуола//Педагогическая диагностика.-2008.-№3.-С.69-76.
  7. Ковалева Н.В. Мониторинг экономики  образования /Н.В.Ковалева //Экономика образования.-2007.-№3. - С.33-66.
  8. Ковалева, Н.  Школа в фокусе мониторинга экономики образования//Народное образование.-2007.-№10.-С.41-50.
  9. Коннычева, Г. Мониторинг образовательного процесса/ Г. Коннычева //Директор школы.- 2007.-№9.-С.21-27.
  10. Куприянов, Б. Мониторинг деятельности классных руководителей: региональный вариант/ Б. Куприянов//Воспитание школьников.-2007.-№2.-С.40-45.
  11. Курбанов, А.С., Мониторинг концепции инновационного развития образовательного процесса/ А.С. Курбанов, А.Ф. Костенко  //Инновации в образовании.- 2007.-№10.-С.121-129.
  12. Кучмаева, О.В., Мониторинг воспитательного потенциала семьи/ О.В. Кучмаева, Е.А. Марыганова, О.Л. Петрякова  // Педагогика.-2008.-№3.-С.С.53-59.
  13. Маленкова, Л.И. Модель мониторинга воспитательного процесса в образовательном учреждении/ Л.И. Маленкова//Классный руководитель.-2007.-№8.-С.4-5.
  14. Матвейчук, Н.П. О самооценке как механизме развития образовательного учреждения/ Н.П. Матвейчук //Директор сельской школы.-2008.-№1.- С.94-95.
  15. Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента/сост.Г.С. Ковалева, С.В. Иванова.-М.Дрофа,2001.-224с.
  16. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга/ Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. - М.: Педагогическое общество России,1999.-96с.
  17. Мониторинг педагогической системы как метод ее исследования//Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии.- ООО» Издательство Скрипторий 2003»,2004.-С.149-184.
  18. Мониторинг в образовательном учреждении в ходе модернизации российского образования//Мастер-класс: приложение к ж. «Методист».-2008.-№6.-С.2.
  19. Моногарова, С.Н. Мониторинг образовательного процесса в условиях модернизации школы/ С.Н. Моногарова  //Мастер-класс: приложение к ж. «Методист».-2008.-№6.-С.6-10.
  20. Мониторинг профильного обучения// Галкина Т.И. , Сухенко Н.В. Организация профильного обучения в школе. Книга современного завуча/Т.И.Галкина, Н.В. Сухенко. - Ростов н/Д: Феникс,2006.-С.205-245.
  21. Мухартова, Н.,. Мониторинг качества образовательной среды/ Н. Мухартова, Н. Лисицкая  //Директор школы.-2007.-№4.-С.37-40.
  22. Набиева Е.В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя/ Е.В. Набиева  //Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№5.-С.13-17.
  23. Науменко, Ю.В. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы/ Ю.В. Науменко //Стандарты и мониторинг в образовании.- 2007.-№3.-С.20-26.
  24. Ольвинова, Л.А. Школьный мониторинг (из опыта работы)/ Л.А. Ольвинова//Завуч.-2007.-№2.-С.129-143.
  25. Очеретина, Н.И. Системный мониторинг качества профессионального образования/ Н.И. Очеретина //Методист.-2008.-№2.-С.50-53.
  26. Проект «Школьная система мониторинга как фактор влияния на ее эффективность»//Завуч.-2007.-№7.-С.47-73.
  27. Севрук, А.И. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие/ А.И. Севрук,  Е.А. Юнина. - М.: Педагогическое общество России,2004.-144с.
  28. Сергеев, И.С. Мониторинг эффективности управления общеобразовательной школой/ И.С. Сергеев  //Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№5.-С.7-12.
  29. Социологический мониторинг проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования»/ под ред. Н.Л. Смакотиной.- М.: Изд. дом. «Новый учебник»,2003.-80с.
  30. Строкова, Т. Мониторинг педагогических нововведений/ Т. Строкова   //Педагогическая диагностика.-2008.-№3.-С.44-56.
  31. Фадеева, С.А. Мониторинг воспитания: содержание и организация /С.А. Фадеева. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2006.-152с.
  32. Чемодурова, В.И. Мониторинг в образовательном процессе/ В.И. Чемодурова //Мастер-класс: приложение к ж. «Методист».-2008.-№6.-С.3-6.
  33. Черных, Т.Л., Мониторинг эффективности инновационной экспериментальной деятельности/ Т.Л. Черных, Е.А. Шалашная  // Педдиагностика.-2007.-№2.-С.140-160.
  34. Шаталов, А.,. Мониторинг как особый вид научной теории и практики/ А. Шаталов, В. Афанасьев, И. Афанасьева и др // Педагогическая диагностика.-2008.-№№4.-С.28-39.
  35. Щеглова, С. Реализация прав ребенка в школе: технологии проведения социологического мониторинга/ С. Щеглова  //Воспитательная работа в школе.-2007.-№1.-С.97-107.

Мониторинг качества образования

  1. Баранова, В.В. Мониторинг качества образовательного процесса/ В.В. Баранова  // Образование в современной школе.-2008.-№1.-С.3-8.
  2. Бурдакова, О.П. Мониторинг как механизм управления качеством образования школьников/ О.П. Бурдакова  // Управление качеством образования.-2007.-№3.-С.53-69.
  3. Быстрицкая Т.Н. Мониторинг отслеживания общеучебных умений и навыков учащихся по русскому языку и литературе// Т.Н. Быстрицкая / Педдиагностика.-2007.-№2.-С.117-128.
  4. Головичер, Г.В. Теория и практика проведения мониторинга качества знаний обучающихся образовательных учреждений региона/ Г.В. Головичер  // Управление качеством образования.-2008.-№2.-С.48-58.
  5. Гончарова, Н. Мониторинг результативности педагогической деятельности/ Н. Гончарова //Педагогическая диагностика.- 2008.-№4.-С.94-96.
  6. Ковалева, Г.С. Можно ли использовать результаты ЕГЭ для мониторинга качества образования/Г.С. Ковалева//Народное образование.-2006.-№.9.-С.53-57.
  7. Кузнецова, О.П., Мониторинг качества школьного образования/ О.П. Кузнецова, И.С.Денисова, Т.С. Чернышева и др.  //Управление качеством образования.-2008.-№3.-С.45-62.
  8. Лукьянова, М.И. Мониторинг результативности образовательного процесса в системе повышения квалификации работников образования / М.И Лукьянова  //Педдиагностика. – 2007.-№1.-С.18-20.
  9. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников/под ред. П.Г. Нежнова, Б.И. Хасанова, Б.Д. Эльконина.-Красноярск: Печатный центр КПД,2006.-132с.
  10. Петряева, Е.Ю. Индивидуальная зачетная книжка гимназиста как инструмент мониторинга количественных и качественных достижений учащихся историко-правовых классов/ Е.Ю. Петряева // Образование в современной школе.- 2007.-№6.-С.3-7.
  11. Рачкова, В.А. Служба мониторинга эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения качества образования/ В.А. Рачкова, Н.И. Плехова //Мастер-класс: приложение к ж. «Методист».-2008.-№6.-С.10-14.
  12. Рыбина, О.В. Мониторинг и диагностика качества знаний/ О.В. Рыбина //Образование в современной школе.-2008.-№9.-С.5-8.
  13. Рыбина, О.В. Мониторинг качества образования в школах округа/ О.В. Рыбина //Образование в  современной школе.-2007.-№12.-С.5-16.
  14. Степанова, Е.О. Система оценивания результатов деятельности школ с применением самооценки/ Е.О. Степанова//Директор сельской школы.-2008.-№1.-С.88-93.
  15. Тлукашаова Р.Х. Мониторинг качества знаний абитуриентов/ Р.Х. Тлукашаова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008.-№5.-С.18-20.
  16. Третьякова, Т.В. Мониторинг результатов ЕГЭ по математике и его использование в регионе и в образовательном учреждении/ Т.В. Третьякова  //Вопросы образования.- 2007.-№2.-С.188-200.
  17. Фоменко, С. Мониторинг как способ управления качеством образования в школе/ С. Фоменко // Народное образование.- 2007.-№4.- С.110-119.
  18. Харисов, Т., Комплексный мониторинг качества подготовки конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения/ Т. Харисов, А. Харисова // Педагогическая диагностика.-2008.-№4.-С.77-86.
  19. Чивина, Н.П. Мониторинг качества воспитания// Н.П. Чивина /Классный руководитель.- 2007.-№8.-С.6-17.
  20. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе/ С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Российское педагогическое агентство,1998.-354с.


[1] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-С.86.

[2] Краткий словарь руководителя образовательного учреждения /авт.-сост. В.А. Мижериков; гл.редактор спец. корр. Госдумы РФ Ю.И. Глазков.- Биб-ка ж. «Вестник образование России».-2008.-№9.-С.32.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph