Региональный экспериментальный сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа», реализуемый кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО совместно с образовательными учреждениями Нижегородской области, получает свое логическое продолжение в новой институциональной форме Проектно – сетевого института инновационного образования
Приказом Министерства образования и науки РФ № 273 от 10.04. 2012 г. институту присвоен статус федеральной инновационной площадки.
Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» обусловлена социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Кроме того, актуальность связана с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности в региональной системе образования. Проект также предполагает создание инновационных моделей организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.
Цель проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» заключается в создании нового типа сетевой образовательной институции, представляющей собой высшую форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной системе образования.
Задачи проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»:
1. Разработать и теоретически обосновать открытую корпоративную модель проектно-сетевого института инновационного образования.
2. Разработать концепцию проектно-ориентированного типа содержания образования и апробировать его элементы, представленные в форме корпоративных баз данных, тематических концентров (научных, образовательных, технологических, кадровых и т.д.).
3. Разработать и внедрить персонифицированную модель повышения квалификации и переподготовки педагогических, научных и научно-педагогических работников, руководящих работников сферы образования на основе построения горизонтальных самоорганизующихся сетей, индивидуальных траекторий профессионального развития и саморазвития педагогов.
4. Разработать и апробировать инновационные модели образовательных организаций, связанной со спецификой вклада организации в решение определенной социокультурной проблемы, соответствующей приоритетам социальной и экономической политики Российской Федерации в области образования.
5. Разработать и внедрить механизмы саморегулирования инновационной деятельности образовательной организации и работников сферы образования.
6. Организовать создание, экспонирование, экспертизу и диссеминацию инновационных образовательных продуктов организаций, входящих в состав проектно-сетевого института инновационного образования в масштабе региональной системы образования.
7. Тиражирование и трансляция инновационной модели сетевой образовательной институции в масштабе Приволжского федерального округа.
Инновационная идея проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования».
Для осуществления системного регулирования инновационного развития образования необходимо создание специальной институциональной структуры, способной поддерживать устойчивость инновационных преобразований и обеспечивать развитие человеческого потенциала средствами образования. В качестве такой институциональной структуры, способной принять на себя инновационную функцию регулирования системного развития образования, призван выступить проектно-сетевой институт инновационного образования.
Данный тип образовательной институции представляет собой системно-сетевую организацию развивающегося пространства инновационного образования, способную быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации.
Проектно-сетевой институт выступает своеобразным механизмом социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализуя четыре линии инновационного развития:
- образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;
- локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);
- межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;
- федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ПРОЕКТНО-СЕТЕВОГО ИНСТИТУТА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Условное обозначение:
1. Управляющий совет (председатель, зам. председателя, научные руководители проекта и метапроектов);
2. Оперативная (проектная) дирекция (административный директор, системный интегратор, координатор, системный администратор, технический специалист);
3. Проектный совет (научный руководитель, линейные руководители метапроектов, конструктор-проектировщик);
4. Методологический отдел (научный руководитель, руководитель проектно-инициативной группы);
5. Межрегиональный сетевой экспертный совет (научный руководитель, эксперты, консультанты, консультанты-модераторы, консультанты-супервизоры и др.);
6. Учебно-методический, информационно-аналитический (руководитель, аналитики, тьюторы, методисты, стажерские площадки, системный администратор, операционист, программист и др.);
7. Метапроекты («Школа гуманитарных антропопрактик», «Проектно-ориентированное содержание образования», «Инновационный образовательный менеджмент», «Инновационная дидактика», «Новый педагогический профессионализм», «Социальное проектирование образовательных систем», «Креативное детско-взрослое сообщество», «Корпоративная эпистемотека», «Нижегородская электронная школа», «Проектно-сетевой центр образования специалистов учреждений НиСПО» и др.;
8. Инновационные площадки (системный интегратор, координатор, руководители проектной инициативы ОУ, педагоги-инноваторы, рабочие группы, стратегические и проектные группы);
9. Экспертные группы, эксперты, аналитики, консультационные службы и центры;
10. Тьюторские и стажерские площадки, тьюторы, методисты, специалисты ММС и др.
Понятийно-терминологический аппарат
проектно-сетевого института инновационного образования
Базовой категорией практической антропологии в рамках теоретико-методологического исследования авторами-разработчиками сетевого проекта определена инновационная практика, которая раскрывается через основные понятия: «образовательные практики», «антропопрактика» и «типология образовательных антропопрактик».
Образовательные практики – это специальная работа по разработке средств, содержания, условий и механизмов образовательной деятельности.
Инновационная практика – это специальная работа по разработке новых систем, процессов, проектов, программ, характеризующих их направленность на развитие и включающих реально осуществляемые нововведения.
Антропопрактика – это различные мыслительные, проектные практики работы с Человеком, ориентированные на развитие и выращивание в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования.
Антропопрактика – это жизненное пространство обретения детьми, подростками, молодыми людьми собственной, индивидуальной субъектности в деятельности и личностной позиции во встречах с Другими.
Антропопрактика – это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, которая задается пространством человеческих Встреч: пространством со-бытийной общности, пространством совместно- распределеннойдеятельности, пространством рефлексивного со-знания.
В структуре проектно-сетевого института инновационного образования выделяются следующие базисные (формирующие) типы образовательных антропопрактик:
- гуманитарные практики;
- социально-экономические практики;
- проектно-технологические практики,
- организационно-управленческие;
- этно-экологические практики;
- социо-лингвокультурные практики и др.
Внутри этих базовых практик и на их стыках действуют различные образовательные антропопрактики (ведущие, дополняющие или сопутствующие), определяемые при большей степени конкретизации (виды антропопрактик).
Типология антропопрактик образовательных организаций - участников ФИП Минобрнауки России
«Проектно – сетевой институт инновационного образования»
Наименование инновационной программы |
Наименование образовательной организации |
Гуманитарные антропопрактики |
|
«Модель личностно - ориентированной образовательной логистики» |
МБОУ гимназия № 38 г. Дзержинск |
«Центр билингвального образовательного пространства» |
МБОУ гимназия №17 г. Н. Новгород |
«Инновационный ресурсный центр гуманитарных антропопрактик» |
МБОУ гимназия №13 г. Н. Новгород |
«Инновационный ресурсный центр детско-взрослого партнёрства» |
МБОУ гимназия №14 г. Выкса |
«Школа гуманитарных антропопрактик» |
МБОУ гимназия им. А.С. Пушкина г. Н. Новгород |
Организационно – управленческие антропопрактики |
|
«Инновационный ресурсный центр поддержки одаренных и талантливых детей» |
ГБОУ лицей-интернат «Центр одаренных детей» |
«Межмуниципальный методический центр эффективного педагогического опыта» |
МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина р.п. Пильна |
«Модель профессионально-кластерного самоопределения личности» |
МБОУ лицей № 38 г. Н. Новгород |
«Муниципальный образовательный портал инновационных проектов» |
МБОУ лицей № 3 г. Кулебаки |
«Школа-комплекс инновационного образования» |
(МАОУ СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгород |
«Центр инновационных технологий управления образовательной организацией» |
МБОУ лицей № 87 им. Л.И. Новиковой г. Н. Новгород |
«Модель проектно-солидарного управления» |
МБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кстово |
«Школьный кластер опережающего образования» |
МБОУ СОШ № 10 г. Павлово |
«Инновационный ресурсный центр педагогического и ученического проектирования» |
МБОУ лицей № 165 им. 65-летия ГАЗ г. Н. Новгород) |
«Социолингвистическая школа» |
МБОУ СОШ № 22 с углубленным изучением французского языка г. Дзержинск |
Социально – экономические антропопрактики |
|
«Школа социально-личностного проектирования» |
МБОУ СОШ № 5 г. Лысково |
«Центр социально-педагогического дизайна» |
МБОУ СОШ № 8 г. Выкса |
«Клубное образовательное сообщество» |
МБОУ Кисловская СОШ Лысковского района |
Проектно – технологические антропопрактики |
|
«Школа позиционного самоопределения» |
МБОУ СОШ №85 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Н. Новгород |
«Школа интеллектуальных практик» |
МБОУ лицей №8 г. Н. Новгород |
«Центр дидактического сценирования образовательного процесса» |
МБОУ СОШ №44 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н.Новгород |
«Школа проектно – исследовательских практик» |
МБОУ лицей № 21 г. Дзержинска |
«Лаборатория метапредметного содержания и новой дидактики» |
МБОУ гимназия № 50 г. Н. Новгород |
«Школа гражданского сообщества» |
МБОУ СОШ №91 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгород |
Этно – экологические антропопрактики |
|
«Школа этнокультурных образовательных практик» |
МБОУ Больше Макателемская СОШ Первомайского района |
«Школа медико-экологических практик» |
МБОУ лицей № 28 г. Н. Новгород |
Типология антропопрактик образовательных организаций – региональных инновационных площадок (приказ от 15.01.2012 № 398-а «О статусе региональной инновационной площадки» Министерства образования
Нижегородской области»)
Наименование инновационной программы |
Наименование образовательной организации |
Гуманитарные антропопрактики |
|
Открытая школа |
МБОУ Чкаловская СОШ № 5 |
Центр равных стартовых возможностей |
МБОУ СОШ № 103 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгород |
Организационно – управленческие антропопрактики |
|
«Школа проектно-ориентированного управления» |
МБОУ СОШ № 27 г. Дзержинск |
Инновационный ресурсный центр проектно - деятельностной кооперации |
МБОУ СОШ № 24 г. Н. Новгорода |
Проектно – технологические антропопрактики |
|
Цифровая школа |
МБОУ СОШ № 174, г. Н. Новгород |
Школа продуктивных практик |
МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово |
«Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» |
МБОУ СОШ № 48 г. Н. Новгород |
«Дорожная карта» реализации проекта
«Проектно-сетевой институт инновационного образования»
Направление деятельности |
Сетевые события |
Сроки реализации |
Конечные продукты деятельности субъектов сетевого проекта |
|
Первый этап: теоретико-проектировочный (сентябрь 2011 г. – август 2013г.) |
||||
Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования |
1. Система проблемно-проектных семинаров. 2. Рабочие совещания разработчиков проекта. |
сентябрь 2011 - январь 2012 |
1. Общий методологический тезаурус. 2. Аналитическая справка «проблемного поля» инновационного развития. 3. Программа и план мероприятий и семинаров. 4. Модель сайта сети и странички каждого участника проекта. |
|
Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования. |
1. Игровое моделирование 2. Проблемно-проектный семинар |
январь 2012 – июнь 2012 |
1. Концептуальная модель нового типа содержания. 2. Организационно-деятельностная матрица программ, основанных на новом типе содержания. |
|
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования. |
1. Проблемно-проектный семинар 2. Вебинары |
сентябрь 2012 – июнь 2013 |
1. Нормативно-деятельностный стандарт нового педагогического профессионализма. |
|
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью. |
1. Региональный Круглый стол по проблемам организации и управления инновационными процессами 2. Вебинары. 3. Сетевые школы управления. |
январь 2012 – декабрь 2013 |
1. Нормативная база проектно-сетевого института инновационного образования как автономной некоммерческой образовательной организации. 2. Соглашения, регламенты, договора по организации сетевого взаимодействия и управления деятельностью проектно-сетевого института инновационного образования. |
|
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта. |
1. Региональный методологический семинар по экспертной деятельности в образовании. 2. Открытое заседание РСЭС. |
август 2013 – декабрь 2013 |
1. Положение о межрегиональном сетевом эксертном совете. 2. Критериальная база проведения экспертизы проектных инициатив. |
|
Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования. |
1. Обучающие семинары. 2. Работа проектных групп. 3. Работа стратегических команд |
сентябрь 2013 – июнь 2015 |
1. Корпоративные базы данных. 2. Практико-ориентированная коллективная монография. 3. Сборник научно-педагогических разработок |
|
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования. |
1. Построение горизонтальных самоорганизующихся сетей и самообучающихся оргнизаций. 2. Построение индивидуальных траекторий профессионального развития и саморазвития. |
сентябрь 2013 – сентябрь 2014 |
1. Организационно-проектная программа профессионального развития педагогов. |
|
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью. |
Проектно-деятельностная кооперация участников сетевого проекта. |
сентябрь 2014 – июнь 2015 |
1. Положение о проектно-деятельностной кооперации. 2. Положение о проектной группе образовательной организации. 3. Положение об инновационном ресурсном центре. |
|
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта |
1 Проектные мастер-классы по технологиям инновационного образования. 2. Нижегородский образовательный Интернет-форум проектных инициатив. |
январь 2015 – июнь 2015 |
1. Программы проектных мастер-классов и образовательного Интернет-форума. 2. Положения и программы деятельности экспериментальных, тьюторских, стажерских площадок. |
|
Внедрение открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования |
1. Рефлексивно-методологические семинары. 2. Панельная дискуссия. 3. Веб-стенды. |
сентябрь 2015 – июнь 2016 |
1. Научные, научно-методические, учебно-методические труды и разработки. 2. Корпоративная эпистемотека (медиаресурс) проектно-сетевого института инновационного образования. |
|
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта |
1. Корпоративное обучение экспертных групп. 2. Семинары, совещания межрегионального сетевого экспертного совета. 3. Организация фестивалей, ярмарок образовательных инноваций. |
январь 2016 – август 2016 |
1. Программы корпоративного обучения экспертов. 2. Программы организации мероприятий: ярмарки, фестивали и т.д. |
План реализации инновационного проекта ПСИИО на 2015 г.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Событие ФИП «Инновационная привлекательность сельских школ: образовательная экспедиция» |
Май |
В.В. Николина Г.А. Игнатьева |
2. |
Разработка персональных (авторских) педагогических систем образовательных организаций – участников проектно – сетевого института инновационного образования |
Июнь |
О.В. Тулупова Г.А. Игнатьева |
3. |
Проблемно – проектный семинар «Технология проектно – ресурсного управления образовательными инициативами» |
Сентябрь |
Г.А. Игнатьева О.В. Тулупова А.С. Мольков |
4. |
Событие ФИП «Педагогический дизайн: вебинар» в рамках Выксунско – Кулебакского проектно – сетевого узла ФИП |
Ноябрь |
А.С. Мольков А.Н. Матукина |
Деятельность Проектно – сетевого института инновационного образования
в 2012 – 2014 гг.
1. Разработан методологический тезаурус - способ представления и организации смыслового пространства проектно-сетевого института инновационного образования: научные статьи, информационно - методологические бюллетени, альбомы схем, сборники научных трудов.
2. Разработана Концепция "Школы гуманитарных антропопрактик" как технология «выращивания человеческого в человеке во времени истории и пространстве культуры».
3. Разработана концептуальная модель «Нижегородская электронная школа», которая выступает как ресурсная база и средство научно-методического сопровождения формирования информационно-образовательной среды школы, адекватной задачам информационного общества.
4. Разработан нормативно-деятельностный стандарт нового педагогического профессионализма как механизм ренормирования профессиональной педагогической деятельности в направлении "движения педагога" от специалиста-предметника к профессионалу - и эксперту.
5. Разработана организационно-проектная программа профессионального развития педагогов как новый жанр управленческих программ, в которой раскрываются условия и механизмы организации инновационной деятельности в сфере образования.
6. Разработано Положение о межрегиональном сетевом экспертном совете и критериальная база оценки проектных инициатив.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть