«Развитие
бережливого сообщества в школе.»
Информация об организации
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича
Зайцева»
Границы процесса
от
момента начала подготовки к уроку до оформления результатов урока в журнале.
Руководитель проекта
Каславская
Т.Н., директор школы
Команда проекта
Павлова
Н.В. - начальник отдела правового
регулирования и профилактики нарушений управления по контролю и надзору в сфере
образования, Колпакова О.А. - заместитель директора департамента образования, Никонова И.В. – заместитель директора,
Родионов В.С. – учитель физической культуры, Метелева Е.Г. – специалист по
закупкам, Коптелова М.А. – заместитель директора, Агеев Д.А – заместитель
директора по АХЧ.
Обоснование
выбора темы проекта:
Использование бережливых технологий в образовании
способствует оптимизации основных и вспомогательных процессов в
деятельности образовательной организации и, как следствие, повышению
эффективности самого образовательного процесса. Актуальность выбранной темы
обусловлена проблемами и рисками, с которыми сталкивается организация,
развивающаяся в данном направлении:
Проблемы:
- Потеря времени при подготовке к сдаче норматива
(подготовка и уборка спортивного инвентаря);
- Потеря времени при проведении урока (подготовка
и уборка спортивного инвентаря);
- Лишний этап обработки по заполнению и ведению
«БЛОКНОТА» (подготовка списков детей, дата, нормативы и т.д.);
- Лишний этап обработки по конвертации результатов
нормативов в отметку, перенос данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал»;
- Функциональные возможности «Эл. журнала» не
учитывают специфические требования предмета. Невозможность фиксации результатов
в «Эл. журнале» непосредственно на уроке.
- Отсутствие единого перечня нормативов и
показателей для их оценивания
Ключевой
риск: Появление травмоопасных ситуаций ввиду ослабления внимания
педагога, занятого подготовкой к уроку или к выполнению задания.
Реализация
проекта обеспечивает не просто повышение осведомленности обучающихся и
родителей о нормативах, принятых в ОО, но также приведет к популяризации ЗОЖ,
физической культуры. Важным также является снижение травматизма на уроках
физической культуры и повышение удовлетворенности участников образовательных
отношений качеством и результатами проводимых уроков.
Были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:
Наименование цели
|
Текущий показатель
|
Целевой показатель
|
1. Снижение ВПП при подготовке
сдачи норматива (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного
класса
|
От 3 до 6
|
1
|
2. Снижение ВПП при проведении
урока (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного класса
|
От 3 до 6
|
1
|
3. Исключение лишнего этапа
обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА», мин. для одного класса
|
От 5 до 30
|
0
|
4. Исключение лишнего этапа
обработки по конвертации результатов нормативов в отметку, перенос данных из
«БЛОКНОТА» в «Эл. журнал», мин. для одного класса
|
От 3 до 5
|
0
|
Исключение ошибок при
выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале, количество исправлений
за неделю
|
2
|
0
|
Планируемые
эффекты: Популяризация здорового образа жизни, повышение мотивации к
сдаче норм ГТО, ученики показывают более высокий уровень самостоятельности и
самоконтроля, повышение удовлетворенности участников образовательных отношений.
При
картировании текущего состояния процесса
подготовки и проведения урока физической культуры, мы разделили КПСЦ по типам
урока: со сдачей норматива и без. Картирование включало в себя перемену до
урока, перемену после урока и время после окончания уроков, когда учитель заполняет
журнал. Анализ процесса продемонстрировал различие в виде перевода полученных
обучающимися результатов в отметку и ее выставление в электронный журнал после
окончания урока. При этом теряется информация о критериях оценивания
упражнения.

Рисунок 1

Рисунок 2
Проведение
картирования текущего состояния процесса позволило выявить проблемы на разных этапах подготовки и проведения урока как со
сдачей норматива, так и без сдачи.
Выявленная
проблема (урок со сдачей норматива)
|
1.
Снижение контроля в перемену за одновременными процессами переодевания в
раздевалке и подготовки инвентаря к уроку/ уборка инвентаря после предыдущего
урока в тренерской.
|
2.
Учитель фиксирует отсутствующих в блокноте вместо журнала
|
3.
На уроке необходимо принести инвентарь из тренерской, в связи с этим ослаблен
контроль за классом, теряется время.
|
4.
Потеря времени при установке спортинвентаря для сдачи нормативов
|
5.
Инвентарь для сдачи нормативов не закреплен, теряется время на возвращение
его в исходное состояние
|
6.
Нет возможности фиксировать отметки за норматив в журнал
|
7.
Не все обучающиеся успевают сдать норматив за отведенное время во время урока
|
8.
Не хватает времени на озвучивание итогов урока. Обучающийся уходит с урока,
не зная свою отметку и не может обратиться за комментарием к учителю.
|
9.
Невозможность заполнения электронного журнала в перемену после урока по
причине необходимости контролировать процесс переодевания в зале и уборки
инвентаря после предыдущего урока в тренерской.
|
10.
Потеря времени при переносе данных из блокнота в журнал
|
11.
Потеря времени при конвертации результатов нормативов в отметку и выставлении
ее в журнал.
|
12.
Обращения родителей за разъяснением критериев отметки, т. к. обучающемуся не
были озвучены отметки и/или он не помнит результат норматива.
|
13.
Риск недостоверности отметки в журнале, если учитель забыл взять на урок
блокнот/ неразборчиво написал
|
Выявленная
проблема (урок без сдачи норматива)
|
1.
Снижение контроля в перемену за одновременными процессами переодевания в
раздевалке и подготовки инвентаря к уроку/ уборка инвентаря после предыдущего
урока в тренерской.
|
2.
Учитель фиксирует отсутствующих в блокноте вместо журнала
|
3.
На уроке необходимо принести инвентарь из тренерской, в связи с этим ослаблен
контроль за классом, теряется время.
|
4.
Нет возможности фиксировать отметки в журнал во время урока
|
5.
Не хватает времени на озвучивание итогов урока. Обучающийся уходит с урока,
не зная свою отметку и не может обратиться за комментарием к учителю.
|
6.
Невозможность заполнения электронного журнала в перемену после урока по
причине необходимости контролировать процесс переодевания в зале и уборки
инвентаря после предыдущего урока в тренерской.
|
7.
Потеря времени при переносе данных из блокнота в журнал
|
8.
Обращения родителей за разъяснением критериев отметки, т. к. обучающемуся не
были озвучены отметки и/или он не помнит результат урока.
|
9.
Риск недостоверности отметки в журнале, если учитель забыл взять на урок
блокнот/ неразборчиво написал
|
Проблемы,
выявленные при картировании двух вариантов урока похожи, однако, на уроке со
сдачей норматива добавляются проблемы, связанные с низкой функциональностью
существующего инвентаря, его неудобством, это приводит к тому, что не все
обучающиеся успевают сдать норматив за урок. Также сложность вызывает
конвертация показателей нормативов в отметку и потеря времени на выставление
отметок в журнал после завершения всех уроков, т.к. во время перемен учителю
необходимо отслеживать процесс подготовки класса к уроку и переодевание после
урока.
При
работе с проблемами были использованы такие инструменты бережливого
производства, как «Диаграмма спагетти», «Диаграф связей».

Рисунок 3.

Рисунок 4
Составление Диаграммы спагетти (рис.4) помогло проанализировать перемещения
педагога и обучающихся при подготовке спортинвентаря, находящегося в тренерской,
в то время, как в спортзале имеется комната, в которой хранятся лыжи.
Диаграф связей (рис.5,6) помог выявить ключевые проблемы, имеющие наибольшее влияние
в процессе. Этот инструмент был применен к обоим вариантам урока физической культуры
(со сдачей норматива и без).

Рисунок 5 (урок со сдачей норматива)

Рисунок 6 (урок без сдачи норматива)
Ключевыми оказались проблемы, связанные с фиксацией отметки за норматив
и за выполнение упражнения в журнал. Учителю приходится делать записи в процессе
выполнения задания обучающимися и после уроков переставлять их в журнал, на что
затрачивается большое количество времени.
На основании
полученных данных, командой проекта было проведено картирование идеального и целевого состояния процесса подготовки и проведения урока физической культуры
со сдачей норматива (рис.7,8), где наглядно показаны области для возможного
улучшения.

Рисунок 7 Карта идеального состояния
процесса подготовки и проведения урока физической культуры со сдачей норматива
Карта идеального состояния процесса демонстрирует
поток создания ценности при отсутствии каких- либо проблем, в идеальных условиях.

Рисунок 8 Карта целевого состояния
процесса подготовки и проведения урока физической культуры со сдачей норматива
Карта целевого состояния показывает процесс
в существующих условиях после решения возможных проблем.
Командой проекта
было проведено картирование идеального и
целевого состояния процесса подготовки
и проведения урока физической культуры без сдачи норматива (рис.9,10).

Рисунок 9 Карта идеального состояния
процесса подготовки и проведения урока физической культуры без сдачи норматива

Рисунок 8 Карта целевого состояния процесса подготовки и проведения
урока физической культуры без сдачи норматива
Выявление проблем и их первопричин позволило
разработать список мероприятий, способствующих их решению.
№ п/п
|
Мероприятие
|
Эффект
|
1
|
Картирование ПСЦ
|
1. Анализ проблем, потерь.
|
2
|
Анализ и корректировка КТП
|
Оптимизация распределения предметных модулей с целью упрощения
подготовки инвентаря к уроку
|
3
|
Анализ оборудования, спортинвентаря, необходимого
для уроков физической культуры. Проведение инвентаризации имеющегося оборудования.
Определение перечня оборудования и инвентаря необходимого к закупкам.
|
Выявление дефицита/ излишних запасов спортинвентаря
|
4
|
Анализ рациональности использования помещений
школы/ спортивного зала при проведении уроков физической культуры. Организация
пространства спортивного зала и вспомогательных помещений. (спортивный зал, раздевалки,
кабинет учителя).
|
Оптимизация использования помещений школы/ спортивного зала при
проведении уроков физической культуры. Сокращение времени на подготовку к уроку
|
5
|
Внедрение стандарта минимально необходимого
набора спортивного инвентаря и оборудования, находящегося в спортивном зале.
|
Оптимизация использования спортинвентаря. Сокращение времени
на подготовку к уроку
|
6
|
Размещение спортинвентаря с учетом принятых
оптимизационных решений. Внедрение Системы 5С. Зонирование пространства спортивного
зала. Система хранения спортивного инвентаря и оборудования.
|
Создание рационально обустроенного образовательного пространства
для проведения уроков. Сокращение времени на подготовку к уроку
|
7
|
Размещение стендов с критериями сдачи нормативов
|
Визуализация принятых критериев оценивания нормативов. Снижение
напряженности из-за недостаточной информированности.
|
8
|
Подготовка письма в Минспорта, в НИРО по вопросу
унификации критериев оценивания нормативов
|
Создание единых критериев оценивания сдачи нормативов. Снижение
напряженности из-за недостаточной информированности.
|
9
|
Совместная деятельность с разработчиком электронного
журнала по составлению технического задания для расширения возможностей электронного
журнала в части внесения данных по результатам нормативов и их автоматическую
конвертацию в отметку.
|
- Исключение
лишнего этапа обработки информации.
- Сохранение
спортивных результатов учащихся (анализ динамики развития).
- Прозрачность
формирования оценки для заинтересованных лиц (родители учащихся)
|
10
|
Создание методических рекомендаций, унификация
КТП.
|
Сокращение времени при подготовке к уроку
|
11
|
Создание стандарта информационного бланка для
детей и родителей по критериям оценивания нормативов
|
Снижение напряженности из за недостаточной информированности.
|
Выполнение мероприятий поспособствовало достижению
планируемых результатов по ключевым показателям:
№ п/п
|
Мероприятие
|
Отметка о выполнении
|
Результат / Эффект
|
1
|
Картирование ПСЦ
|
Проведено картирование
текущего, идеального и целевого состояния процесса подготовки и проведения
урока
|
Проблемы выявлены при
организации, подготовке и проведении уроков как со сдачей нормативов, так и
без. Также обнаружена недостоверность и недостаточность данных при
информировании участников образовательных отношений о требованиях и
результатах.
|
2
|
Анализ и корректировка КТП
|
Распределение предметных
модулей в КТП с учетом возможности оптимизации подготовки и проведения уроков
во всех классах.
|
Сокращение времени
подготовки к уроку, к сдаче нормативов/ уборки инвентаря после урока.
Снижение количества потенциально опасных ситуаций, когда учитель вынужден
отвлекаться на вспомогательные процессы.
Повышение
удовлетворенности участников образовательных отношений
|
3
|
Анализ оборудования,
спортинвентаря, необходимого для уроков физической культуры. Проведение
инвентаризации имеющегося оборудования. Определение перечня оборудования и
инвентаря необходимого к закупкам.
|
Составлен список
необходимого оборудования, списан устаревший и испорченный инвентарь
|
4
|
Произведен ремонт
помещения для хранения спортинвентаря, оптимизированы места хранения,
спортинвентарь из тренерской (вход из коридора) перенесен в помещение для
хранения (вход из спортзала), в тренерской произведен ремонт, заказана мебель
|
Произведен ремонт
помещения для хранения спортинвентаря, оптимизированы места хранения,
спортинвентарь из тренерской (вход из коридора) перенесен в помещение для
хранения (вход из спортзала), в тренерской произведен ремонт, заказана мебель
|
5
|
Внедрение стандарта
минимально необходимого набора спортивного инвентаря и оборудования,
находящегося в спортивном зале.
|
Стандарт минимально
необходимого набора спортивного инвентаря и оборудования, находящегося в
спортивном зале внедрен, по нему оптимизированы места хранения и на его
основании распределены модули КТП.
|
6
|
Размещение спортинвентаря
с учетом принятых оптимизационных решений. Внедрение Системы 5С. Зонирование
пространства спортивного зала. Система хранения спортивного инвентаря и
оборудования.
|
Создано рационально
обустроенное образовательное пространства для подготовки и проведения уроков,
а также для хранения спортинвентаря.
|
7
|
Размещение стендов с
критериями сдачи нормативов
|
Визуализация принятых
критериев оценивания нормативов в спортзале, в рекреации, на школьном сайте и
информирование обучающихся и родителей через чаты в «Сферум»
|
Снижение напряженности из-за
недостаточной информированности. Исключение ошибок при выставлении отметок и
фиксации отсутствия в журнале. Популяризация здорового образа жизни,
повышение мотивации к сдаче норм ГТО, ученики показывают более высокий
уровень самостоятельности и самоконтроля, повышение удовлетворенности
участников образовательных отношений
|
8
|
Подготовка письма в
Минспорта, в НИРО по вопросу унификации критериев оценивания нормативов
|
Создание и визуализация
принятых критериев оценивания нормативов в спортзале, в рекреации, на
школьном сайте и информирование обучающихся и родителей через чаты в «Сферум»
|
9
|
Совместная деятельность с
разработчиком электронного журнала по составлению технического задания для
расширения возможностей электронного журнала в части внесения данных по
результатам нормативов и их автоматическую конвертацию в отметку.
|
Вынесена на обсуждение в
РЦК потребность школ в расширении возможностей электронного журнала в части
внесения данных по результатам нормативов и их автоматическую конвертацию в
отметку
|
|
10
|
Создание методических
рекомендаций, унификация КТП.
|
Приняты в работу
методические рекомендации, разработанные ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
«Физическая-культура-базовый-уровень.-Реализация-требований-ФГОС-основного-общего-образования.»
Изменен порядок преподавания модулей в КТП для оптимизации процесса
подготовки и уборки инвентаря
|
Популяризация
здорового образа жизни, повышение мотивации к сдаче норм ГТО, повышение
удовлетворенности участников образовательных отношений
|
11
|
Создание стандарта
информационного бланка для детей и родителей по критериям оценивания
нормативов
|
Визуализация принятых
критериев оценивания нормативов в спортзале, в рекреации, на школьном сайте и
информирование обучающихся и родителей через чаты в «Сферум»
|
Снижение
напряженности из за недостаточной информированности. Исключение ошибок при
выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале. Повышение
удовлетворенности участников образовательных отношений.
|
Оценка эффективности:
По окончании реализации проекта
проводится итоговый анализ продуктивности нововведений, включающий в себя
оценку изменения времени протекания процесса подготовки к уроку физической
культуры, а также перемещения инвентаря при проведении урока, сбор данных по
удовлетворенности обучающихся и родителей, повышение интереса к сдаче ГТО.
Наименование цели
|
Текущий показатель
|
Целевой показатель
|
Достигнутый результат
|
1. Снижение ВПП при
подготовке сдачи норматива (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин.
для одного класса
|
От 3 до 6
|
1
|
1
|
2. Снижение ВПП при
проведении урока (подготовка и уборка спортивного инвентаря), мин. для одного
класса
|
От 3 до 6
|
1
|
1
|
3. Исключение лишнего
этапа обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА», мин. для одного класса
|
От 5 до 30
|
0
|
От 5 до 30
|
4. Исключение лишнего
этапа обработки по конвертации результатов нормативов в отметку, перенос
данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал», мин. для одного класса
|
От 3 до 5
|
0
|
От 3 до 5
|
Исключение ошибок при
выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале, количество исправлений
за неделю
|
2
|
0
|
0
|
Незапланированные
результаты проекта:
Повышение
интереса к участию в спортивных секциях и мероприятиях школы;
Повышение
общей информированности о пользе занятий физической культурой, о результатах
обучающихся;
Повышение
общего интереса к спортивным мероприятиям и конкурсам, проводимым в ОО.
Стандартизация обеспечивает
единый подход к организации деятельности сообщества и повышению интереса
к использованию бережливых технологий в профессиональной, учебной деятельности и
в быту. В процессе реализации проекта были приняты стандарты оценивания спортивных
нормативов в школе. Было организовано всестороннее информирование участников образовательных
отношений о требованиях к физической подготовленности обучающихся. Это привело к
снижению числа запросов информации со стороны обучающихся и родителей, а также к
повышению мотивации к сдаче норм ГТО.


Рисунок 9


Рисунок 10

Рисунок 11
Принятые
стандарты:
- Нормативы физической подготовленности
обучающихся МАОУ «Школа № 79 им. Н. А. Зайцева».
2.
Стандарт системы хранения инвентаря.
Перспективы развития проекта:
В
конце 2024-2025 учебного года будут подведены итоги по целям проекта:
Наименование цели
|
1.
Снижение ВПП при подготовке сдачи норматива (подготовка и уборка спортивного
инвентаря), мин. для одного класса
|
2.
Снижение ВПП при проведении урока (подготовка и уборка спортивного
инвентаря), мин. для одного класса
|
3.
Исключение лишнего этапа обработки по заполнению и ведению «БЛОКНОТА», мин.
для одного класса
|
4.
Исключение лишнего этапа обработки по конвертации результатов нормативов в
отметку, перенос данных из «БЛОКНОТА» в «Эл. журнал», мин. для одного класса
|
5.Исключение
ошибок при выставлении отметок и фиксации отсутствия в журнале, количество
исправлений за неделю
|
Планируется
доработка проекта в части расширения возможностей электронного журнала для
выставления результатов сдачи нормативов, их хранения в системе и
автоматической конвертации в отметку, что значительно сократит время,
затрачиваемое на оформление журнала и повысит информированность участников
образовательных отношений о результатах обучающегося.