4
5
9
Подразделения

ОО 79 Развитие бережливого сообщества в школе

«Развитие бережливого сообщества в школе.»

 

Информация об организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Границы процесса

анализ вовлеченности педагогов, обучающихся и родителей в развитие бережливых технологий и бережливого мышления- анализ вовлеченности в сообщество

Руководитель проекта

Никонова И.В.

заместитель директора

Команда проекта

Никонова И.В.- заместитель директора, Кулиев Р.С.- учитель обществознания, Воронова Н.Н.- учитель русского языка и литературы, Малкина Е.Н.- заместитель директора, Ушакова Е.И.- педагог- психолог, Кулькова С.А.- учитель начальных классов, Бондарь Е.В.- обучающаяся 11 класса (бережливый министр школы)

 

 

Обоснование выбора темы проекта:

Использование бережливых технологий в образовании способствует оптимизации основных и вспомогательных процессов в деятельности образовательной организации и, как следствие, повышению эффективности самого образовательного процесса. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемами и рисками, с которыми сталкивается организация, развивающаяся в данном направлении:

Проблемы:

1.Низкая осведомленность о возможностях использования бережливых технологий

2.Недостаточное количество совместных бережливых проектов с детьми и родителями

3.Низкий уровень вовлеченности и результативность в конкурсах по тематике бережливости

4.Отсутвует команда педагогов, учеников и родителей

Ключевой риск: несоответствие уровня владения и способностей к совместной работе по внедрению бережливых технологий современным требованиям

Реализация проекта обеспечивает не просто повышение осведомленности в тематике применения бережливых технологий, но и объединение разных групп людей (администрации школы, педагогов, обучающихся и их родителей) в сообщество, объединенное интересом к данному направлению. При реализации проекта большое внимание уделяется совместной деятельности, взаимообучению, что положительно сказывается на мотивационной составляющей.

Были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:

Наименование цели

Текущий показатель

Целевой показатель

Повышение информированности педагогов и обучающихся о возможностях и результативности использования бережливых технологий в образовательной деятельности и в быту (%)

40%

100%

Увеличение количества бережливых индивидуальных проектов (шт.)

0

10-20

Увеличение количества совместных бережливых проектов: педагоги- обучающиеся- родители (шт.)

0

5-10

Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, занятых в деятельности ГРЦ (человек)

17/0

50/20

Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, участвующих в конкурсах по тематике бережливого производства (человек в год)

9/30(28- от ГРЦ)

50/1000 (950 от ГРЦ)

Организация деятельности по тематике бережливого производства в рамках проекта «Дети учат детей» (мероприятий в год)

Не организовано

17 мероприятий

Организация совместных мероприятий  (педагоги- обучающиеся- родители)по тематике бережливого производства – игры, конкурсы, обучающие  занятия (мероприятий в год)

0

5-10

 

Планируемые эффекты:

При картировании текущего состояния процесса анализа и реализации деятельности по организации бережливого сообщества в ОО (рис.1) были выявлены проблемы, связанные с низкой вовлеченностью обучающихся и родителей в деятельность школы в направлении применения бережливых технологий. В ОО ведется параллельная работа с педагогами, в том числе, в рамках работы ГРЦ «Бережливая личность» и работа с детьми и родителями (проведение конкурсов, фабрик процессов и мастер- классов). Эти направления не пересекаются. Такая форма работы не позволяет организовать деятельность сообщества. Ввиду ежегодной организации работы в данном направлении, ВПП от анализа текущей деятельности до анализа результатов работы неизменно и составляет 9 учебных месяцев.

Рисунок 1

 

Проведение картирования текущего состояния процесса позволило выявить проблемы на разных этапах деятельности сообщества.

№ п/п

Проблемы

1

Не учитываются интересы предполагаемых участников сообщества

2

Не участвуют родители (в организации)

3

Отсутствует совместная деятельность, инициированная участниками

4

Не меняется (не увеличивается) состав ведущих

5

Учитель, не владеет материалом, не может замотивировать, объяснить требования

6

Участники назначаются «сверху»

7

Участие неосознанное- нет достаточных знаний

8

Разовые, разрозненные мероприятия не дают эффекта

9

Нет совместных мероприятий

10

Участие в проектах формальное, отсутствие работы командой проекта

11

Родители не вовлечены в проектную деятельность

12

Мероприятия не направлены на совместную деятельность

13

Низкая мотивация по включению в бережливые проекты

14

Анализ не учитывает мнение участников

 

При работе с проблемами были использованы такие инструменты бережливого производства, как «Пирамида проблем», «Диаграф связей», «5 Почему», «Диаграмма Исикавы» и другие.

Составление пирамиды проблем (рис.2) позволило выявить их уровень для дальнейшего решения.

Рисунок 2

Анализ проблем с помощью этого инструмента определил уровень, на котором будут предприняты действия для решения проблем. При этом в пирамиде были выделены 3 уровня: уровень сообщества, уровень организации и уровень региона. На региональном уровне были определены проблемы недостаточности знаний в области применения бережливых технологий и низкая мотивация к разработке и реализации бережливых проектов.

Таким образом, использование пирамиды проблем в проекте помогло более эффективно проанализировать проблемы, что способствовало достижению целей проекта и улучшению его результатов.

Диаграф связей (рис.3) помог выявить ключевые проблемы, имеющие наибольшее влияние в процессе.

 

Рисунок 3

 

Ими оказались проблемы:

1-   Не учитываются интересы предполагаемых участников сообщества

8- Разовые, разрозненные мероприятия не дают эффекта

 

Инструмент 5 Почему (рис.4,5) был применен для выявления корневых причин появления этих проблем. При проведении анализа выяснилось, что причиной недостаточного учета интересов участников сообщества стало отсутвие командообразующих мероприятий.

Рисунок 4

 

Причиной же разрозненности, бессистемности деятельности по сплочению сообщества стало отсутствие совместных разноуровневых мероприятий по обмену опытом.

Рисунок 5

 

 

Диаграмма Исикавы (рис.6) — это инструмент качества, исполь­зуемый для анализа и визуализации причинно­ – следственных связей в процессах.

Рисунок 6

Диаграмма Исикавы помогла выявить коренные причины
проблем и определить возможные способы их устранения.

На основании полученных данных, командой проекта было проведено картирование идеального и целевого состояния процесса (рис.7,8), где наглядно показаны области для возможного улучшения.

Рисунок 7

Карта идеального состояния процесса демонстрирует поток создания ценности при отсутствии каки- либо проблем, в идеальных условиях.

Рисунок 8

Карта целевого состояния показывает процесс в существующих условиях после решения возможных проблем.

Выявление проблем и их первопричин позволило разработать список решений.

Проблема

Первопричина

Предлагаемое решение

1.

Не учитываются интересы предполагаемых участников сообщества

Нет системы тематических встреч, мероприятий, нацеленных на общение, обмен опытом по теме, мотивацию к изучению принципов и инструментов

Анализ интересов предполагаемых участников (анкетирование)

2.

Не участвуют родители

Организация серии совместных бережливых мероприятий с обучающимися и родителями

4.

Не меняется (не увеличивается) состав ведущих

Курсовая подготовка педагогов в области БТ

5.

Учитель, не владеет материалом, не может замотивировать, объяснить требования

Организация курса внеурочной деятельности для обучающихся

6.

Участники назначаются «сверху»

Организация системы мастер- классов по применению БТ (совместно с обучающимися и родителями)

7.

Участие неосознанное- нет достаточных знаний

Реализация совместных бережливых проектов (с обучающимися и родителями)

8.

Разовые, разрозненные мероприятия не дают эффекта

Организация и проведение конкурсов и городских мероприятий с привлечением родителей и обучающихся

11.

Родители не вовлечены в деятельность

13.

Низкая мотивация по включению в бережливые проекты

9.

Нет совместных мероприятий

Нет командообразующих, сплачивающих мероприятий

Включение в план деятельности сообщества еженедельных встреч, нацеленных на корректировку деятельности, обсуждение результатов, организацию совместных мероприятий, работу над проектами

10.

Участие в проектах формальное, отсутствие работы командой проекта

Организация недели бережливых технологий, включающей проведение конкурсов, мастер- классов, лекций, фабрик процессов (силами сообщества)

3.

Отсутствует совместная деятельность, инициированная участниками

Совместный анализ реализации плана деятельности сообщества

12.

Мероприятия не направлены на совместную деятельность

14

Анализ не учитывает мнение участников

 

На основании полученных данных были определены основные блоки, этапы реализации проекта, сроки и ответственные лица:

Наименование

Начало

Окончание

2024 год

Ответственный

Примечание

05

06

07

08

09

 

 

Аналитика

Анализ интересов предполагаемых участников (анкетирование)

13.05

31.05

 

 

 

 

 

Кулиев Р.С., Никонова И.В., Кулькова С.А.

В начале учебного года

Создание карты анализа реализации плана деятельности сообщества

16.08

26.08

 

 

 

 

 

Кулиев Р.С.

Кулькова С.А.

В конце учебного года

Обучение

Создание программы курса внеурочной деятельности для обучающихся

10.06

24.06

 

 

 

 

 

Ушакова Е.И., Никонова И.В.

 

Создание программы мастер- классов по применению БТ (совместно с обучающимися и родителями, в т.ч. В рамках проекта «Дети учат детей»)

10.06

24.07

 

 

 

 

 

Никонова И.В., Воронова Н.Н., Бондарь Е.В.

 

Курсовая подготовка педагогов в области БТ (анализ имеющейся курсовой подготовки)

15.05

26.08

 

 

 

 

 

Никонова И.В.

 

План мероприятий в рамках деятельности сообщества

Составление плана проведения конкурсов и городских мероприятий с привлечением родителей и обучающихся

17.06

12.07

 

 

 

 

 

Никонова И.В., Малкина Е.Н.

 

Планирование тем совместных бережливых проектов (с обучающимися и родителями)

19.08

29.08

 

 

 

 

 

Никонова И.В., Бондарь Е.В., Малкина Е.Н.

10 проектов

Включение в план деятельности сообщества еженедельных встреч, нацеленных на корректировку деятельности, обсуждение результатов, организацию совместных мероприятий, работу над проектами.

12.07

19.08

 

 

 

 

 

Кулиев Р.С., Ушакова Е.И.

Кулькова С.А.

 

Организация  (план) недели бережливых технологий, включающей проведение конкурсов, мастер- классов, лекций, фабрик процессов (силами сообщества).

12.07

01.09

 

 

 

 

 

Никонова И.В., Малкина Е.Н., Воронова Н.Н., Кулиев Р.С.

 

Создание плана серии совместных бережливых мероприятий с обучающимися и родителями.

12.07

01.09

 

 

 

 

 

Никонова И.В., Бондарь Е.В., Кулиев Р.С.

Кулькова С.А.

5-10

 

Мероприятия разбиты на 3 блока: Аналитика (в начале и в конце года), обучение (в том числе взаимообучение) и собственно мероприятия в рамках деятельности сообщества (в большинстве своем- совместные).

 

Оценка эффективности:

По окончании реализации проекта проводится итоговый анализ продуктивности нововведений, включающий в себя заполнение участниками сообщества анкет, а также общей результативности деятельности сообщества в школе.

Наименование цели

Текущий показатель

Целевой показатель

Достигнутый показатель 01.09.2024

Повышение информированности педагогов и обучающихся о возможностях и результативности использования бережливых технологий в образовательной деятельности и в быту (%)

40%

100%

90%

Увеличение количества бережливых индивидуальных проектов (шт.)

0

10-20

Нет данных на 01.09.2024г.

Увеличение количества  совместных бережливых проектов: педагоги- обучающиеся- родители (шт.)

0

5-10

Нет данных на 01.09.2024г.

Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, занятых в деятельности ГРЦ (человек)

17/0

50/20

29/12

Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, участвующих в конкурсах по тематике бережливого производства (человек в год)

9/30(28- от ГРЦ)

50/1000 (950 от ГРЦ)

Нет данных на 01.09.2024г.

Организация деятельности по тематике бережливого производства в рамках проекта «Дети учат детей» (мероприятий в год)

Не организовано

17 мероприятий

1

Организация совместных мероприятий (педагоги- обучающиеся- родители)по тематике бережливого производства – игры, конкурсы, обучающие  занятия (мероприятий в год)

0

5-10

1

 

Незапланированные результаты проекта:

Повышение интереса к инженерно- судостроительному направлению;

Повышение общей информированности о применении бережливых технологий в учреждениях, где работают родители, знакомые

Повышение общего интереса к мероприятиям и конкурсам, проводимым в ОО

 

Стандартизация обеспечивает единый подход к организации деятельности сообщества и повышению интереса к использованию бережливых технологий в профессиональной, учебной деятельности и в быту.

Рисунок 9

 

 

Рисунок 10

 

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, программное обеспечение, веб-страницаАвтоматически созданное описание

Рисунок 11

Принятые стандарты:

  • План деятельности Бережливого сообщества
  • Программа курса внеурочной деятельности

«Бережливость в школе и дома»

3. План мероприятий в рамках проекта «Дети учат детей» (включен в план деятельности Бережливого сообщества)

4. План мероприятий недели бережливых технологий (включен в план деятельности Бережливого сообщества)

Анкетирование участников сообщества позволяет выявить уровень удовлетворенности совместной деятельностью и пожелания к дальнейшему развитию сообщества.

 

Перспективы развития проекта:

В конце 2024-2025 учебного года будут подведены итоги по целям проекта:

1

Повышение информированности педагогов и обучающихся о возможностях и результативности использования бережливых технологий в образовательной деятельности и в быту (%)

2

Увеличение количества бережливых индивидуальных проектов (шт.)

3

Увеличение количества  совместных бережливых проектов: педагоги- обучающиеся- родители (шт.)

4

Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, занятых в деятельности ГРЦ (человек)

5

Увеличение количества педагогов, обучающихся и родителей, участвующих в конкурсах по тематике бережливого производства (человек в год)

6

Организация деятельности по тематике бережливого производства в рамках проекта «Дети учат детей» (мероприятий в год)

7

Организация совместных мероприятий  (педагоги- обучающиеся- родители)по тематике бережливого производства – игры, конкурсы, обучающие  занятия (мероприятий в год)

 

А также будет проведено повторное анкетирование участников сообщества. В дальнейшем планируется обеспечить активное участие всех участников сообщества в организации и реализации его деятельности. Дальнейшая деятельность сообщества направлена на саморазвитие, развитие компетенций бережливой личности у всех участников образовательных отношений, на повышение качества работы ОО как городского ресурсного центра, повышение конкурентноспособности участников сообщества в учебной и профессиональной деятельности.

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph