Дизайн-площадка
«Возрастно-нормативная модель развития как
способ формирования Человека Возможного»
Педагогическая профессия
сегодня как никогда актуализирует идеи гуманизации и гуманитаризации образования, призывая молодых и опытных
педагогов осуществлять свою деятельность в рамках антропологического подхода,
выращивая «человеческое в человеке». Согласно высказыванию В.И. Слободчикова: «…Деятельность в принципе возможна только в
определенных условиях выращивания Человека возможного, если она считается гуманитарной,
если она возможна лишь как утонченная технология законного, а не беззаконного и
разрушительного вмешательства в жизнедеятельность другого человека…».
В данном контексте 4 февраля 2019 года на кафедре
педагогики и андрагогике, курирующей направление
программы профессиональной переподготовки «Педагогика», была организована
встреча педагогов, обучающихся по данной программе с д.п.н., профессором Г.А.
Игнатьевой, выступившей в качестве опытного наставника, обозначившего важные деятельностные ориентиры, необходимые смыслы будущим
учителям как потенциальным профессионалам своего большого дела.
Примененная в рамках встречи образовательная технология
«дизайн-площадки» как один из современных форматов образования взрослых, ориентированная
на построение порядка действий, имеющее целью изменение существующих ситуаций в
предпочтительные, была выбрана не случайно. Болевой точкой современной системы
образования, обозначенной Г.А. Игнатьевой слушателям переподготовки, сегодня, к
сожалению, становится возникновение значительного числа конфликтных противостояний
между педагогами и обучающимися, которые в последнее время довольно часто
демонстрируются СМИ и социальными сетями. В ходе дискуссий участники встречи
пришли к убеждению, что данная ситуация связана, прежде всего с незнанием и/или
игнорированием педагогами особенностей развития детей, норм, кризисов и
ситуаций развития, возрастных портретов, возрастной периодизации ведущих форм
сотрудничества ребенка и взрослого, и возрастно-нормативной модели развития
обучающихся целом.
Именно способность педагога к
проектированию педагогической деятельности сообразной с деятельностью
обучающегося, умение педагога выступить в качестве консультанта развития,
эксперта по «образу будущего» ребенка и знание возрастно-нормативной модели как
матрицы, построенной на знании законов развития ребенка, позволяет найти
необходимые ответы на часто возникающие вопросы и выстроить между взрослыми
(педагогами и родителями) и детьми доверительные отношения, основанные на
взаимопонимании и взаимоуважении друг к другу.
Технология педагогического дизайн-проектирования может быть названа технологией «активного
делания» - формирования функциональной позиции педагога-дизайнера. В рамках
встречи участникам удалось пройти по алгоритму педагогического дизайна и
выполнить ряд заданий, связанных с конструированием возрастно-нормативной
модели развития вручную, анализом педагогических гипотез недоразвития и
гипертрофированного развития возрастных новообразований, и т.д.
Важным итогом данной встречи стало
вживание педагогов в принципиально новую для них профессиональную позицию антропотехника. Владение этой позицией позволяет учителю
на основе знания об особенностях развития каждого участника образовательного процесса
организовывать микроситуации учения/обучения, учить
детей открывать эффективные способы действия, мышления, мыслекоммуникации
в детско-взрослой общности и осуществлять совместно с ребенком их проблематизацию и преодоление. Таким образом педагоги смогут
избежать фатальных ошибок в их профессиональной деятельности и действительно
стать источником формирования Человека Возможного.
