Оптимизация
работы с детьми иностранных граждан.
Информация об организации
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича
Зайцева»
Границы процесса
Начало - прием детей в школу. Окончание – анализ
правильности выбранного ОМ.
Руководитель проекта
Малкина
Е.Н.
заместитель
директора
Команда проекта
Малкина
Е.Н.- заместитель директора, Ушакова
Е.И. – педагог-психолог, Якунина Н.Б.- кл.
руководитель, Канащенкова А.А. – делопроизводитель, Шилова Ю.А. – руководитель
ШМО русского языка и литературы, Малышева Н.Б. – руководитель ШМО математики,
Степанова С.П. – заместитель директора по начальной школе
Обоснование
выбора темы проекта:
Работа с детьми мигрантов в школе имеет свои
особенности. Двуязычие, а порой и просто незнание русского языка,
психологический дискомфорт и социальная неуверенность таких детей усложняет их
обучение и требует дополнительного внимания со стороны педагога. Использование
бережливых технологий в образовании способствует оптимизации работы с
детьми иностранных граждан. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемами
и рисками, с которыми сталкивается организация, развивающаяся в данном
направлении:
Проблемы:
1.Отсутствие
специалистов по преподаванию русского языка как иностранного (кадровый риск)
2.Недостаточный
уровень владения русским языком (родителей и обучающихся)
3.Нежелание
принимать нормы и правила культуры нового места жительства
Ключевой
риск: Ошибочный выбор образовательного маршрута при зачислении в
ОО.
Были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:
Наименование цели
|
Текущий показатель
|
Целевой показатель
|
Сокращение сроков процесса адаптации ребенка –
мигранта в ОУ
|
5-7 месяцев
|
2-3 месяца
|
Сокращение количества мигрантов, не сдавших
ОГЭ, ЕГЭ
|
4 чел
|
0
|
Сокращение ВПП от регистрации инофона в ОО до
анализа выбранного маршрута
|
2дня 8часов 5минут
|
1 день 4 часа 20 минут
|
Планируемые эффекты:
При
картировании текущего состояния процесса
анализа и реализации деятельности по оптимизации
работы с детьми иностранных граждан (рис.1) были выявлены проблемы,
связанные с ошибочным выбором образовательного маршрута при зачислении в ОО.

Рисунок 1
При
разработке карты текущего состояния процесса были использованы инструменты
бережливого производства «Диаграф связей» «Диаграмма Исикавы», «5 Почему».
На рис. 2,3 наглядно показаны области для улучшения в идеальном и целевом состоянии процесса.

Рисунок 2

Рисунок 3
Составление
пирамиды проблем (рис.4) позволило
выявить их уровень для дальнейшего решения.

Рисунок 4
Работа с проблемами
Диаграф связей и Диаграмма Исикавы представлены ниже (рис.5, 6). Это помогло выявить
ключевые проблемы, имеющие наибольшее влияние в процессе.

Рисунок 5
Диаграмма Исикавы (рис.6) — это инструмент, используемый для анализа и визуализации
причинно – следственных связей в процессах.

Рисунок 6
Для определения
причин потерь был применён метод «5 почему?», который позволил наглядно увидеть
пути устранения потерь. (рис. 7)

Рисунок 7
На основании
полученных данных были определены основные
мероприятия проекта, сроки и ответственные лица:
№
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
1
|
Диагностика для
определения образовательного маршрута по основным предметам школьной
программы
|
Сентябрь
|
Малкина Е.Н.
Степанова С.П. Руководители ШМО
|
2
|
Создание алгоритма
оповещения педагогических работников о прибытии ребенка - инофона
|
Сентябрь-октябрь
|
Малкина Е.Н.,
Канащенкова А.А.
.
|
3
|
Выстроить систематическую
работу по реализации адаптационных программ по предметам на всех уровнях
образования в ОО
|
Октябрь-ноябрь
|
Малкина Е.Н.,
Ушакова Е.И.
|
4
|
Создать рабочий портфель с
методическими материалами для работы с классом, учителями, классными
руководителями, узкими специалистами
|
Ноябрь-декабрь
|
Якунина Н.Б.,
Ушакова Е.И.,
Малышева Н.Б.
|
5
|
Разработать программу
курса внеурочной деятельности «Я
изучаю русский язык»
|
Декабрь
|
Шилова Ю.А.
|
6
|
Разместить на школьном сайте для родителей информацию с
шаблонами документов
|
Февраль
|
Малкина Е.Н.
Канащенкова А.А.
|
7
|
Диагностика (промежуточное
анкетирование) определения правильности или корректировки выбранного
образовательного маршрута.
|
Февраль-март
|
Ушакова Е.И.
Степанова С.П.
Малышева Н.Б.
Шилова Ю.А.
|
На выявление
психологического климата в школе проведено анкетирование (рис. 8)

Рисунок 8
Оценка эффективности:
По окончании реализации проекта
проводится итоговое анкетирование на выявление эмоционального климата в школе
(рис.9)

Рисунок 9