«Развитие бережливого сообщества в школе.»
Информация об организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»
Границы процесса
от момента начала подготовки к уроку до оформления результатов урока в журнале.
Руководитель проекта
Каславская Т.Н., директор школы
Команда проекта
Павлова Н.В. - начальник отдела правового регулирования и профилактики нарушений управления по контролю и надзору в сфере образования, Колпакова О.А. - заместитель директора департамента образования, Никонова И.В. – заместитель директора, Родионов В.С. – учитель физической культуры, Метелева Е.Г. – специалист по закупкам, Коптелова М.А. – заместитель директора, Агеев Д.А – заместитель директора по АХЧ.
Обоснование выбора темы проекта:
Использование бережливых технологий в образовании способствует оптимизации основных и вспомогательных процессов в деятельности образовательной организации и, как следствие, повышению эффективности самого образовательного процесса. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемами и рисками, с которыми сталкивается организация, развивающаяся в данном направлении:
Проблемы:
Ключевой риск: Появление травмоопасных ситуаций ввиду ослабления внимания педагога, занятого подготовкой к уроку или к выполнению задания.
Реализация проекта обеспечивает не просто повышение осведомленности обучающихся и родителей о нормативах, принятых в ОО, но также приведет к популяризации ЗОЖ, физической культуры. Важным также является снижение травматизма на уроках физической культуры и повышение удовлетворенности участников образовательных отношений качеством и результатами проводимых уроков.
Были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:
Наименование цели |
Текущий показатель |
Целевой показатель |
1. Снижение ВПП при подготовке сдачи норматива (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса |
От 3 до 6 |
1 |
2. Снижение ВПП при проведении урока (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса |
От 3 до 6 |
1 |
3. Исключение лишнего этапа обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА», мин. для одного класса |
От 5 до 30 |
0 |
4. Исключение лишнего этапа обработки по конвертации результатов нормативов в отметку, перенос данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал», мин. для одного класса |
От 3 до 5 |
0 |
Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале, количество исправлений за неделю |
2 |
0 |
Планируемые эффекты: Популяризация здорового образа жизни, повышение мотивации к сдаче норм ГТО, ученики показывают более высокий уровень самостоятельности и самоконтроля, повышение удовлетворенности участников образовательных отношений.
При картировании текущего состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры, мы разделили КПСЦ по типам урока: со сдачей норматива и без. Картирование включало в себя перемену до урока, перемену после урока и время после окончания уроков, когда учитель заполняет журнал. Анализ процесса продемонстрировал различие в виде перевода полученных обучающимися результатов в отметку и ее выставление в электронный журнал после окончания урока. При этом теряется информация о критериях оценивания упражнения.
Рисунок 1
Рисунок 2
Проведение картирования текущего состояния процесса позволило выявить проблемы на разных этапах подготовки и проведения урока как со сдачей норматива, так и без сдачи.
Выявленная проблема (урок со сдачей норматива) |
1. Снижение контроля в перемену за одновременными процессами переодевания в раздевалке и подготовки инвентаря к уроку/ уборка инвентаря после предыдущего урока в тренерской. |
2. Учитель фиксирует отсутствующих в блокноте вместо журнала |
3. На уроке необходимо принести инвентарь из тренерской, в связи с этим ослаблен контроль за классом, теряется время. |
4. Потеря времени при установке спортинвентаря для сдачи нормативов |
5. Инвентарь для сдачи нормативов не закреплен, теряется время на возвращение его в исходное состояние |
6. Нет возможности фиксировать отметки за норматив в журнал |
7. Не все обучающиеся успевают сдать норматив за отведенное время во время урока |
8. Не хватает времени на озвучивание итогов урока. Обучающийся уходит с урока, не зная свою отметку и не может обратиться за комментарием к учителю. |
9. Невозможность заполнения электронного журнала в перемену после урока по причине необходимости контролировать процесс переодевания в зале и уборки инвентаря после предыдущего урока в тренерской. |
10. Потеря времени при переносе данных из блокнота в журнал |
11. Потеря времени при конвертации результатов нормативов в отметку и выставлении ее в журнал. |
12. Обращения родителей за разъяснением критериев отметки, т. к. обучающемуся не были озвучены отметки и/или он не помнит результат норматива. |
13. Риск недостоверности отметки в журнале, если учитель забыл взять на урок блокнот/ неразборчиво написал |
Выявленная проблема (урок без сдачи норматива) |
1. Снижение контроля в перемену за одновременными процессами переодевания в раздевалке и подготовки инвентаря к уроку/ уборка инвентаря после предыдущего урока в тренерской. |
2. Учитель фиксирует отсутствующих в блокноте вместо журнала |
3. На уроке необходимо принести инвентарь из тренерской, в связи с этим ослаблен контроль за классом, теряется время. |
4. Нет возможности фиксировать отметки в журнал во время урока |
5. Не хватает времени на озвучивание итогов урока. Обучающийся уходит с урока, не зная свою отметку и не может обратиться за комментарием к учителю. |
6. Невозможность заполнения электронного журнала в перемену после урока по причине необходимости контролировать процесс переодевания в зале и уборки инвентаря после предыдущего урока в тренерской. |
7. Потеря времени при переносе данных из блокнота в журнал |
8. Обращения родителей за разъяснением критериев отметки, т. к. обучающемуся не были озвучены отметки и/или он не помнит результат урока. |
9. Риск недостоверности отметки в журнале, если учитель забыл взять на урок блокнот/ неразборчиво написал |
Проблемы, выявленные при картировании двух вариантов урока похожи, однако, на уроке со сдачей норматива добавляются проблемы, связанные с низкой функциональностью существующего инвентаря, его неудобством, это приводит к тому, что не все обучающиеся успевают сдать норматив за урок. Также сложность вызывает конвертация показателей нормативов в отметку и потеря времени на выставление отметок в журнал после завершения всех уроков, т.к. во время перемен учителю необходимо отслеживать процесс подготовки класса к уроку и переодевание после урока.
При работе с проблемами были использованы такие инструменты бережливого производства, как «Диаграмма спагетти», «Диаграф связей».
Рисунок 3.
Рисунок 4
Составление Диаграммы спагетти (рис.4) помогло проанализировать перемещения педагога и обучающихся при подготовке спортинвентаря, находящегося в тренерской, в то время, как в спортзале имеется комната, в которой хранятся лыжи.
Диаграф связей (рис.5,6) помог выявить ключевые проблемы, имеющие наибольшее влияние в процессе. Этот инструмент был применен к обоим вариантам урока физической культуры (со сдачей норматива и без).
Рисунок 5 (урок со сдачей норматива)
Рисунок 6 (урок без сдачи норматива)
Ключевыми оказались проблемы, связанные с фиксацией отметки за норматив и за выполнение упражнения в журнал. Учителю приходится делать записи в процессе выполнения задания обучающимися и после уроков переставлять их в журнал, на что затрачивается большое количество времени.
На основании полученных данных, командой проекта было проведено картирование идеального и целевого состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры со сдачей норматива (рис.7,8), где наглядно показаны области для возможного улучшения.
Рисунок 7 Карта идеального состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры со сдачей норматива
Карта идеального состояния процесса демонстрирует поток создания ценности при отсутствии каких- либо проблем, в идеальных условиях.
Рисунок 8 Карта целевого состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры со сдачей норматива
Карта целевого состояния показывает процесс в существующих условиях после решения возможных проблем.
Командой проекта было проведено картирование идеального и целевого состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры без сдачи норматива (рис.9,10).
Рисунок 9 Карта идеального состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры без сдачи норматива
Рисунок 8 Карта целевого состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры без сдачи норматива
Выявление проблем и их первопричин позволило разработать список мероприятий, способствующих их решению.
№ п/п |
Мероприятие |
Эффект |
1 |
Картирование ПСЦ |
1. Анализ проблем, потерь. |
2 |
Анализ и корректировка КТП |
Оптимизация распределения предметных модулей с целью упрощения подготовки инвентаря к уроку |
3 |
Анализ оборудования, спортинвентаря, необходимого для уроков физической культуры. Проведение инвентаризации имеющегося оборудования. Определение перечня оборудования и инвентаря необходимого к закупкам. |
Выявление дефицита/ излишних запасов спортинвентаря |
4 |
Анализ рациональности использования помещений школы/ спортивного зала при проведении уроков физической культуры. Организация пространства спортивного зала и вспомогательных помещений. (спортивный зал, раздевалки, кабинет учителя). |
Оптимизация использования помещений школы/ спортивного зала при проведении уроков физической культуры. Сокращение времени на подготовку к уроку |
5 |
Внедрение стандарта минимально необходимого набора спортивного инвентаря и оборудования, находящегося в спортивном зале. |
Оптимизация использования спортинвентаря. Сокращение времени на подготовку к уроку |
6 |
Размещение спортинвентаря с учетом принятых оптимизационных решений. Внедрение Системы 5С. Зонирование пространства спортивного зала. Система хранения спортивного инвентаря и оборудования. |
Создание рационально обустроенного образовательного пространства для проведения уроков. Сокращение времени на подготовку к уроку |
7 |
Размещение стендов с критериями сдачи нормативов |
Визуализация принятых критериев оценивания нормативов. Снижение напряженности из-за недостаточной информированности. |
8 |
Подготовка письма в Минспорта, в НИРО по вопросу унификации критериев оценивания нормативов |
Создание единых критериев оценивания сдачи нормативов. Снижение напряженности из-за недостаточной информированности. |
9 |
Совместная деятельность с разработчиком электронного журнала по составлению технического задания для расширения возможностей электронного журнала в части внесения данных по результатам нормативов и их автоматическую конвертацию в отметку. |
|
10 |
Создание методических рекомендаций, унификация КТП. |
Сокращение времени при подготовке к уроку |
11 |
Создание стандарта информационного бланка для детей и родителей по критериям оценивания нормативов |
Снижение напряженности из за недостаточной информированности. |
Выполнение мероприятий поспособствовало достижению планируемых результатов по ключевым показателям:
№ п/п |
Мероприятие |
Отметка о выполнении |
Результат / Эффект |
1 |
Картирование ПСЦ |
Проведено картирование текущего, идеального и целевого состояния процесса подготовки и проведения урока |
Проблемы выявлены при организации, подготовке и проведении уроков как со сдачей нормативов, так и без. Также обнаружена недостоверность и недостаточность данных при информировании участников образовательных отношений о требованиях и результатах. |
2 |
Анализ и корректировка КТП |
Распределение предметных модулей в КТП с учетом возможности оптимизации подготовки и проведения уроков во всех классах. |
Сокращение времени подготовки к уроку, к сдаче нормативов/ уборки инвентаря после урока. Снижение количества потенциально опасных ситуаций, когда учитель вынужден отвлекаться на вспомогательные процессы. Повышение удовлетворенности участников образовательных отношений
|
3 |
Анализ оборудования, спортинвентаря, необходимого для уроков физической культуры. Проведение инвентаризации имеющегося оборудования. Определение перечня оборудования и инвентаря необходимого к закупкам. |
Составлен список необходимого оборудования, списан устаревший и испорченный инвентарь |
|
4 |
Произведен ремонт помещения для хранения спортинвентаря, оптимизированы места хранения, спортинвентарь из тренерской (вход из коридора) перенесен в помещение для хранения (вход из спортзала), в тренерской произведен ремонт, заказана мебель |
Произведен ремонт помещения для хранения спортинвентаря, оптимизированы места хранения, спортинвентарь из тренерской (вход из коридора) перенесен в помещение для хранения (вход из спортзала), в тренерской произведен ремонт, заказана мебель |
|
5 |
Внедрение стандарта минимально необходимого набора спортивного инвентаря и оборудования, находящегося в спортивном зале. |
Стандарт минимально необходимого набора спортивного инвентаря и оборудования, находящегося в спортивном зале внедрен, по нему оптимизированы места хранения и на его основании распределены модули КТП. |
|
6 |
Размещение спортинвентаря с учетом принятых оптимизационных решений. Внедрение Системы 5С. Зонирование пространства спортивного зала. Система хранения спортивного инвентаря и оборудования. |
Создано рационально обустроенное образовательное пространства для подготовки и проведения уроков, а также для хранения спортинвентаря. |
|
7 |
Размещение стендов с критериями сдачи нормативов |
Визуализация принятых критериев оценивания нормативов в спортзале, в рекреации, на школьном сайте и информирование обучающихся и родителей через чаты в «Сферум» |
Снижение напряженности из-за недостаточной информированности. Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале. Популяризация здорового образа жизни, повышение мотивации к сдаче норм ГТО, ученики показывают более высокий уровень самостоятельности и самоконтроля, повышение удовлетворенности участников образовательных отношений |
8 |
Подготовка письма в Минспорта, в НИРО по вопросу унификации критериев оценивания нормативов |
Создание и визуализация принятых критериев оценивания нормативов в спортзале, в рекреации, на школьном сайте и информирование обучающихся и родителей через чаты в «Сферум» |
|
9 |
Совместная деятельность с разработчиком электронного журнала по составлению технического задания для расширения возможностей электронного журнала в части внесения данных по результатам нормативов и их автоматическую конвертацию в отметку. |
Вынесена на обсуждение в РЦК потребность школ в расширении возможностей электронного журнала в части внесения данных по результатам нормативов и их автоматическую конвертацию в отметку |
|
10 |
Создание методических рекомендаций, унификация КТП. |
Приняты в работу методические рекомендации, разработанные ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» «Физическая-культура-базовый-уровень.-Реализация-требований-ФГОС-основного-общего-образования.» Изменен порядок преподавания модулей в КТП для оптимизации процесса подготовки и уборки инвентаря |
Популяризация здорового образа жизни, повышение мотивации к сдаче норм ГТО, повышение удовлетворенности участников образовательных отношений |
11 |
Создание стандарта информационного бланка для детей и родителей по критериям оценивания нормативов |
Визуализация принятых критериев оценивания нормативов в спортзале, в рекреации, на школьном сайте и информирование обучающихся и родителей через чаты в «Сферум» |
Снижение напряженности из за недостаточной информированности. Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале. Повышение удовлетворенности участников образовательных отношений. |
Оценка эффективности:
По окончании реализации проекта проводится итоговый анализ продуктивности нововведений, включающий в себя оценку изменения времени протекания процесса подготовки к уроку физической культуры, а также перемещения инвентаря при проведении урока, сбор данных по удовлетворенности обучающихся и родителей, повышение интереса к сдаче ГТО.
Наименование цели |
Текущий показатель |
Целевой показатель |
Достигнутый результат |
1. Снижение ВПП при подготовке сдачи норматива (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса |
От 3 до 6 |
1 |
1 |
2. Снижение ВПП при проведении урока (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса |
От 3 до 6 |
1 |
1 |
3. Исключение лишнего этапа обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА», мин. для одного класса |
От 5 до 30 |
0 |
От 5 до 30 |
4. Исключение лишнего этапа обработки по конвертации результатов нормативов в отметку, перенос данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал», мин. для одного класса |
От 3 до 5 |
0 |
От 3 до 5 |
Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале, количество исправлений за неделю |
2 |
0 |
0 |
Незапланированные результаты проекта:
Повышение интереса к участию в спортивных секциях и мероприятиях школы;
Повышение общей информированности о пользе занятий физической культурой, о результатах обучающихся;
Повышение общего интереса к спортивным мероприятиям и конкурсам, проводимым в ОО.
Стандартизация обеспечивает единый подход к организации деятельности сообщества и повышению интереса к использованию бережливых технологий в профессиональной, учебной деятельности и в быту. В процессе реализации проекта были приняты стандарты оценивания спортивных нормативов в школе. Было организовано всестороннее информирование участников образовательных отношений о требованиях к физической подготовленности обучающихся. Это привело к снижению числа запросов информации со стороны обучающихся и родителей, а также к повышению мотивации к сдаче норм ГТО.
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Принятые стандарты:
2. Стандарт системы хранения инвентаря.
Перспективы развития проекта:
В конце 2024-2025 учебного года будут подведены итоги по целям проекта:
Наименование цели |
1. Снижение ВПП при подготовке сдачи норматива (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса |
2. Снижение ВПП при проведении урока (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса |
3. Исключение лишнего этапа обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА», мин. для одного класса |
4. Исключение лишнего этапа обработки по конвертации результатов нормативов в отметку, перенос данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал», мин. для одного класса |
5.Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале, количество исправлений за неделю |
Планируется доработка проекта в части расширения возможностей электронного журнала для выставления результатов сдачи нормативов, их хранения в системе и автоматической конвертации в отметку, что значительно сократит время, затрачиваемое на оформление журнала и повысит информированность участников образовательных отношений о результатах обучающегося.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть