Оптимизация работы с детьми иностранных граждан.
Информация об организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»
Границы процесса
Начало - прием детей в школу. Окончание – анализ правильности выбранного ОМ.
Руководитель проекта
Малкина Е.Н.
заместитель директора
Команда проекта
Малкина Е.Н.- заместитель директора, Ушакова Е.И. – педагог-психолог, Якунина Н.Б.- кл. руководитель, Канащенкова А.А. – делопроизводитель, Шилова Ю.А. – руководитель ШМО русского языка и литературы, Малышева Н.Б. – руководитель ШМО математики, Степанова С.П. – заместитель директора по начальной школе
Обоснование выбора темы проекта:
Работа с детьми мигрантов в школе имеет свои особенности. Двуязычие, а порой и просто незнание русского языка, психологический дискомфорт и социальная неуверенность таких детей усложняет их обучение и требует дополнительного внимания со стороны педагога. Использование бережливых технологий в образовании способствует оптимизации работы с детьми иностранных граждан. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемами и рисками, с которыми сталкивается организация, развивающаяся в данном направлении:
Проблемы:
1.Отсутствие специалистов по преподаванию русского языка как иностранного (кадровый риск)
2.Недостаточный уровень владения русским языком (родителей и обучающихся)
3.Нежелание принимать нормы и правила культуры нового места жительства
Ключевой риск: Ошибочный выбор образовательного маршрута при зачислении в ОО.
Были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:
Наименование цели |
Текущий показатель |
Целевой показатель |
Сокращение сроков процесса адаптации ребенка – мигранта в ОУ |
5-7 месяцев |
2-3 месяца |
Сокращение количества мигрантов, не сдавших ОГЭ, ЕГЭ |
4 чел |
0 |
Сокращение ВПП от регистрации инофона в ОО до анализа выбранного маршрута |
2дня 8часов 5минут |
1 день 4 часа 20 минут |
Планируемые эффекты:
При картировании текущего состояния процесса анализа и реализации деятельности по оптимизации работы с детьми иностранных граждан (рис.1) были выявлены проблемы, связанные с ошибочным выбором образовательного маршрута при зачислении в ОО.
При разработке карты текущего состояния процесса были использованы инструменты бережливого производства «Диаграф связей» «Диаграмма Исикавы», «5 Почему».
На рис. 2,3 наглядно показаны области для улучшения в идеальном и целевом состоянии процесса.
Рисунок 3
Составление пирамиды проблем (рис.4) позволило выявить их уровень для дальнейшего решения.
Рисунок 4
Работа с проблемами Диаграф связей и Диаграмма Исикавы представлены ниже (рис.5, 6). Это помогло выявить ключевые проблемы, имеющие наибольшее влияние в процессе.
Рисунок 5
Диаграмма Исикавы (рис.6) — это инструмент, используемый для анализа и визуализации причинно – следственных связей в процессах.
Рисунок 6
Для определения причин потерь был применён метод «5 почему?», который позволил наглядно увидеть пути устранения потерь. (рис. 7)
Рисунок 7
На основании полученных данных были определены основные мероприятия проекта, сроки и ответственные лица:
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Диагностика для определения образовательного маршрута по основным предметам школьной программы |
Сентябрь |
Малкина Е.Н. Степанова С.П. |
2 |
Создание алгоритма оповещения педагогических работников о прибытии ребенка - инофона |
Сентябрь-октябрь |
Малкина Е.Н., Канащенкова А.А. . |
3 |
Выстроить систематическую работу по реализации адаптационных программ по предметам на всех уровнях образования в ОО |
Октябрь-ноябрь |
Малкина Е.Н., Ушакова Е.И. |
4 |
Создать рабочий портфель с методическими материалами для работы с классом, учителями, классными руководителями, узкими специалистами |
Ноябрь-декабрь |
Якунина Н.Б., Ушакова Е.И., Малышева Н.Б. |
5 |
Разработать программу курса внеурочной деятельности «Я изучаю русский язык» |
Декабрь |
Шилова Ю.А. |
6 |
Разместить на школьном сайте для родителей информацию с шаблонами документов |
Февраль |
Малкина Е.Н. Канащенкова А.А. |
7 |
Диагностика (промежуточное анкетирование) определения правильности или корректировки выбранного образовательного маршрута. |
Февраль-март |
Ушакова Е.И. Степанова С.П. Малышева Н.Б. Шилова Ю.А. |
На выявление психологического климата в школе проведено анкетирование (рис. 8)
Рисунок 8
Оценка эффективности:
По окончании реализации проекта проводится итоговое анкетирование на выявление эмоционального климата в школе (рис.9)
Рисунок 9
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть