4
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
9
Подразделения

Оптимизация процесса подготовки и проведения урока физической культуры ШКОЛА 79

«Развитие бережливого сообщества в школе.»

 

Информация об организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Границы процесса

от момента начала подготовки к уроку до оформления результатов урока в журнале.

Руководитель проекта

Каславская Т.Н., директор школы

Команда проекта

Павлова Н.В. - начальник отдела правового регулирования и профилактики нарушений управления по контролю и надзору в сфере образования, Колпакова О.А. - заместитель директора департамента образования, Никонова И.В. – заместитель директора, Родионов В.С. – учитель физической культуры, Метелева Е.Г. – специалист по закупкам, Коптелова М.А. – заместитель директора, Агеев Д.А – заместитель директора по АХЧ.

 

Обоснование выбора темы проекта:

Использование бережливых технологий в образовании способствует оптимизации основных и вспомогательных процессов в деятельности образовательной организации и, как следствие, повышению эффективности самого образовательного процесса. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемами и рисками, с которыми сталкивается организация, развивающаяся в данном направлении:

Проблемы:

  • Потеря времени при подготовке к сдаче норматива (подготовка и уборка спортивного инвентаря);
  • Потеря времени при проведении урока (подготовка и уборка спортивного инвентаря);
  • Лишний этап обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА» (подготовка списков детей, дата, нормативы и т.д.);
  • Лишний этап обработки по конвертации результатов нормативов в отметку, перенос данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал»;
  • Функциональные возможности «Эл. журнала» не учитывают специфические требования предмета. Невозможность фиксации результатов в «Эл. журнале» непосредственно на уроке.
  • Отсутствие единого перечня нормативов и показателей для их оценивания

 

Ключевой риск: Появление травмоопасных ситуаций ввиду ослабления внимания педагога, занятого подготовкой к уроку или к выполнению задания.

Реализация проекта обеспечивает не просто повышение осведомленности обучающихся и родителей о нормативах, принятых в ОО, но также приведет к популяризации ЗОЖ, физической культуры. Важным также является снижение травматизма на уроках физической культуры и повышение удовлетворенности участников образовательных отношений качеством и результатами проводимых уроков.

Были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:

Наименование цели

Текущий показатель

Целевой показатель

1. Снижение ВПП при подготовке сдачи норматива (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса

От 3 до 6

1

2. Снижение ВПП при проведении урока (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса

От 3 до 6

1

3. Исключение лишнего этапа обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА», мин. для одного класса

От 5 до 30

0

4. Исключение лишнего этапа обработки по конвертации результатов нормативов в отметку, перенос данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал», мин. для одного класса

От 3 до 5

0

Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале, количество исправлений за неделю

2

0

 

Планируемые эффекты: Популяризация здорового образа жизни, повышение мотивации к сдаче норм ГТО, ученики показывают более высокий уровень самостоятельности и самоконтроля, повышение удовлетворенности участников образовательных отношений.

При картировании текущего состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры, мы разделили КПСЦ по типам урока: со сдачей норматива и без. Картирование включало в себя перемену до урока, перемену после урока и время после окончания уроков, когда учитель заполняет журнал. Анализ процесса продемонстрировал различие в виде перевода полученных обучающимися результатов в отметку и ее выставление в электронный журнал после окончания урока. При этом теряется информация о критериях оценивания упражнения.

 

Рисунок 1

Рисунок 2

 

Проведение картирования текущего состояния процесса позволило выявить проблемы на разных этапах подготовки и проведения урока как со сдачей норматива, так и без сдачи.

Выявленная проблема (урок со сдачей норматива)

1.      Снижение контроля в перемену за одновременными процессами переодевания в раздевалке и подготовки инвентаря к уроку/ уборка инвентаря после предыдущего урока в тренерской.

2.      Учитель фиксирует отсутствующих в блокноте вместо журнала

3.      На уроке необходимо принести инвентарь из тренерской, в связи с этим ослаблен контроль за классом, теряется время.

4.      Потеря времени при установке спортинвентаря для сдачи нормативов

5.      Инвентарь для сдачи нормативов не закреплен, теряется время на возвращение его в исходное состояние

6.      Нет возможности фиксировать отметки за норматив в журнал

7.      Не все обучающиеся успевают сдать норматив за отведенное время во время урока

8.      Не хватает времени на озвучивание итогов урока. Обучающийся уходит с урока, не зная свою отметку и не может обратиться за комментарием к учителю.

9.  Невозможность заполнения электронного журнала в перемену после урока по причине необходимости контролировать процесс переодевания в зале и уборки инвентаря после предыдущего урока в тренерской.

10.  Потеря времени при переносе данных из блокнота в журнал

11.  Потеря времени при конвертации результатов нормативов в отметку и выставлении ее в журнал.

12.      Обращения родителей за разъяснением критериев отметки, т. к. обучающемуся не были озвучены отметки и/или он не помнит результат норматива.

13. Риск недостоверности отметки в журнале, если учитель забыл взять на урок блокнот/ неразборчиво написал

 

 

Выявленная проблема (урок без сдачи норматива)

1.      Снижение контроля в перемену за одновременными процессами переодевания в раздевалке и подготовки инвентаря к уроку/ уборка инвентаря после предыдущего урока в тренерской.

2.      Учитель фиксирует отсутствующих в блокноте вместо журнала

3.      На уроке необходимо принести инвентарь из тренерской, в связи с этим ослаблен контроль за классом, теряется время.

4.      Нет возможности фиксировать отметки в журнал во время урока

5.      Не хватает времени на озвучивание итогов урока. Обучающийся уходит с урока, не зная свою отметку и не может обратиться за комментарием к учителю.

6.  Невозможность заполнения электронного журнала в перемену после урока по причине необходимости контролировать процесс переодевания в зале и уборки инвентаря после предыдущего урока в тренерской.

7.  Потеря времени при переносе данных из блокнота в журнал

8.      Обращения родителей за разъяснением критериев отметки, т. к. обучающемуся не были озвучены отметки и/или он не помнит результат урока.

9. Риск недостоверности отметки в журнале, если учитель забыл взять на урок блокнот/ неразборчиво написал

 

Проблемы, выявленные при картировании двух вариантов урока похожи, однако, на уроке со сдачей норматива добавляются проблемы, связанные с низкой функциональностью существующего инвентаря, его неудобством, это приводит к тому, что не все обучающиеся успевают сдать норматив за урок. Также сложность вызывает конвертация показателей нормативов в отметку и потеря времени на выставление отметок в журнал после завершения всех уроков, т.к. во время перемен учителю необходимо отслеживать процесс подготовки класса к уроку и переодевание после урока.

При работе с проблемами были использованы такие инструменты бережливого производства, как «Диаграмма спагетти», «Диаграф связей».

 

Рисунок 3.

Рисунок 4

Составление Диаграммы спагетти (рис.4) помогло проанализировать перемещения педагога и обучающихся при подготовке спортинвентаря, находящегося в тренерской, в то время, как в спортзале имеется комната, в которой хранятся лыжи.

 

Диаграф связей (рис.5,6) помог выявить ключевые проблемы, имеющие наибольшее влияние в процессе. Этот инструмент был применен к обоим вариантам урока физической культуры (со сдачей норматива и без).

 

Рисунок 5 (урок со сдачей норматива)

 

 

Рисунок 6 (урок без сдачи норматива)

 

Ключевыми оказались проблемы, связанные с фиксацией отметки за норматив и за выполнение упражнения в журнал. Учителю приходится делать записи в процессе выполнения задания обучающимися и после уроков переставлять их в журнал, на что затрачивается большое количество времени.

 

На основании полученных данных, командой проекта было проведено картирование идеального и целевого состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры со сдачей норматива (рис.7,8), где наглядно показаны области для возможного улучшения.

Рисунок 7 Карта идеального состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры со сдачей норматива

Карта идеального состояния процесса демонстрирует поток создания ценности при отсутствии каких- либо проблем, в идеальных условиях.

Рисунок 8 Карта целевого состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры со сдачей норматива

Карта целевого состояния показывает процесс в существующих условиях после решения возможных проблем.

Командой проекта было проведено картирование идеального и целевого состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры без сдачи норматива (рис.9,10).

 

Рисунок 9 Карта идеального состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры без сдачи норматива

 

Рисунок 8 Карта целевого состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры без сдачи норматива

Выявление проблем и их первопричин позволило разработать список мероприятий, способствующих их решению.

№ п/п

Мероприятие

Эффект

1

Картирование ПСЦ

1. Анализ проблем, потерь.

 2

Анализ и корректировка КТП

Оптимизация распределения предметных модулей с целью упрощения подготовки инвентаря к уроку

 3

Анализ оборудования, спортинвентаря, необходимого для уроков физической культуры. Проведение инвентаризации имеющегося оборудования. Определение перечня оборудования и инвентаря необходимого к закупкам.

Выявление дефицита/ излишних запасов спортинвентаря

 4

Анализ рациональности использования помещений школы/ спортивного зала при проведении уроков физической культуры. Организация пространства спортивного зала и вспомогательных помещений. (спортивный зал, раздевалки, кабинет учителя).

Оптимизация использования помещений школы/ спортивного зала при проведении уроков физической культуры. Сокращение времени на подготовку к уроку

 5

Внедрение стандарта минимально необходимого набора спортивного инвентаря и оборудования, находящегося в спортивном зале.

 Оптимизация использования спортинвентаря. Сокращение времени на подготовку к уроку

 6

Размещение спортинвентаря с учетом принятых оптимизационных решений. Внедрение Системы 5С. Зонирование пространства спортивного зала. Система хранения спортивного инвентаря и оборудования.

Создание рационально обустроенного образовательного пространства для проведения уроков. Сокращение времени на подготовку к уроку

7

Размещение стендов с критериями сдачи нормативов

Визуализация принятых критериев оценивания нормативов. Снижение напряженности из-за недостаточной информированности.

 8

Подготовка письма в Минспорта, в НИРО по вопросу унификации критериев оценивания нормативов

Создание единых критериев оценивания сдачи нормативов. Снижение напряженности из-за недостаточной информированности.

9

Совместная деятельность с разработчиком электронного журнала по составлению технического задания для расширения возможностей электронного журнала в части внесения данных по результатам нормативов и их автоматическую конвертацию в отметку.

  1. Исключение лишнего этапа обработки информации.
  2. Сохранение спортивных результатов учащихся (анализ динамики развития).
  3. Прозрачность формирования оценки для заинтересованных лиц (родители учащихся)

 10

Создание методических рекомендаций, унификация КТП.

 Сокращение времени при подготовке к уроку

 11

Создание стандарта информационного бланка для детей и родителей по критериям оценивания нормативов

 Снижение напряженности из за недостаточной информированности.

 

Выполнение мероприятий поспособствовало достижению планируемых результатов по ключевым показателям:

 

№ п/п

Мероприятие

Отметка о выполнении

Результат / Эффект

1

Картирование ПСЦ

Проведено картирование текущего, идеального и целевого состояния процесса подготовки и проведения урока

Проблемы выявлены при организации, подготовке и проведении уроков как со сдачей нормативов, так и без. Также обнаружена недостоверность и недостаточность данных при информировании участников образовательных отношений о требованиях и результатах.

 2

Анализ и корректировка КТП

Распределение предметных модулей в КТП с учетом возможности оптимизации подготовки и проведения уроков во всех классах.

Сокращение времени подготовки к уроку, к сдаче нормативов/ уборки инвентаря после урока. Снижение количества потенциально опасных ситуаций, когда учитель вынужден отвлекаться на вспомогательные процессы.

Повышение удовлетворенности участников образовательных отношений

 

 3

Анализ оборудования, спортинвентаря, необходимого для уроков физической культуры. Проведение инвентаризации имеющегося оборудования. Определение перечня оборудования и инвентаря необходимого к закупкам.

Составлен список необходимого оборудования, списан устаревший и испорченный инвентарь

 4

Произведен ремонт помещения для хранения спортинвентаря, оптимизированы места хранения, спортинвентарь из тренерской (вход из коридора) перенесен в помещение для хранения (вход из спортзала), в тренерской произведен ремонт, заказана мебель

Произведен ремонт помещения для хранения спортинвентаря, оптимизированы места хранения, спортинвентарь из тренерской (вход из коридора) перенесен в помещение для хранения (вход из спортзала), в тренерской произведен ремонт, заказана мебель

5

Внедрение стандарта минимально необходимого набора спортивного инвентаря и оборудования, находящегося в спортивном зале.

Стандарт минимально необходимого набора спортивного инвентаря и оборудования, находящегося в спортивном зале внедрен, по нему оптимизированы места хранения и на его основании распределены модули КТП.

 6

Размещение спортинвентаря с учетом принятых оптимизационных решений. Внедрение Системы 5С. Зонирование пространства спортивного зала. Система хранения спортивного инвентаря и оборудования.

Создано рационально обустроенное образовательное пространства для подготовки и проведения уроков, а также для хранения спортинвентаря.

 7

Размещение стендов с критериями сдачи нормативов

Визуализация принятых критериев оценивания нормативов в спортзале, в рекреации, на школьном сайте и информирование обучающихся и родителей через чаты в «Сферум»

Снижение напряженности из-за недостаточной информированности. Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале. Популяризация здорового образа жизни, повышение мотивации к сдаче норм ГТО, ученики показывают более высокий уровень самостоятельности и самоконтроля, повышение удовлетворенности участников образовательных отношений

 8

Подготовка письма в Минспорта, в НИРО по вопросу унификации критериев оценивания нормативов

Создание и визуализация принятых критериев оценивания нормативов в спортзале, в рекреации, на школьном сайте и информирование обучающихся и родителей через чаты в «Сферум»

9

Совместная деятельность с разработчиком электронного журнала по составлению технического задания для расширения возможностей электронного журнала в части внесения данных по результатам нормативов и их автоматическую конвертацию в отметку.

Вынесена на обсуждение в РЦК потребность школ в расширении возможностей электронного журнала в части внесения данных по результатам нормативов и их автоматическую конвертацию в отметку

 

 10

Создание методических рекомендаций, унификация КТП.

Приняты в работу методические рекомендации, разработанные ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» «Физическая-культура-базовый-уровень.-Реализация-требований-ФГОС-основного-общего-образования.» Изменен порядок преподавания модулей в КТП для оптимизации процесса подготовки и уборки инвентаря

 Популяризация здорового образа жизни, повышение мотивации к сдаче норм ГТО, повышение удовлетворенности участников образовательных отношений

 11

Создание стандарта информационного бланка для детей и родителей по критериям оценивания нормативов

Визуализация принятых критериев оценивания нормативов в спортзале, в рекреации, на школьном сайте и информирование обучающихся и родителей через чаты в «Сферум»

 Снижение напряженности из за недостаточной информированности. Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале. Повышение удовлетворенности участников образовательных отношений.

 

Оценка эффективности:

По окончании реализации проекта проводится итоговый анализ продуктивности нововведений, включающий в себя оценку изменения времени протекания процесса подготовки к уроку физической культуры, а также перемещения инвентаря при проведении урока, сбор данных по удовлетворенности обучающихся и родителей, повышение интереса к сдаче ГТО.

Наименование цели

Текущий показатель

Целевой показатель

Достигнутый результат

1. Снижение ВПП при подготовке сдачи норматива (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса

От 3 до 6

1

1

2. Снижение ВПП при проведении урока (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса

От 3 до 6

1

1

3. Исключение лишнего этапа обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА», мин. для одного класса

От 5 до 30

0

От 5 до 30

4. Исключение лишнего этапа обработки по конвертации результатов нормативов в отметку, перенос данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал», мин. для одного класса

От 3 до 5

0

От 3 до 5

Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале, количество исправлений за неделю

2

0

0

 

Незапланированные результаты проекта:

Повышение интереса к участию в спортивных секциях и мероприятиях школы;

Повышение общей информированности о пользе занятий физической культурой, о результатах обучающихся;

Повышение общего интереса к спортивным мероприятиям и конкурсам, проводимым в ОО.

 

Стандартизация обеспечивает единый подход к организации деятельности сообщества и повышению интереса к использованию бережливых технологий в профессиональной, учебной деятельности и в быту. В процессе реализации проекта были приняты стандарты оценивания спортивных нормативов в школе. Было организовано всестороннее информирование участников образовательных отношений о требованиях к физической подготовленности обучающихся. Это привело к снижению числа запросов информации со стороны обучающихся и родителей, а также к повышению мотивации к сдаче норм ГТО.

 

Рисунок 9

 

 

Рисунок 10

 

Рисунок 11

Принятые стандарты:

  • Нормативы физической подготовленности обучающихся МАОУ «Школа № 79 им. Н. А. Зайцева».

2. Стандарт системы хранения инвентаря.

 

Перспективы развития проекта:

В конце 2024-2025 учебного года будут подведены итоги по целям проекта:

Наименование цели

1. Снижение ВПП при подготовке сдачи норматива (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса

2. Снижение ВПП при проведении урока (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса

3. Исключение лишнего этапа обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА», мин. для одного класса

4. Исключение лишнего этапа обработки по конвертации результатов нормативов в отметку, перенос данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал», мин. для одного класса

5.Исключение ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале, количество исправлений за неделю

 

Планируется доработка проекта в части расширения возможностей электронного журнала для выставления результатов сдачи нормативов, их хранения в системе и автоматической конвертации в отметку, что значительно сократит время, затрачиваемое на оформление журнала и повысит информированность участников образовательных отношений о результатах обучающегося.

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph