3
7
9
Подразделения

Результаты ЕГЭ в Нижегородской области в 2011 году

Единый государственнй экзамен

В Нижегородской области

Характеристика контрольных измерительных материалов по русскому языку 2011 года

Принципы структурирования экзаменационной работы определяются современными подходами к преподаванию русского языка в школе: ориентированностью школьного курса на развитие речемыслительных и коммуникативных умений и навыков, общей нацеленностью на речевое развитие учащихся.

Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку 2011 г. состоял из трех частей и включал три типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и развернутым ответом. Задания экзаменационного теста позволяли оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в школе. В нее включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

  • лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить лингвистический анализ языковых явлений;

  • языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
  • коммуникативную компетенцию, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

В контрольные измерительные материалы в 2011г. по сравнению с 2010г. были внесены следующие изменения:

  • изменен формат задания А29;
  • внесены изменения в системы оценивания отдельных заданий: максимальный балл за орфографическую и пунктуационную грамотность при выполнении части 3 (сочинение-рассуждение) увеличился до 3-х баллов;
  • максимальный балл за выполнение задания В8 увеличился до 4-х баллов;
  • максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличился с 60-и до 64-х.

Выводы и рекомендации

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показывает устойчивость тенденций в выполнении заданий, проверяющих уровень сформированности основных предметных компетенций:

  • На прежнем уровне по сравнению с предыдущими годами остались результаты выполнения заданий, проверяющих владение тестируемыми языковой компетенцией, что во многом объясняется процессами, происходящими в современном обществе: широко распространенные в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к неверным ответам при выполнении экзаменационного теста.
  • Практически не изменился и остался низким процент выполнения заданий части 2 работы, проверяющих сформированность лингвистической компетенции. При этом остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений. Несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве выполнения экзаменуемыми части 3 экзаменационной работы.
  • Многие методические просчеты в обучении русскому языку связаны с игнорированием ключевой роли планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи. В центре внимания должны быть интересы и творческий потенциал ученика, его личный и читательский опыт, что соответствует требованиям реализации личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.
  • У выпускников недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе, т.е. с учетом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Именно поэтому большое значение имеет организация целенаправленной работы по систематизации и обобщению учебного материала, которая должна быть направлена на развитие умений выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания, обращая особое внимание на взаимосвязь разделов школьного курса русского языка.
  • Одним из главные требований к организации учебной деятельности по усвоению языка при таком подходе должно быть пристальное внимание к различным языковым значениям (лексическому, грамматическому, словообразовательному и др.). Очень важно при этом добиваться понимания учащимися того, что успешное выполнение любого задания предполагает тщательный анализ его условий, выбор адекватной последовательности действий.

Характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2011 года.

Экзаменационная работа по литературе в 2011 году не претерпела изменений по сравнению с КИМ 2010года. Стабилизация экзаменационной модели, возможно, объясняет положительную динамику результатов экзамена последних лет. В условиях проведения экзамена в штатном режиме устойчивость данной модели можно рассматривать как дополнительный фактор стабильности ситуации выбора и сдачи экзаменов выпускниками, а также подготовки к нему.

Экзаменационная работа 2011 года  состояла из 3 частей.  Части 1 и 2  включали в себя задания, ориентированные на анализ эпического (или лироэпического, или драматического) произведения и лирического стихотворения (или лирической поэмы). На заключительном этапе (часть 3) экзаменуемый писал сочинение объёмом не менее 200 слов. Предложенная система заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных групп учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных знаний и умений: читательских, литературоведческих, коммуникативно-речевых.

В экзаменационной работе 2011 года, как и в предыдущие годы, отбор литературного материала осуществлялся с учетом распределения знаний по определённым содержательным блокам (периодизация историко-литературного процесса).

Выводы и рекомендации

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы  показывает устойчивость тенденций в выполнении заданий, проверяющих уровень сформированности основных предметных компетенций:

  • По-прежнему, наиболее успешно выпускники справляются с заданиями, требующими краткого ответа. Задания данного типа требуют от экзаменуемых, в первую очередь, качественного знания предложенного художественного текста, и точно сформулированных ответов. Выпускники 2011 года показали достаточно высокий уровень освоения  эпических произведений (задания В2, В5, В6) и более низкий уровень освоения  лирических текстов (В8, В9).
  • Удовлетворительные результаты экзаменуемые продемонстрировали при выполнении заданий с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (задания С1, С3). Однако нужно отметить, что средний процент выполнения  этих заданий  не очень высок, т.к. формальное знание текста, низкий уровень владения навыками анализа текста, неумелое использование знаний по теории литературы  не позволяют  выпускникам чётко, логично, убедительно и кратко представить свои позицию по данному вопросу.  Следует обратить особое внимание на задания, предполагающие анализ художественных произведений ХХ века. (Например, стихотворения А.Блока, А.Ахматовой, Б.Пастернака и др.)
  • Практически не изменились в сравнении с 2010 годом показатели выполнения заданий части С2 и С4. По-прежнему не очень высоки результаты выполнения заданий, требующие включения текста в литературный контекст. Часто в ответах выпускников текущего года привлекается минимальный контекст на уровне тематического сходства. Например, с несложным заданием «Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки к пьесе А.Н.Островского «Гроза»? справились около 40%ов учеников, из них в большинстве работ были только названы другие примеры, но никак не прокомментированы. Более пристального внимания требуют задания на сопоставление лирических произведений.
  • Результаты выполнения заданий части С5 неоднозначны, при этом стоит отметить некоторое улучшение в сравнении с 2010года. Работы выпускников свидетельствуют о том, что ученики имеют представление о литературных направлениях, родо-жанровой специфике литературных произведений, ориентируются в системе образов, умеют выявлять сюжетно-композиционное особенности произведений, истолковывать проблематику с учетом авторского замысла.  Вместе с тем, необходимо отметить, что по-прежнему выпускники сталкиваются с большими проблемами при построении монологического высказывания на литературную тему с опорой на текст художественного произведения, допускают фактические ошибки при передачи содержания текста, в использовании литературоведческих терминов и понятий.

Анализ результатов ЕГЭ 2011 года  по литературе показывает, что в целом экзамен 2011 года характеризуется стабильностью результатов в сопоставлении с показателями прошлых лет, а по ряду аспектов имеет тенденцию к улучшению. Думается, что одна из главных причин подобных изменений связана с переходом экзамена в штатный режим. Сегодня его выбирают выпускники, поступающие в вузы гуманитарной направленности. Более высокий уровень подготовки по литературе обусловлен мотивированностью  на успешную сдачу экзамена по выбранному предмету.

Вместе с тем анализ итогов экзамена по литературе указывает на необходимость совершенствования важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное освоение учебного курса: навыки анализа и интерпретации художественного текста, сопоставительно-аналитические умения, позволяющие устанавливать как внутри-, так и межтекстовые связи, усвоение учащимися теоретико-литературных понятии и включение их в анализ литературного материала, самостоятельное письменное рассуждение на литературную тему.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph