Нижегородский институт развития образования стал Лауреатом национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации – 2011»
В ожидании начала региональной научно-практической конференции «Воспитываем здоровое поколение»
Проекта Еврокомиссии TEMPUS «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России»
Вход для пользователей
Подразделения

Учебно-методическая работа

Учебная работа

На кафедре разработаны и апробированы различные формы курсовой подготовки: квалификационные модульные курсы, квалификационные курсы, проблемно-тематические семинары, педагогические мастерские, накопительная система повышения квалификации. Основная категория слушателей: учителя истории, обществознания, граждановедения, краеведения, зам.директора по воспитательной работе, руководители районных методобъединений учителей-обществоведов, методисты ИДЦ и ИДК, курирующие предметную область «Обществознание», организаторы школьных музеев и др.

Кафедра предлагает повышение квалификации педагогов-обществоведов по целому ряду тематических направлений и в следующих формах:

1. Квалификационные модульные курсы «Современные подходы в преподавании истории и обществознания» (144 ч.): организуются по модульному принципу, позволяют учителям выбрать индивидуальный образовательный маршрут обучения в соответствии с профессиональными потребностям, включают в себя обязательные инвариантные надпредметный и предметный модули и вариативную часть, в рамках которой кафедра предлагает слушателям несколько модулей (спецкурсов):

- Актуальные проблемы новейшей истории России (конец ХХ-начало ХХ1 вв);

- История русской эмиграции;

- Современное развитие философской мысли: тенденции и противоречия;

- Проблемные вопросы исторического краеведения;

-ИКТ в преподавании истории и обществоведческих дисциплин и технологии работы в сетевых сообществах;

-Проектная деятельность учителя истории и обществоведческих дисциплин с использованием информационных технологий;

- Технология «Дебаты» в преподавании истории и обществоведческих дисциплин;

- Методика подготовки к выполнению заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

2. Квалификационные модульные курсы «Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания» в условиях введения ФГОС (108 ч.); построены по модульному принципу, включают в себя обязательные инвариантный надпредметный и предметный модули и вариативную часть, в рамках которой предлагаются спецкурсы по выбору. Курсы особенно полезны для педагогов, которые планируют проходить аттестацию.

3. Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания истории и обществознания (в условиях введения ФГОС): рекомендуются для учителей истории и обществознания, имеющих стаж работы до 5 лет, которые нуждаются в получении дополнительных знаний по предметной области «Обществознании», приобретении умений и навыков практической работы

4. Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания курса «Религии России»(108 ч.): организуются в очно-дистанционной форме, ориентированы на педагогов, которые планируют преподавать учебный курс "Религии России"

Кафедра значительное внимание уделяет проблемам ФГОС, ЕГЭ и ГИА, организуя по данной тематике обучающие и проблемно-тематические семинары:

  1. «Предметная область "Обществознание" в условиях внедрения ФГОС» (36 ч.) для руководителей РМО, учителей истории и обществознания – тьюторов;
  2. «Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по истории» (36 ч.) для учителей истории;
  3. «Методические аспекты подготовки к ЕГЭ и ГИА по обществознанию»(36 ч.) для педагогов обществоведческих дисциплин»(36 ч.);
  4. «Методика оценки заданий с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по истории» (36 ч.) для экспертов ЕГЭ по истории;
  5. «Методика оценки заданий с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по обществознанию» (36 ч.) для экспертов ЕГЭ по обществознанию.

Кафедра также организует проблемно-тематические семинары и педагогические мастерские по таким актуальным проблемам как использование инновационных технологий в учебной деятельности, внеклассная работа по краеведению, подготовка к школьным олимпиадам, музейная педагогика:

  1. Методика использования ИКТ в преподавании истории и обществознания»(36 ч.);
  2. «Инновационные технологии и приемы в преподавании истории и обществознания и деятельность в сетевом педагогическом сообществе»(36 ч.);
  3. «Организация внеклассной работы по историческому краеведению»(72 ч.)
  4. «Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам по истории»(72 ч.)
  5. «Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам по обществознанию и праву»(72 ч.);
  6. «Музейная педагогика» (72 ч.)

Сотрудниками кафедры разработаны и проводятся дистанционные курсы:

  • Новейшая история России: конец XX - начало XXI вв.
  • Актуальные проблемы всеобщей истории
  • Актуальные вопросы исторического краеведения ХХ века
  • Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам по истории, обществознанию, праву

Кафедра осуществляет курсовую подготовку педагогов совместно с другими структурными подразделениями НИРО:

1. Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания истории и обществознания в специальной (коррекционной) школе»(108 ч.) проводятся кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии совместно с кафедрой истории и обществоведческих дисциплин. Для Учителей истории и обществознания, преподающих в классах КРО и коррекционных школах

 

2. Квалификационные модульные курсы «Гражданско-патриотическое воспитание и образование» (108 ч.): проводятся кафедрой истории и обществоведческих дисциплин совместно с кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования и кафедрой физического воспитания и ОБЖ. Для зам.директоров ОУ, педагогических работников, специалистов по работе с молодежью, руководителей военно-патриотических клубов и др.

 

Методическая работа кафедры

Сотрудники кафедры осуществляет работу по учебно-методическому сопровождению предметов образовательной области «Обществознание», разрабатывают учебно-методические издания, которые используются в курсовой подготовке и внедряются в образовательную практику основных предметных линий:

Учебно-методические издания

Авторы

История России

 

Отечественная история. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный институт, 2005.

 

Новейшая отечественная история, 1985-2005. Материалы к изучению отечественной истории- М., Русское слово, 2006.

Романовский В.К.

Отечественная история. Учебно-методическое пособие Н.Новгород, Арабески, 2009

Романовский В.К. и др.

Новейшая история России. Конец ХХ - начало ХХ1 вв. Учебное пособие. Н.Новгород, НИРО, 2011 Романовский В.К.

Всеобщая история

 

Актуальные проблемы всеобщей истории. Методическое пособие – Н.Новгород, Поволжье, 2007.

Калинкина Е.Г

Методика преподавания истории и обществознания

 

Дебаты на уроках истории. Учебно-методическое пособие для учителя. – М.:РОССПЭН, 2002

 

Калинкина Е.Г

Эссе в образовательной практике: методика подготовки и написания – Н.Новгород, НРЛ, 2008.

Калинкина Е.Г

Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов: Монография. – М.:АПК и ППРО, 2009. – 108 с.

Калинкина Е.Г

Историческое краеведение

 

Сборник учебно-методических материалов по историческому краеведению Н.Новгород, НГЦ, 2006

Гречухин Г.Б

Граждановедение

 

Гражданоеведение. Учебная программа для 5-7 классов общеобразовательных учреждений

Романовский В.К., Субботина М.А., Попова И.Н.

Символы российской государственности. Пособие для учителя. М, Русское слово, 2002.

Романовский В.К.

Государственные символы России. Творческие задания для классной и внеклассной работы. Н.Новгород, 2008

Романовский В.К., Степанцева И.В.

УМК Религии России

 

Религии России: учебная программа и тематическое планирование курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.Изд.третье, испр., доп.Н.Новгород, НИРО, 2010

Романовский В.К., Сомов В.А., Гречухин Г.Б.

Религии России. Пособие для учителя. 2-е изд., испр., доп.

Романовский В.К., Сомов В.А., Гречухин Г.Б., Шилова Л.Н., Шамсутдинова Н.С.

Религии России: хрестоматия по учебному курсу для общеобразовательных учреждений. Н.Новгоород, НИРО, 2010.

Романовский В.К., Сомов В.А., Гречухин Г.Б.,

Контрольно-измерительные материалы по учебному курсу.Для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.Н.Новгород, НИРО, 2010

Романовский В.К.,Гречухин Г.Б.,

 

Религии России. Учебное пособие для учащихся 8 класса. Нижний Новгород: НИРО. 2012 Романовский В.К.,Гончар Л.А.
Религии России. Учебное пособие для учащихся 9 класса. Нижний Новгород: НИРО. 2012 Романовский В.К.,Гончар Л.А.

Элективные курсы

 

История и обществознание: сборник программ элективных курсов образовательной области «Обществознание»/Под общ.ред. В.К.Романовскиго – Н. Новгород: НИРО, 2010.

 

Перечень элективных курсов, опубликованных в сборнике

 

«Российская цивилизация»

Романовский В.К.

«Дискуссионные вопросы отечественной истории»

Романовский В.К., Калинкина Е.Г.

«Российская эмиграция: от истоков до наших дней»

Романовский В.К.

«Государственные символы России»

Романовский В.К.

«История повседневности: общероссийский и региональный аспекты»

Романовский В.К., Гречухин Г.Б.

«Русское купечество: история становления и развития».

Гречухин Г.Б.

«История нижегородской архитектуры Х1У-ХХ вв».

Гречухин Г.Б.

«Основы культурологи»

Калинкина Е.Г, Чепурнова Н.А.,Гречухин Г.Б.

«Философия: теория и история»

Чепурнова Н.А.

«Мой выбор – мое действие»

Калинкина Е.Г

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph