В современной социокультурной ситуации
способность образовательной системы формировать и развивать функциональную
грамотность у обучающихся определяет её глобальную конкурентноспособность. При
этом понятие функциональной грамотности включает в себя способность учащихся
применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач,
умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях,
выходящих за рамки учебного пространства.
В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия,
функциональная грамотность –– это уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления её
жизнедеятельности в конкретной культурной среде.
Определяются следующие уровни планируемых результатов в
зависимости от возраста школьников: узнавание и понимание (5 класс); понимание
и применение (6 класс); анализ и синтез (7 класс); оценка (рефлексия) в рамках
предметного содержания (8 класс); оценка (рефлексия) в рамках метапредметного
содержания (9 класс).
В
соответствии с Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики
Нижегородской области от 17 сентября 2021-го года «Об организации работы по повышению
функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций
Нижегородской области» (№316-01-64-60/21) определены ответственные за
организацию работы в регионе в указанном направлении в 2021-2022 учебном году:
Никонова Елена Николаевна –– заведующий сектором содержания образования, науки
и молодёжной политики Нижегородской области и Платонова Елена Николаевна ––
проректор по образовательной деятельности ГБОУ ДПО НИРО.
Кроме
того, определены ответственные за организацию сопровождающих мероприятий по
формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся
общеобразовательных организаций Нижегородской области на 2021-2022 учебный год
–– региональные координаторы направлений функциональной грамотности, работники
ГБОУ ДПО НИРО:
Шутан
Мстислав Исаакович –– зав. кафедрой историко-филологических дисциплин
(направление: читательская грамотность);
Мичасова
Милена Альбертовна –– доцент кафедры теории и методики обучения математике
(направление: математическая грамотность);
Королёва
Алёна Александровна –– доцент кафедры естественнонаучного образования (направление:
естественнонаучная грамотность);
Федотова
Мария Вячеславовна –– доцент кафедры теории и практики управления образованием
(направление: финансовая грамотность);
Гришин
Вадим Васильевич –– доцент кафедры историко-филологических дисциплин
(направление: глобальные компетенции);
Ерёменко
Наталия Александровна –– старший преподаватель кафедры общей и специальной
психолгогии (направление: креативное мышление).
На
базе ГБОУ ДПО НИРО будет проводиться подготовка учителей по формированию и
оценке функциональной грамотности школьников по всем указанным выше
направлениям.