«Развитие бережливого сообщества в школе.»
Информация об организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»
Границы процесса
анализ вовлеченности педагогов, обучающихся и родителей в развитие бережливых технологий и бережливого мышления- анализ вовлеченности в сообщество
Руководитель проекта
Никонова И.В.
заместитель директора
Команда проекта
Никонова И.В.- заместитель директора, Кулиев Р.С.- учитель обществознания, Воронова Н.Н.- учитель русского языка и литературы, Малкина Е.Н.- заместитель директора, Ушакова Е.И.- педагог- психолог, Кулькова С.А.- учитель начальных классов, Бондарь Е.В.- обучающаяся 11 класса (бережливый министр школы)
Обоснование выбора темы проекта:
Использование бережливых технологий в образовании способствует оптимизации основных и вспомогательных процессов в деятельности образовательной организации и, как следствие, повышению эффективности самого образовательного процесса. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемами и рисками, с которыми сталкивается организация, развивающаяся в данном направлении:
Проблемы:
1.Низкая осведомленность о возможностях использования бережливых технологий
2.Недостаточное количество совместных бережливых проектов с детьми и родителями
3.Низкий уровень вовлеченности и результативность в конкурсах по тематике бережливости
4.Отсутвует команда педагогов, учеников и родителей
Ключевой риск: несоответствие уровня владения и способностей к совместной работе по внедрению бережливых технологий современным требованиям
Реализация проекта обеспечивает не просто повышение осведомленности в тематике применения бережливых технологий, но и объединение разных групп людей (администрации школы, педагогов, обучающихся и их родителей) в сообщество, объединенное интересом к данному направлению. При реализации проекта большое внимание уделяется совместной деятельности, взаимообучению, что положительно сказывается на мотивационной составляющей.
Были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:
Наименование цели |
Текущий показатель |
Целевой показатель |
Повышение информированности педагогов и обучающихся о возможностях и результативности использования бережливых технологий в образовательной деятельности и в быту (%) |
40% |
100% |
Увеличение количества бережливых индивидуальных проектов (шт.) |
0 |
10-20 |
Увеличение количества совместных бережливых проектов: педагоги- обучающиеся- родители (шт.) |
0 |
5-10 |
Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, занятых в деятельности ГРЦ (человек) |
17/0 |
50/20 |
Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, участвующих в конкурсах по тематике бережливого производства (человек в год) |
9/30(28- от ГРЦ) |
50/1000 (950 от ГРЦ) |
Организация деятельности по тематике бережливого производства в рамках проекта «Дети учат детей» (мероприятий в год) |
Не организовано |
17 мероприятий |
Организация совместных мероприятий (педагоги- обучающиеся- родители)по тематике бережливого производства – игры, конкурсы, обучающие занятия (мероприятий в год) |
0 |
5-10 |
Планируемые эффекты:
При картировании текущего состояния процесса анализа и реализации деятельности по организации бережливого сообщества в ОО (рис.1) были выявлены проблемы, связанные с низкой вовлеченностью обучающихся и родителей в деятельность школы в направлении применения бережливых технологий. В ОО ведется параллельная работа с педагогами, в том числе, в рамках работы ГРЦ «Бережливая личность» и работа с детьми и родителями (проведение конкурсов, фабрик процессов и мастер- классов). Эти направления не пересекаются. Такая форма работы не позволяет организовать деятельность сообщества. Ввиду ежегодной организации работы в данном направлении, ВПП от анализа текущей деятельности до анализа результатов работы неизменно и составляет 9 учебных месяцев.
Рисунок 1
Проведение картирования текущего состояния процесса позволило выявить проблемы на разных этапах деятельности сообщества.
№ п/п |
Проблемы |
1 |
Не учитываются интересы предполагаемых участников сообщества |
2 |
Не участвуют родители (в организации) |
3 |
Отсутствует совместная деятельность, инициированная участниками |
4 |
Не меняется (не увеличивается) состав ведущих |
5 |
Учитель, не владеет материалом, не может замотивировать, объяснить требования |
6 |
Участники назначаются «сверху» |
7 |
Участие неосознанное- нет достаточных знаний |
8 |
Разовые, разрозненные мероприятия не дают эффекта |
9 |
Нет совместных мероприятий |
10 |
Участие в проектах формальное, отсутствие работы командой проекта |
11 |
Родители не вовлечены в проектную деятельность |
12 |
Мероприятия не направлены на совместную деятельность |
13 |
Низкая мотивация по включению в бережливые проекты |
14 |
Анализ не учитывает мнение участников |
При работе с проблемами были использованы такие инструменты бережливого производства, как «Пирамида проблем», «Диаграф связей», «5 Почему», «Диаграмма Исикавы» и другие.
Составление пирамиды проблем (рис.2) позволило выявить их уровень для дальнейшего решения.
Рисунок 2
Анализ проблем с помощью этого инструмента определил уровень, на котором будут предприняты действия для решения проблем. При этом в пирамиде были выделены 3 уровня: уровень сообщества, уровень организации и уровень региона. На региональном уровне были определены проблемы недостаточности знаний в области применения бережливых технологий и низкая мотивация к разработке и реализации бережливых проектов.
Таким образом, использование пирамиды проблем в проекте помогло более эффективно проанализировать проблемы, что способствовало достижению целей проекта и улучшению его результатов.
Диаграф связей (рис.3) помог выявить ключевые проблемы, имеющие наибольшее влияние в процессе.
Рисунок 3
Ими оказались проблемы:
1- Не учитываются интересы предполагаемых участников сообщества
8- Разовые, разрозненные мероприятия не дают эффекта
Инструмент 5 Почему (рис.4,5) был применен для выявления корневых причин появления этих проблем. При проведении анализа выяснилось, что причиной недостаточного учета интересов участников сообщества стало отсутвие командообразующих мероприятий.
Рисунок 4
Причиной же разрозненности, бессистемности деятельности по сплочению сообщества стало отсутствие совместных разноуровневых мероприятий по обмену опытом.
Рисунок 5
Диаграмма Исикавы (рис.6) — это инструмент качества, используемый для анализа и визуализации причинно – следственных связей в процессах.
Рисунок 6
Диаграмма Исикавы помогла выявить коренные причины
проблем и определить возможные способы их устранения.
На основании полученных данных, командой проекта было проведено картирование идеального и целевого состояния процесса (рис.7,8), где наглядно показаны области для возможного улучшения.
Рисунок 7
Карта идеального состояния процесса демонстрирует поток создания ценности при отсутствии каки- либо проблем, в идеальных условиях.
Рисунок 8
Карта целевого состояния показывает процесс в существующих условиях после решения возможных проблем.
Выявление проблем и их первопричин позволило разработать список решений.
№ |
Проблема |
Первопричина |
Предлагаемое решение |
|
1. |
Не учитываются интересы предполагаемых участников сообщества |
Нет системы тематических встреч, мероприятий, нацеленных на общение, обмен опытом по теме, мотивацию к изучению принципов и инструментов |
Анализ интересов предполагаемых участников (анкетирование) |
|
2. |
Не участвуют родители |
Организация серии совместных бережливых мероприятий с обучающимися и родителями |
||
4. |
Не меняется (не увеличивается) состав ведущих |
Курсовая подготовка педагогов в области БТ |
||
5. |
Учитель, не владеет материалом, не может замотивировать, объяснить требования |
Организация курса внеурочной деятельности для обучающихся |
||
6. |
Участники назначаются «сверху» |
Организация системы мастер- классов по применению БТ (совместно с обучающимися и родителями) |
||
7. |
Участие неосознанное- нет достаточных знаний |
Реализация совместных бережливых проектов (с обучающимися и родителями) |
||
8. |
Разовые, разрозненные мероприятия не дают эффекта |
Организация и проведение конкурсов и городских мероприятий с привлечением родителей и обучающихся |
||
11. |
Родители не вовлечены в деятельность |
|||
13. |
Низкая мотивация по включению в бережливые проекты |
|||
9. |
Нет совместных мероприятий |
Нет командообразующих, сплачивающих мероприятий |
Включение в план деятельности сообщества еженедельных встреч, нацеленных на корректировку деятельности, обсуждение результатов, организацию совместных мероприятий, работу над проектами |
|
10. |
Участие в проектах формальное, отсутствие работы командой проекта |
Организация недели бережливых технологий, включающей проведение конкурсов, мастер- классов, лекций, фабрик процессов (силами сообщества) |
||
3. |
Отсутствует совместная деятельность, инициированная участниками |
|||
Совместный анализ реализации плана деятельности сообщества |
||||
12. |
Мероприятия не направлены на совместную деятельность |
|||
14 |
Анализ не учитывает мнение участников |
На основании полученных данных были определены основные блоки, этапы реализации проекта, сроки и ответственные лица:
№ |
Наименование |
Начало |
Окончание |
2024 год |
Ответственный |
Примечание |
||||
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
|
|
||||
Аналитика |
Анализ интересов предполагаемых участников (анкетирование) |
13.05 |
31.05 |
|
|
|
|
|
Кулиев Р.С., Никонова И.В., Кулькова С.А. |
В начале учебного года |
Создание карты анализа реализации плана деятельности сообщества |
16.08 |
26.08 |
|
|
|
|
|
Кулиев Р.С. Кулькова С.А. |
В конце учебного года |
|
Обучение |
Создание программы курса внеурочной деятельности для обучающихся |
10.06 |
24.06 |
|
|
|
|
|
Ушакова Е.И., Никонова И.В. |
|
Создание программы мастер- классов по применению БТ (совместно с обучающимися и родителями, в т.ч. В рамках проекта «Дети учат детей») |
10.06 |
24.07 |
|
|
|
|
|
Никонова И.В., Воронова Н.Н., Бондарь Е.В. |
|
|
Курсовая подготовка педагогов в области БТ (анализ имеющейся курсовой подготовки) |
15.05 |
26.08 |
|
|
|
|
|
Никонова И.В. |
|
|
План мероприятий в рамках деятельности сообщества |
Составление плана проведения конкурсов и городских мероприятий с привлечением родителей и обучающихся |
17.06 |
12.07 |
|
|
|
|
|
Никонова И.В., Малкина Е.Н. |
|
Планирование тем совместных бережливых проектов (с обучающимися и родителями) |
19.08 |
29.08 |
|
|
|
|
|
Никонова И.В., Бондарь Е.В., Малкина Е.Н. |
10 проектов |
|
Включение в план деятельности сообщества еженедельных встреч, нацеленных на корректировку деятельности, обсуждение результатов, организацию совместных мероприятий, работу над проектами. |
12.07 |
19.08 |
|
|
|
|
|
Кулиев Р.С., Ушакова Е.И. Кулькова С.А. |
|
|
Организация (план) недели бережливых технологий, включающей проведение конкурсов, мастер- классов, лекций, фабрик процессов (силами сообщества). |
12.07 |
01.09 |
|
|
|
|
|
Никонова И.В., Малкина Е.Н., Воронова Н.Н., Кулиев Р.С. |
|
|
Создание плана серии совместных бережливых мероприятий с обучающимися и родителями. |
12.07 |
01.09 |
|
|
|
|
|
Никонова И.В., Бондарь Е.В., Кулиев Р.С. Кулькова С.А. |
5-10 |
Мероприятия разбиты на 3 блока: Аналитика (в начале и в конце года), обучение (в том числе взаимообучение) и собственно мероприятия в рамках деятельности сообщества (в большинстве своем- совместные).
Оценка эффективности:
По окончании реализации проекта проводится итоговый анализ продуктивности нововведений, включающий в себя заполнение участниками сообщества анкет, а также общей результативности деятельности сообщества в школе.
Наименование цели |
Текущий показатель |
Целевой показатель |
Достигнутый показатель 01.09.2024 |
Повышение информированности педагогов и обучающихся о возможностях и результативности использования бережливых технологий в образовательной деятельности и в быту (%) |
40% |
100% |
90% |
Увеличение количества бережливых индивидуальных проектов (шт.) |
0 |
10-20 |
Нет данных на 01.09.2024г. |
Увеличение количества совместных бережливых проектов: педагоги- обучающиеся- родители (шт.) |
0 |
5-10 |
Нет данных на 01.09.2024г. |
Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, занятых в деятельности ГРЦ (человек) |
17/0 |
50/20 |
29/12 |
Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, участвующих в конкурсах по тематике бережливого производства (человек в год) |
9/30(28- от ГРЦ) |
50/1000 (950 от ГРЦ) |
Нет данных на 01.09.2024г. |
Организация деятельности по тематике бережливого производства в рамках проекта «Дети учат детей» (мероприятий в год) |
Не организовано |
17 мероприятий |
1 |
Организация совместных мероприятий (педагоги- обучающиеся- родители)по тематике бережливого производства – игры, конкурсы, обучающие занятия (мероприятий в год) |
0 |
5-10 |
1 |
Незапланированные результаты проекта:
Повышение интереса к инженерно- судостроительному направлению;
Повышение общей информированности о применении бережливых технологий в учреждениях, где работают родители, знакомые
Повышение общего интереса к мероприятиям и конкурсам, проводимым в ОО
Стандартизация обеспечивает единый подход к организации деятельности сообщества и повышению интереса к использованию бережливых технологий в профессиональной, учебной деятельности и в быту.
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Принятые стандарты:
«Бережливость в школе и дома»
3. План мероприятий в рамках проекта «Дети учат детей» (включен в план деятельности Бережливого сообщества)
4. План мероприятий недели бережливых технологий (включен в план деятельности Бережливого сообщества)
Анкетирование участников сообщества позволяет выявить уровень удовлетворенности совместной деятельностью и пожелания к дальнейшему развитию сообщества.
Перспективы развития проекта:
В конце 2024-2025 учебного года будут подведены итоги по целям проекта:
1 |
Повышение информированности педагогов и обучающихся о возможностях и результативности использования бережливых технологий в образовательной деятельности и в быту (%) |
2 |
Увеличение количества бережливых индивидуальных проектов (шт.) |
3 |
Увеличение количества совместных бережливых проектов: педагоги- обучающиеся- родители (шт.) |
4 |
Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, занятых в деятельности ГРЦ (человек) |
5 |
Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, участвующих в конкурсах по тематике бережливого производства (человек в год) |
6 |
Организация деятельности по тематике бережливого производства в рамках проекта «Дети учат детей» (мероприятий в год) |
7 |
Организация совместных мероприятий (педагоги- обучающиеся- родители)по тематике бережливого производства – игры, конкурсы, обучающие занятия (мероприятий в год) |
А также будет проведено повторное анкетирование участников сообщества. В дальнейшем планируется обеспечить активное участие всех участников сообщества в организации и реализации его деятельности. Дальнейшая деятельность сообщества направлена на саморазвитие, развитие компетенций бережливой личности у всех участников образовательных отношений, на повышение качества работы ОО как городского ресурсного центра, повышение конкурентноспособности участников сообщества в учебной и профессиональной деятельности.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть