«Вовлечение
обучающихся в школьные мероприятия как один из способов повышения эффективности
учебного процесса в МАОУ «Школа № 79 им. Н.А.Зайцева»
Информация об организации
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 имени Николая Алексеевича
Зайцева»
Границы процесса
от объявления о начале мероприятия до реализации
разработанного плана решения проблемы по повышению мотивации по участию в
школьных мероприятиях на текущий учебный год.
Руководитель проекта
Савина
Наталия Павловна
заместитель
директора
Команда проекта
Дорош А.В. –учитель истории, советник по воспитанию;
Воронова Н.Н.- учитель русского языка и литературы;
Козлова О.В.- учитель английского языка;
Козлова О.В.- учитель английского языка.
Обоснование
выбора темы проекта:
Использование бережливых технологий в образовании
способствует оптимизации основных и вспомогательных процессов в
деятельности образовательной организации и, как следствие, повышению
эффективности самого образовательного процесса. Актуальность выбранной темы
обусловлена проблемами и рисками, с которыми сталкивается организация,
развивающаяся в данном направлении:
Проблемы:
1.Низкая
мотивация обучающихся для участия в различных школьных мероприятиях.
2.Отсутствие
личного интереса у обучающихся.
3.Уровень
качества обученности не вовлеченных обучающихся во внеурочную деятельность
ниже, чем у вовлеченных детей.
При
реализации проекта были намечены и оцифрованы целевые ориентиры проекта:
Наименование
цели
|
Текущий
показатель
|
Целевой
показатель
|
Увеличение
количества участников школьных конкурсов
|
56%
|
Не
менее 90%
|
Увеличение
количества участников школьных конкурсов
|
71%
|
Не
менее 90%
|
Повышение
качества знаний в 3 классах
|
60%
|
Не
менее 90%
|
Повышение
качества знаний в 6 классах
|
40%
|
Не
менее 70%
|
Повышение
качества знаний в 8 классах
|
34%
|
Не
менее 70%
|
Планируемые эффекты:
Повышение
у обучающихся желания учиться и познавать что-то новое, получение чувства
удовлетворенности у всех участников образовательного процесса.
При
картировании текущего состояния процесса
анализа и реализации деятельности по
организации от объявления о
начале мероприятия до реализации разработанного плана решения проблемы по
повышению мотивации по участию в школьных мероприятиях на текущий учебный год мероприятия (рис.1) были выявлены
проблемы, связанные с низкой вовлеченностью классных руководителей и
обучающихся. в школьные мероприятия.

Рисунок 1
Командой проекта
было проведено картирование идеального и
целевого состояния процесса (рис.2, 3), где наглядно показаны области для улучшения.
Рисунок 2

Рисунок 3

Проведение
картирования текущего состояния процесса позволило выявить проблемы на разных этапах деятельности:
№
|
Проблемы
|
1.
|
Не
все сотрудники ознакомлены с планом;
|
2.
|
План
в свободном доступе для узкого круга лиц;
|
3.
|
Не
вовремя ознакомлены- срыв сроков;
|
4.
|
Не
все классные руководители донесли информацию до родителей и обучающихся;
|
5.
|
Нежелание
выполнить «на совесть»;
|
6.
|
Не
отследили количество участников;
|
7.
|
Не
отметили участников в рейтинге класса;
|
8.
|
Не
все педагоги соглашаются принять участие;
|
9.
|
Нет
готовых шаблонов для сбора информации;
|
10.
|
Технические
проблемы;
|
11.
|
Не
все педагоги вовремя предоставляют информация;
|
12.
|
Информация
недостоверная;
|
13.
|
Нежелательные
результаты;
|
14.
|
Отсутствие
алгоритма работы в Навигаторе;
|
15.
|
Не
продумана корректировка дальнейших действий.
|
При
работе с проблемами были использованы такие инструменты бережливого
производства, как «Пирамида проблем», «Диаграф связей», «5 Почему», «Диаграмма
Исикавы».
Составление пирамиды проблем (рис.4) позволило выявить их уровень для
дальнейшего решения[91] .


Рисунок 4
Анализ проблем с помощью этого инструмента определил уровень, на
котором будут предприняты действия для решения проблем. При этом в пирамиде были
выделены 3 уровня: уровень организации, муниципальный уровень и уровень региона.
На региональном уровне были определены технические проблемы в системе Навигатор.
Таким образом, использование пирамиды проблем в проекте помогло
более эффективно проанализировать проблемы, что способствовало достижению целей
проекта и улучшению его результатов.
Диаграф связей (рис.5) помог выявить ключевую проблему, имеющую наибольшее влияние
в процессе.

Рисунок 5
5- Нежелание выполнить «на совесть».
Инструмент 5 Почему (рис.6) был применен для выявления
корневых причин появления этой проблемы. При проведении анализа выяснилось, что
причиной нежелания выполнить «на совесть» стало не понимание для чего это нужно
выполнить.

Рисунок 6
Диаграмма Исикавы (рис.7) — это инструмент качества, используемый для анализа и визуализации
причинно – следственных связей в процессах.

Рисунок 7
Диаграмма Исикавы помогла выявить коренные причины
проблем и определить возможные способы их устранения.
На основании
полученных данных были определены основные
блоки, этапы реализации проекта, сроки и ответственные лица:
№
|
Краткое описание проблемы
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
1.
|
Уровень качества обученности не
вовлеченных обучающихся во внеурочную деятельность ниже, чем у вовлеченных
детей.
|
Составление перспективного плана
проведения Дня единых действий
|
Август 2024 года
|
Заместитель директора Савина Н.П.
|
Составление единого шаблона рейтинга
класса, школы
|
Август-сентябрь 2024 года
|
Заместитель директора Савина Н.П.
|
Разработка алгоритма работы в
Навигаторе
|
Август-сентябрь 2024 года
|
Заместитель директора Савина Н.П.
|
Проведение организационного собрания
для педагогов
|
Сентябрь 2024 года
|
Заместитель директора Савина Н.П.,
классные руководители
|
Проведение Дня единых действий для
учащихся 1-11 классов
|
Сентябрь 2024 года
|
Заместитель директора Савина
Н.П., Коптелова М.А.
|
Проведение постпроектного мониторинга
по достижению плановых показателей
|
1 раз в три месяца
|
Заместитель директора Савина Н.П.
|
Оценка эффективности:
По окончании реализации проекта
проводится итоговый анализ продуктивности нововведений, включающий в себя
заполнение классными руководителями 3,6, 8 классов экранов активности.

Перспективы развития проекта:
В
конце 2024-2025 учебного года будут подведены итоги по целям проекта:
Увеличение
количества участников школьных конкурсов %
|
Увеличение
количества участников школьных конкурсов %
|
Повышение
качества знаний в 3 классах %
|
Повышение
качества знаний в 6 классах %
|
Повышение
качества знаний в 8 классах %
|