Оптимизация
процесса организации индивидуального обучения. Анализ и решение проблем по
организации индивидуального обучения в ОО.
Информация об организации
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»
Границы
процесса
от заявления законных представителей до начала
обучения по постоянному расписанию
Руководитель проекта
Тихомирова
Н.В.
заместитель
директора
Команда проекта
Ольнева О.Н.,
заместитель директора, Гришина А.В., учитель-логопед
Грушина О.Е.,
учитель русского языка, кл.руководитель, Канащенкова А.А., делопроизводитель и
администратор электронного журнала
Обоснование
выбора темы проекта:
Организация процесса индивидуального обучения
трудоемкий и сложный процесс, который значительно растянут по времени и
задействует большое количество участников. Актуальность обусловлена тем, что
организация сталкивается со следующими проблемами:
1. Недостаточная информированность организатора индивидуального обучения об
особенностях обучающегося для составления ИУП
2. Длительность передачи информации между участниками образовательных
отношений
3. Сложность координирования деятельности педагогов
4. Жалобы законных представителей на организацию индивидуального обучения
5. Отсутствие в бланке расписания необходимой информации для участников
образовательного процесса.
Ключевой риск: несогласованность действий всех
участников процесса и отсутствие точной и своевременной информации не позволяет
запустить процесс индивидуального обучения в краткие сроки, что негативно
сказывается на обучающемся, его законных представителях и учителях-предметниках.
Были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:
Наименование цели
|
Текущий показатель
|
Целевой показатель
|
Сокращение
времени процесса организации индивидуального обучения
|
От 12 до 14 дней
|
От 3 до 5 дней
|
Составление ИУП
|
2 дня
|
3 часа
|
Подбор учителей,
издание приказа
|
От 4 до 6 дней
|
1 день
|
Сбор информации
для составления расписания
|
От 2 до 4 дней
|
От 1 до 2 дней
|
Сокращение
участников образовательных отношений, которые задействованы в передаче
информации
|
5-10 чел
|
1 чел
|
Планируемые
эффекты:
При картировании
текущего состояния процесса анализа
и реализации процесса организации индивидуального обучения (рис.1) были
выявлены проблемы, связанные с процессом и нарушением потока информации,
циркулирующем между участниками, в связи с чем сделаны выводы.
Рисунок 1.

№ п/п
|
Проблемы
|
1
|
отсутствуют
рекомендации педагогов для организатора об особенностях и психофизическом
состоянии ребенка
|
2
|
отсутствует
информация о варианте программы обучения ребенка
|
3
|
большая
нагрузка педагогов
|
4
|
нехватка
педагогических кадров (педагоги предметники, педагоги
|
5
|
реализующие
адаптированные образовательные программы
|
6
|
не
получается быстро связаться с педагогом
|
7
|
при внесении
изменений или проверке данных педагоги невнимательны
|
8
|
большой
поток неструктурированной информации
|
9
|
неравномерное
распределение нагрузки по дням
|
10
|
несогласованность
педагогов между собой и специалистами
|
11
|
несогласие
родителей с предварительным расписанием
|
При работе с проблемами были использованы такие
инструменты бережливого производства, как «Пирамида проблем», «5 Почему»,
«Диаграмма Исикавы» и другие.
Составление пирамиды
проблем (рис.2) позволило выявить их уровень для дальнейшего решения.
Рисунок 2.

Анализ проблем с помощью этого инструмента
определил уровень, на котором будут предприняты действия для решения проблем. На
региональном уровне были определена проблема большого количества адаптированных
образовательных программ, на региональном уровне – дефицит педагогов, отсутствие
передачи информации между образовательными организациями. Наиболее актуальные проблемы
для нашего учреждения находятся на местном уровне, это большая нагрузка педагогов,
отсутствие характеристики об обучающемся от педагога, нехватка педагогических кадров
для реализации образовательных программ, наличие трех корпусов.
Инструмент 5 Почему (рис.3)
был применен для выявления корневых причин появления этих проблем.
Рисунок 3.

Причиной
сложности организации индивидуального обучения стало отсутствие базы данных по
индивидуальному обучению обучающихся.
Диаграмма Исикавы (рис.4) — это инструмент
качества, используемый для анализа и визуализации причинно – следственных
связей в процессах.
Рисунок 4.

Диаграмма Исикавы помогла выявить
коренные причины
проблем и определить возможные способы их устранения.
На основании полученных данных, командой проекта было проведено
картирование идеального и целевого состояния
процесса (рис.5,6), где наглядно показаны области для возможного улучшения.
Рисунок 5.

Карта идеального
состояния процесса демонстрирует поток создания ценности при отсутствии каки- либо
проблем, в идеальных условиях.
Рисунок 6.

Карта целевого
состояния показывает процесс в существующих условиях после решения возможных проблем.
Н основании полученных
данных был разработан план мероприятий.
Рисунок 7.

Оценка
эффективности:
По
окончании реализации проекта проводится итоговый анализ использования улучшений,
таких как базы данных на ЯндексДиск, система единого окна.
Стандартизация обеспечивает единый подход к организации
индивидуального обучения в ОО.

Перспективы развития проекта:
В конце 2024-2025 учебного года будут подведены
итоги по целям проекта:
1
|
Реализация
образовательного маршрута в соответствии с заявлением родителя и
предписаниями ПМПК
|
2
|
Удовлетворенность
родителей и обучающихся расписанием и качеством уроков
|
3
|
Повышение
качества образования
|
4
|
Сокращение
времени, затрачиваемого на организацию процесса индивидуального обучения
всеми участниками образовательных отношений
|
5
|
Сокращение
времени, затрачиваемого на составление расписания по индивидуальному учебному
плану
|
А также будет проведен мониторинг
результативности, который позволит выявить оставшиеся проблемы и неточности. В
дальнейшем планируется привлечь всех участников к подготовке предварительной
информации для составления плана, и переход на электронное заполнение
расписания.