«Развитие
бережливого сообщества в школе.»
Информация об организации
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича
Зайцева»
Границы процесса
анализ
вовлеченности педагогов, обучающихся и родителей в развитие бережливых
технологий и бережливого мышления- анализ вовлеченности в сообщество
Руководитель проекта
Никонова
И.В.
заместитель
директора
Команда проекта
Никонова
И.В.- заместитель директора, Кулиев Р.С.- учитель обществознания, Воронова
Н.Н.- учитель русского языка и литературы, Малкина Е.Н.- заместитель директора,
Ушакова Е.И.- педагог- психолог, Кулькова С.А.- учитель начальных классов,
Бондарь Е.В.- обучающаяся 11 класса (бережливый министр школы)
Обоснование
выбора темы проекта:
Использование бережливых технологий в образовании
способствует оптимизации основных и вспомогательных процессов в
деятельности образовательной организации и, как следствие, повышению
эффективности самого образовательного процесса. Актуальность выбранной темы
обусловлена проблемами и рисками, с которыми сталкивается организация,
развивающаяся в данном направлении:
Проблемы:
1.Низкая
осведомленность о возможностях использования бережливых технологий
2.Недостаточное
количество совместных бережливых проектов с детьми и родителями
3.Низкий
уровень вовлеченности и результативность в конкурсах по тематике бережливости
4.Отсутвует
команда педагогов, учеников и родителей
Ключевой
риск: несоответствие уровня владения и способностей к совместной
работе по внедрению бережливых технологий современным требованиям
Реализация
проекта обеспечивает не просто повышение осведомленности в тематике применения
бережливых технологий, но и объединение разных групп людей (администрации
школы, педагогов, обучающихся и их родителей) в сообщество, объединенное
интересом к данному направлению. При реализации проекта большое внимание
уделяется совместной деятельности, взаимообучению, что положительно сказывается
на мотивационной составляющей.
Были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:
Наименование цели
|
Текущий показатель
|
Целевой показатель
|
Повышение информированности педагогов и обучающихся о
возможностях и результативности использования бережливых технологий в
образовательной деятельности и в быту (%)
|
40%
|
100%
|
Увеличение количества бережливых индивидуальных проектов
(шт.)
|
0
|
10-20
|
Увеличение количества совместных бережливых проектов:
педагоги- обучающиеся- родители (шт.)
|
0
|
5-10
|
Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей,
занятых в деятельности ГРЦ (человек)
|
17/0
|
50/20
|
Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей,
участвующих в конкурсах по тематике бережливого производства (человек в год)
|
9/30(28- от ГРЦ)
|
50/1000 (950 от ГРЦ)
|
Организация деятельности по тематике бережливого
производства в рамках проекта «Дети учат детей» (мероприятий в год)
|
Не организовано
|
17 мероприятий
|
Организация совместных мероприятий (педагоги- обучающиеся- родители)по
тематике бережливого производства – игры, конкурсы, обучающие занятия (мероприятий в год)
|
0
|
5-10
|
Планируемые эффекты:
При
картировании текущего состояния процесса
анализа и реализации деятельности по
организации бережливого сообщества в ОО (рис.1) были выявлены проблемы,
связанные с низкой вовлеченностью обучающихся и родителей в деятельность школы
в направлении применения бережливых технологий. В ОО ведется параллельная
работа с педагогами, в том числе, в рамках работы ГРЦ «Бережливая личность» и
работа с детьми и родителями (проведение конкурсов, фабрик процессов и мастер-
классов). Эти направления не пересекаются. Такая форма работы не позволяет
организовать деятельность сообщества. Ввиду ежегодной организации работы в
данном направлении, ВПП от анализа текущей деятельности до анализа результатов
работы неизменно и составляет 9 учебных месяцев.

Рисунок 1
Проведение
картирования текущего состояния процесса позволило выявить проблемы на разных этапах деятельности сообщества.
№
п/п
|
Проблемы
|
1
|
Не
учитываются интересы предполагаемых участников сообщества
|
2
|
Не
участвуют родители (в организации)
|
3
|
Отсутствует
совместная деятельность, инициированная участниками
|
4
|
Не
меняется (не увеличивается) состав ведущих
|
5
|
Учитель,
не владеет материалом, не может замотивировать, объяснить требования
|
6
|
Участники
назначаются «сверху»
|
7
|
Участие
неосознанное- нет достаточных знаний
|
8
|
Разовые,
разрозненные мероприятия не дают эффекта
|
9
|
Нет
совместных мероприятий
|
10
|
Участие
в проектах формальное, отсутствие работы командой проекта
|
11
|
Родители
не вовлечены в проектную деятельность
|
12
|
Мероприятия
не направлены на совместную деятельность
|
13
|
Низкая
мотивация по включению в бережливые проекты
|
14
|
Анализ
не учитывает мнение участников
|
При
работе с проблемами были использованы такие инструменты бережливого
производства, как «Пирамида проблем», «Диаграф связей», «5 Почему», «Диаграмма
Исикавы» и другие.
Составление
пирамиды проблем (рис.2) позволило
выявить их уровень для дальнейшего решения.

Рисунок 2
Анализ проблем с помощью этого инструмента определил уровень, на
котором будут предприняты действия для решения проблем. При этом в пирамиде были
выделены 3 уровня: уровень сообщества, уровень организации и уровень региона. На
региональном уровне были определены проблемы недостаточности знаний в области применения
бережливых технологий и низкая мотивация к разработке и реализации бережливых проектов.
Таким образом, использование пирамиды проблем в проекте помогло
более эффективно проанализировать проблемы, что способствовало достижению целей
проекта и улучшению его результатов.
Диаграф связей (рис.3) помог выявить ключевые проблемы, имеющие наибольшее влияние
в процессе.

Рисунок 3
Ими оказались проблемы:
1-
Не учитываются интересы предполагаемых участников
сообщества
8- Разовые, разрозненные мероприятия не дают эффекта
Инструмент 5 Почему (рис.4,5) был применен для выявления
корневых причин появления этих проблем. При проведении анализа выяснилось, что причиной
недостаточного учета интересов участников сообщества стало отсутвие командообразующих
мероприятий.

Рисунок 4
Причиной же разрозненности, бессистемности деятельности по сплочению
сообщества стало отсутствие совместных разноуровневых мероприятий по обмену опытом.

Рисунок 5
Диаграмма Исикавы (рис.6) — это инструмент качества, используемый для анализа и визуализации
причинно – следственных связей в процессах.

Рисунок 6
Диаграмма Исикавы помогла выявить коренные причины
проблем и определить возможные способы их устранения.
На основании
полученных данных, командой проекта было проведено картирование идеального и целевого состояния процесса (рис.7,8), где
наглядно показаны области для возможного улучшения.

Рисунок 7
Карта идеального состояния процесса демонстрирует
поток создания ценности при отсутствии каки- либо проблем, в идеальных условиях.

Рисунок 8
Карта целевого состояния показывает процесс
в существующих условиях после решения возможных проблем.
Выявление проблем и их первопричин позволило
разработать список решений.
№
|
Проблема
|
Первопричина
|
Предлагаемое
решение
|
|
1.
|
Не учитываются интересы
предполагаемых участников сообщества
|
Нет системы тематических встреч,
мероприятий, нацеленных на общение, обмен опытом по теме, мотивацию к
изучению принципов и инструментов
|
Анализ интересов предполагаемых
участников (анкетирование)
|
|
2.
|
Не участвуют родители
|
Организация серии совместных
бережливых мероприятий с обучающимися и родителями
|
|
4.
|
Не меняется (не увеличивается)
состав ведущих
|
Курсовая подготовка педагогов в
области БТ
|
|
5.
|
Учитель, не владеет материалом, не
может замотивировать, объяснить требования
|
Организация курса внеурочной
деятельности для обучающихся
|
|
6.
|
Участники назначаются «сверху»
|
Организация системы мастер- классов
по применению БТ (совместно с обучающимися и родителями)
|
|
7.
|
Участие неосознанное- нет
достаточных знаний
|
Реализация совместных бережливых
проектов (с обучающимися и родителями)
|
|
8.
|
Разовые, разрозненные мероприятия не
дают эффекта
|
Организация и проведение конкурсов и
городских мероприятий с привлечением родителей и обучающихся
|
|
11.
|
Родители не вовлечены в деятельность
|
|
13.
|
Низкая мотивация по включению в
бережливые проекты
|
|
9.
|
Нет совместных мероприятий
|
Нет командообразующих, сплачивающих
мероприятий
|
Включение в план деятельности
сообщества еженедельных встреч, нацеленных на корректировку деятельности,
обсуждение результатов, организацию совместных мероприятий, работу над
проектами
|
|
10.
|
Участие в проектах формальное,
отсутствие работы командой проекта
|
Организация недели бережливых
технологий, включающей проведение конкурсов, мастер- классов, лекций, фабрик
процессов (силами сообщества)
|
|
3.
|
Отсутствует совместная деятельность,
инициированная участниками
|
|
Совместный анализ реализации плана
деятельности сообщества
|
|
12.
|
Мероприятия не направлены на
совместную деятельность
|
|
14
|
Анализ не учитывает мнение
участников
|
|
На основании
полученных данных были определены основные
блоки, этапы реализации проекта, сроки и ответственные лица:
№
|
Наименование
|
Начало
|
Окончание
|
2024 год
|
Ответственный
|
Примечание
|
05
|
06
|
07
|
08
|
09
|
|
|
Аналитика
|
Анализ интересов
предполагаемых участников (анкетирование)
|
13.05
|
31.05
|
|
|
|
|
|
Кулиев Р.С.,
Никонова И.В., Кулькова С.А.
|
В начале
учебного года
|
Создание
карты анализа реализации плана деятельности сообщества
|
16.08
|
26.08
|
|
|
|
|
|
Кулиев Р.С.
Кулькова
С.А.
|
В конце
учебного года
|
Обучение
|
Создание
программы курса внеурочной деятельности для обучающихся
|
10.06
|
24.06
|
|
|
|
|
|
Ушакова
Е.И., Никонова И.В.
|
|
Создание
программы мастер- классов по применению БТ (совместно с обучающимися и родителями,
в т.ч. В рамках проекта «Дети учат детей»)
|
10.06
|
24.07
|
|
|
|
|
|
Никонова
И.В., Воронова Н.Н., Бондарь Е.В.
|
|
Курсовая
подготовка педагогов в области БТ (анализ имеющейся курсовой подготовки)
|
15.05
|
26.08
|
|
|
|
|
|
Никонова
И.В.
|
|
План мероприятий
в рамках деятельности сообщества
|
Составление
плана проведения конкурсов и городских мероприятий с привлечением родителей и
обучающихся
|
17.06
|
12.07
|
|
|
|
|
|
Никонова
И.В., Малкина Е.Н.
|
|
Планирование
тем совместных бережливых проектов (с обучающимися и родителями)
|
19.08
|
29.08
|
|
|
|
|
|
Никонова
И.В., Бондарь Е.В., Малкина Е.Н.
|
10 проектов
|
Включение
в план деятельности сообщества еженедельных встреч, нацеленных на корректировку
деятельности, обсуждение результатов, организацию совместных мероприятий, работу
над проектами.
|
12.07
|
19.08
|
|
|
|
|
|
Кулиев Р.С.,
Ушакова Е.И.
Кулькова
С.А.
|
|
Организация (план) недели бережливых технологий, включающей
проведение конкурсов, мастер- классов, лекций, фабрик процессов (силами сообщества).
|
12.07
|
01.09
|
|
|
|
|
|
Никонова
И.В., Малкина Е.Н., Воронова Н.Н., Кулиев Р.С.
|
|
Создание
плана серии совместных бережливых мероприятий с обучающимися и родителями.
|
12.07
|
01.09
|
|
|
|
|
|
Никонова
И.В., Бондарь Е.В., Кулиев Р.С.
Кулькова
С.А.
|
5-10
|
Мероприятия разбиты на 3
блока: Аналитика (в начале и в конце года), обучение (в том числе
взаимообучение) и собственно мероприятия в рамках деятельности сообщества (в
большинстве своем- совместные).
Оценка эффективности:
По окончании реализации проекта
проводится итоговый анализ продуктивности нововведений, включающий в себя
заполнение участниками сообщества анкет, а также общей результативности
деятельности сообщества в школе.
Наименование цели
|
Текущий показатель
|
Целевой показатель
|
Достигнутый показатель
01.09.2024
|
Повышение информированности
педагогов и обучающихся о возможностях и результативности использования
бережливых технологий в образовательной деятельности и в быту (%)
|
40%
|
100%
|
90%
|
Увеличение количества
бережливых индивидуальных проектов (шт.)
|
0
|
10-20
|
Нет данных на 01.09.2024г.
|
Увеличение количества совместных бережливых проектов: педагоги-
обучающиеся- родители (шт.)
|
0
|
5-10
|
Нет данных на 01.09.2024г.
|
Увеличение количества
педагогов, обучающихся и родителей, занятых в деятельности ГРЦ (человек)
|
17/0
|
50/20
|
29/12
|
Увеличение количества
педагогов, обучающихся и родителей, участвующих в конкурсах по тематике
бережливого производства (человек в год)
|
9/30(28- от ГРЦ)
|
50/1000 (950 от ГРЦ)
|
Нет данных на 01.09.2024г.
|
Организация деятельности по
тематике бережливого производства в рамках проекта «Дети учат детей»
(мероприятий в год)
|
Не организовано
|
17 мероприятий
|
1
|
Организация совместных
мероприятий (педагоги- обучающиеся- родители)по тематике бережливого
производства – игры, конкурсы, обучающие
занятия (мероприятий в год)
|
0
|
5-10
|
1
|
Незапланированные
результаты проекта:
Повышение
интереса к инженерно- судостроительному направлению;
Повышение
общей информированности о применении бережливых технологий в учреждениях, где
работают родители, знакомые
Повышение
общего интереса к мероприятиям и конкурсам, проводимым в ОО
Стандартизация обеспечивает
единый подход к организации деятельности сообщества и повышению интереса
к использованию бережливых технологий в профессиональной, учебной деятельности и
в быту.

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11
Принятые
стандарты:
- План
деятельности Бережливого сообщества
- Программа
курса внеурочной деятельности
«Бережливость
в школе и дома»
3. План
мероприятий в рамках проекта «Дети учат детей» (включен в план деятельности
Бережливого сообщества)
4. План
мероприятий недели бережливых технологий (включен в план деятельности
Бережливого сообщества)
Анкетирование
участников сообщества позволяет выявить уровень удовлетворенности совместной
деятельностью и пожелания к дальнейшему развитию сообщества.
Перспективы развития проекта:
В
конце 2024-2025 учебного года будут подведены итоги по целям проекта:
1
|
Повышение информированности педагогов и
обучающихся о возможностях и результативности использования бережливых
технологий в образовательной деятельности и в быту (%)
|
2
|
Увеличение
количества бережливых индивидуальных проектов (шт.)
|
3
|
Увеличение
количества совместных бережливых
проектов: педагоги- обучающиеся- родители (шт.)
|
4
|
Увеличение
количества педагогов, обучающихся и родителей, занятых в деятельности ГРЦ
(человек)
|
5
|
Увеличение
количества педагогов, обучающихся и родителей, участвующих в конкурсах по
тематике бережливого производства (человек в год)
|
6
|
Организация
деятельности по тематике бережливого производства в рамках проекта «Дети учат
детей» (мероприятий в год)
|
7
|
Организация
совместных мероприятий (педагоги-
обучающиеся- родители)по тематике бережливого производства – игры, конкурсы,
обучающие занятия (мероприятий в год)
|
А
также будет проведено повторное
анкетирование участников сообщества. В дальнейшем планируется обеспечить
активное участие всех участников сообщества в организации и реализации его
деятельности. Дальнейшая деятельность сообщества направлена на саморазвитие,
развитие компетенций бережливой личности у всех участников образовательных
отношений, на повышение качества работы ОО как городского ресурсного центра,
повышение конкурентноспособности участников сообщества в учебной и профессиональной
деятельности.