Посвящается выдающемуся отечественному учёному в области методики преподавания литературы, доктору педагогических наук, профессору Людмиле Васильевне Шамрей (1945 –– 2018)
Значение культурного наследия для формирования здорового общества, бережно относящегося к традиции, опирающегося на опыт предшествующих поколений и культурную память трудно переоценить. Культура – это ориентир, основа и пространство всей нашей жизни. В культуре концентрируется историческая память и духовная энергия народа. Важнейшая задача – это сбережение и приумножение уникального культурного наследия России, формирование и укрепление ценностей, объединяющих наше общество, воспитание высокой нравственности, вкуса, эрудиции, образцов поведения. Все это подвластно только культуре. И служить ей – в этом была особая, благородная и ответственная миссия Людмилы Васильевны Шамрей - выдающегося отечественного учёного в области методики преподавания литературы, доктора педагогических наук, профессора. 13 декабря 2019 года в ГБОУ ДПО НИРО состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Литературное произведение в контексте художественной культуры», посвящённая ее памяти.
В наши дни существуют две важные социокультурные проблемы, которые затрудняют или вовсе не позволяют ввести произведения русской культуры в ценностный мир современного человека. Эти проблемы связаны, во-первых, с небывалым распространением продуктов массовой культуры, процессами глобализации и медиатизации и, во-вторых, с ослаблением чувства истории, характерным для культуры постмодернизма, с желанием усваивать только те культурные тексты и продукты, которые могут быть «потреблены». Автором методики освоения художественной культуры учащимися, выявления закономерностей процесса приобщения школьников к художественной культуре, технологий постижения художественного произведения была и остается руководитель научной школы «Образность как принцип и способ изучения художественной культуры» доктор педагогических наук, профессор Людмила Васильевна Шамрей.
Направления деятельности научной школы Людмилы Васильевны Шамрей –– «Образность как принцип и способ изучения художественной культуры»:
§ соотношение образного и логического в развитии читателя-школьника
§ выявление закономерностей процесса приобщения школьников к художественной культуре
§ освоение художественной культуры учащимися с учетом возрастных особенностей
§ развитие методик и технологий постижения художественного произведения
§ разработка системы «авторских» уроков по изучению классической и современной литературы.
В работе Всероссийской научно-практической конференции «Литературное произведение в контексте художественной культуры», которую в рамках региональной программы «Русский язык» провели министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области и кафедра словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, приняли участие учёные–методисты и филологи, представляющие высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Иркутска, Курска. Опытом воплощения идей Л.В. Шамрей в своей педагогической деятельности поделятся с коллегами учителя из Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В выступлениях ученых, методистов и педагогов контекстный подход к изучению литературного произведения был представлен как в методическом аспекте (история отечественной методики, «культурологические горизонты» методических трудов Л.В. Шамрей, деятельность научной школы, диалог искусств на современном уроке литературы), так и в аспекте филологическом (интерпретация произведений русской литературы XIX–XX веков в контексте художественной культуры).
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть