Основные направления деятельности кафедры профессионального образования
Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года определены новые возможности развития Нижегородской области: формирование высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, развитие информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий, совершенствование современной инфраструктуры. Для модернизации и технологического развития экономики региона создается современная система подготовки рабочих кадров и специалистов, которая призвана обеспечивать приток кадрового ресурса нового формата.
В настоящее время на территории Нижегородской области осуществляют образовательную деятельность 54 образовательные организации среднего профессионального образования, подведомственные министерству образования науки и молодежной политики Нижегородской области.
Вектор стратегического развития профессионального образования Нижегородской области сфокусирован на институционных изменениях, в основу которых положены развитие государственно-частного партнерства, формирование общественных органов самоуправления и интернационализация стандартов в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена.
В Нижегородской области реализуется модель проведения открытого публичного конкурса по установлению контрольных цифр приема организациями профессионального образования. Определение структуры и объема подготовки кадров ведется на основе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребностей в кадрах, сформированного в ходе межотраслевого взаимодействия, в том числе с привлечением профессионально-отраслевых сообществ, инвесторов, предприятий, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Совершенствование региональной системы профессионального образования направлено на пополнение реального сектора экономики рабочими кадрами нового поколения – SmartWorker. Данная концепция включает в себя формирование высококвалифицированного специалиста, во-первых, обладающего целым набором компетенций для выполнения сложных технологических операций на современном оборудовании с минимальными временными затратами и высоким качеством, во-вторых, разделяющего стратегию развития и корпоративную культуру современного промышленного предприятия, в-третьих, гармонично развитого, социализированного в условиях российской общественной системы человека, готового работать над собой и совершенствовать свои профессиональные навыки через всю жизнь.
Сложившаяся система управления кадровым потенциалом в Нижегородской области позволяет объединять интересы производства, образования и науки для развития реального сектора экономики. Источником создания принципиально новой системы профессионального образования стало внедрение механизма государственно-частного партнерства, которое регламентируется соответствующими региональными нормативно-правовыми документами.
Непрерывные изменения, происходящие в обществе, достижения науки и техники, ценностные переориентации и многие другие факторы, несомненно, влияют на все сферы жизнедеятельности человека, прежде всего на образование. Вполне закономерно, что сегодня к образовательным организациям со стороны обучающихся предъявляются новые требования, отличные от условий прошлых лет.
Миссия кафедры
Развивая кадровый, научно-методический, образовательный потенциал, используя новейшие образовательные технологии и достижения науки, активно осуществлять деятельность кафедры в удовлетворении запросов педагогических кадров профессиональных образовательных организаций в современных социально-экономических условиях
Цели деятельности кафедры
Разработка, апробация и внедрение
-модели образовательной среды профессиональной образовательной организации как системы условий социализации обучающихся в образовательных организациях;
- инструментария мониторинга потребностной сферы родителей в области содержания профориентационной деятельности;
- практико-ориентированных возрастно-сообразных технологий (методов, приемов, способов и т.д.) формирования и оценки возможных достижений обучающихся в профессиональных образовательных организациях;
- методического обеспечения проектирования образовательной сферы профессиональных образовательных организаций как системы условий социализации обучающихся в профессиональных образовательных организациях;
- научных исследований, грантов и конференций в области профессионального образования
Тема научно-исследовательской работы кафедры:
«Научно-методическое и технологическое сопровождение профессионального развития специалистов в условиях формирования единого образовательного пространства»
Основные направления
деятельности кафедры профессионального образования
- Учебно-методическая работа
- Научнаяи инновационная деятельность
- Информационно- аналитическая работа, экспертная деятельность
- Маркетинговая деятельность кафедры.
- Повышение профессиональной компетентности сотрудников кафедры.
- Подготовка научно-педагогических кадров
- Учебно-методическая работа
- Систематическое и системное повышение квалификации разных категорий работников сферы среднего профессионального образования:
- разработка и реализация личностно-ориентированных моделей подготовки педагогических кадров;
- развитие теоретических знаний педагога, мастера производственного обучения в сфере философии образования, психологии, педагогики, теории и практики воспитания, инновационных технологий обучения, а также развитие умений применять эти знания в практике работы ПОО;
- содействие становлению необходимых личностных и профессиональных качеств педагога, мастера производственного обучения, способности к самоопределению и саморазвитию;
- освоение и внедрение в практику учебно-методической работы современных технологий повышения квалификации, основанных на закономерностях андрагогики, акмеологии;
- использование в системе курсовой подготовки современных информационных технологий
- Оптимизация образовательного процесса посредством разработки и реализации программно-методического обеспечения курсов, новых информационных технологий и методик обучения с учетом ряда факторов:
- тарификации и квалификации педагогических и руководящих кадров, их возрастного и образовательного ценза;
- личностных особенностей, креативных потенций и индивидуальных запросов педагогов;
- современного состояния теории и практики профессионального образования
- Проведение курсовой подготовки на основе научных исследований, научно-методических разработок, изучения и обобщения инноваций педагогической практики
- Внедрение и апробация инновационных форм организации курсовой, межкурсовой подготовки слушателей (модульные квалификационные курсы, экспериментальные мастерские, конференции и др.)
- Дальнейшая оптимизация процесса повышения квалификации путем:
- расширения категорий слушателей;
- организации обучения работников дальних районов области в наиболее приемлемых и эффективных формах (дистанционное обучение);
- расширения сферы услуг на хозрасчетной основе;
- активизации рекламной деятельности
- Обновление содержания регионального компонента профессионального образования на основе актуальных подходов (интегративный, коммуникативный, средовой)
2. Научная и инновационная деятельность
Научно-исследовательская работа под общей темой «Научно-методическое и технологическое сопровождение профессионального развития специалистов в условиях формирования единого образовательного пространства»
Разработка научно-исследовательских проблем по следующим направлениям:
- наставничество;
- дуальное обучение;
- проектная деятельность преподавателя ПОО
- Проведение практикоориентированных исследований в сфере профессионального образования
- Разработка и внедрение экспериментальных, авторских курсов повышения квалификации общетехнического направления
- Разработка и апробация новой модели квалификационных курсов для мастеров производственного обучения
- Поиск дополнительных источников финансирования научно-исследовательской работы (грантовая поддержка)
- Участие в организационно-технологическом сопровождении проведении процедуры мониторинга уровня общеобразовательной подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций
- Участие в работе оперативных совещаний в Министерстве образования Нижегородской области.
- Сотрудники кафедры принимают участие в работе Ученого совета ГБОУ ДПО НИРО и выступают с докладами.
- Работа с зарубежными и Российскими образовательными организациями.
3. Информационно-аналитическая работа, экспертная деятельность
- Разработка технологий и методик мониторинга сферы профессионального образования с учетом задач научно-исследовательской, учебно-методической работы, аттестации ПОО, аттестации педагогических кадров
- Пополнение базы данных по состоянию сферы профессионального образования в регионе
- Создание банка инновационного опыта системы среднего профессионального образования
- Совершенствование механизма аттестации педагогических кадров, участие в ее процедуре
- Экспертная деятельность
- Участие в качестве экспертов сотрудников кафедры ПО в региональном этапе Всероссийского конкурса «Мастер года».
- Участие в качестве экспертов в региональном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО
- Участие в профессионально-общественной экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников
- Экспертиза материалов ежегодного областного конкурса «Моя профессиональная карьера».
- Экспертиза научных статей представленных в журнал «Нижегородское образование»
- Экспертиза педагогических разработок, представленных в научно-методический экспертный совет ГБОУ ДПО НИРО.
4.Маркетинговая деятельность кафедры.
- Оптимизация процесса развития профессионального образования в регионе через организацию научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий по актуальным проблемам модернизации содержания образования
- Организация системного взаимодействия с образовательными учреждениями разного типа и вида регионального уровня по актуальным проблемам профессионального образования
- Проведение организационных мероприятий по подготовке к аттестации педагогических кадров
5. Повышение профессиональной компетентности сотрудников кафедры
- Создание условий для развития диссертационных исследований (регулирование планирования, отчетности, систематизация исследований и интенсификация работы)
- Упорядочение и усиление деятельности по публикации результатов исследований
- Активизация научных контактов с другими научными учреждениями (сотрудничество с учебными центрами, конференции, стажировки, обмен специалистами).
- Аттестация педагогических кадров и учреждений среднего профессионального образования города и области
- Подготовка научно-педагогических кадров
- Сотрудниками кафедры осуществляется подготовка 8 аспирантов по специальности: 13.08.08 – Теория и методика профессионального образования 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
- Обновлено содержание программ аспирантуры НИРО по специальности 5.7.8. Методология и технология профессионального образования
- Организован и проведен проблемный семинар для аспирантов и молодых ученых «Инноватика в профессиональном образовании».