Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Исследовательское образование – новая педагогическая парадигма.

 

 

 Исследовательское образование – новая педагогическая парадигма

Информационно-библиографический материал

 

Составитель: библиограф Е.В.Шадрина

Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова

 

Н.Новгород

2011

 

От составителя

    Исследовательское образование     является сегодня активно развивающейся познавательной системой, обеспечивающей функционирование инновационного социума [41]. В своей статье  «Исследовательское образование – новая педагогическая парадигма»  научный руководитель НОЦ «Инновационная педагогика в техническом университете» А.О. Карпов кратко излагает ряд ключевых концептов современного исследовательского образования, которое находится в центре внимания европейской и американской государственных систем: «социализация научно-исследовательского типа», «генеративное обучение», «трансформация знаний». Говоря о смене педагогической парадигмы с формальной и универсальной на научную и когнитивно ориентированную, ученый утверждает: «Новая дидактика, обретая исследовательский характер, должна учитывать социокультурную сложность мира, вызванную действиями человека и искусственных систем, динамику роста знаний и развития технологий, интенсификацию познавательных усилий  в условиях неопределенности перспектив» [40].

      Особенностью сегодняшнего дня стало понимание того, что система образования не только определяет непосредственно возможности роста экономики, но и решает вопрос опережающего культурного роста личности, которая будет способна создать экономику, равно как и общество завтрашнего дня. О новизне исследовательского образования рассуждает  и профессор Московского педагогического государственного университета А.И. Савенков: «Оно предполагает движение по пути принципиального пересмотра культурно-образовательных традиций, радикально меняющее цели образования, отношение к самим знаниям и к путям их получения» [93-95]. 

   Однако решающим фактором европейской конкурентоспособности, согласно официальным документам Европейской комиссии, является обучение исследовательской деятельности, поэтому предлагаемый библиографический материал в основном содержит сведения о публикациях, посвященных развитию навыков исследовательской деятельности на различных  ступенях и уровнях российского образования за 2009-2011гг.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть