Особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды: «Новая школа - это школа для всех, где обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»,
Приоритетное направление в современной образовательной политике Нижегородского региона - реализация задач социальной и образовательной интеграции – основано на признании права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение качественного и доступного образования.
Программа «Безбарьерная среда», принятая в 2010 году, предусматривает обеспечение для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов особых условий обучения, создание для таких детей образовательного пространства, которое позволит им получить качественное образование, научиться взаимодействию друг с другом и окружающими, ориентироваться в социальной среде.
Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ информировал регионы о проведении мониторинга состояния и развития образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
Из новых форм обучения, обеспечивающих вариативные условия для получения образования, психологической, социальной, медицинской поддержки, а также обеспечения коррекции нарушений развития у детей, особо можно выделить две: дистантную и интегративную (инклюзивную) формы обучения.
Кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ ДПО НИРО совместно с Центром дистанционного обучения разработаны программы курсов для педагогических работников «Организация и методика дистанционного обучения детей-инвалидов». В этом году организовано также и обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное обучение - это обучение ребенка-инвалида в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Это форма дифференциации образования. В основу такого обучения положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
Положительным фактором инклюзивного обучения является наличие у больных детей возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Особая ответственность накладывается, конечно на педагогических работников: как на профессионалов, как на людей, которые должны понять смысл этих новых слов – «инклюзивное образование». Проблема учителя, владеющего педагогическими технологиями, на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного образования. Это связано с подготовкой кадров, передачей опыта и трансляцией знаний, и это тоже далеко не простой момент. Учителю массовой общеобразовательной школы, который не получал знаний по специальной психологии и коррекционной педагогике, нужны особые знания о том, как ему учить слабовидящего или глухого ребенка в классе, где сидит еще 25 учеников. Рождение инклюзии в системе общего образования – это не краткосрочная задача, и материальное обеспечение тут не главное. Главное, чтобы было очень серьезное отношение тех учителей, того педагогического сообщества и знающих свое дело руководителей, которые могут принять очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или школа готовы назвать себя инклюзивными.
Вопросы инклюзивного образования на "горячей линии" в "РГ"
Каково Ваше мнение по вопросам организации инклюзивного образования, условий успешности этого процесса?
Просим Вас оказать содействие в проведении социалогического исследования и ответить на вопросы анкеты.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть