В 2019 году деятельность Центра
научно-проектного консалтинга при кафедре педагогики и андрагогики
Нижегородского института развития образования началась с события «Антропологическая
теория деятельности». Так стартовала серия занятий с аспирантами и исследователями
института руководителей научных школ по изучению прорывных теорий современного социально-гуманитарного научного
знания.
Первое занятие в формате
клубного игрового моделирования, посвященное уникальной антропологической
теории деятельности доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО Виктора Ивановича Слободчикова, провела
заведующая кафедрой педагогики и андрагогики, руководитель научной школы
дополнительного профессионального образования педагогов, доктор педагогических
наук, профессор Галина Александровна Игнатьева.
Выбор антропологической теории
деятельности для открытия нового этапа работы Центра научно-проектного
консалтинга объясняется тем, что она выступает в качестве
методологического базиса для теоретической эмпирии событийно-деятельностной парадигмы построения образовательного
знания, объединяющей теории интегральной периодизации развития субъективной
реальности человека, со-бытийности в образовании, рефлексивности
и диагностики развития человека, психологического развития человека в онтогенезе,
инновационного развития отечественного образования и реализации национального
проекта «Образование».
Преимущество клубного формата
обучения состоит в том, что клуб представляет сообщество, где главная ценность
— общение, работа в группе, обмен мнениями. Кроме того, это, более-менее, постоянный
состав участников клубных событий и возможность взаимодействия с экспертами.
Ценность клубной работы в условиях научно – проектного консалтинга – это возможность
каждому аспиранту высказать свое мнение, спросить совета, задать вопрос по теме
другим участникам и организаторам клуба.
Причины выбора метода игрового моделирования состоят в
том, что для аспиранта, стоящего перед выбором теоретических оснований осуществления
собственного научного исследования, важно создать ситуацию «погружения» в
конкретную реальность, смоделированную в учебных целях, при условии максимально
активной позиции самого обучающегося и в этом контексте провести исследование
явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей;
использования моделей для определения поведения и характеристик реальных
систем.
Так в рамках события,
состоявшегося 22 января 2019 года аспирантам и сотрудникам института,
представилась яркая возможность не только, что называется, «вручную» построить структуру высокой теории, но и погрузиться в ее
скрытое, неявное содержание благодаря мастерски выстроенной системе
парадоксальных вопросов и «заданий – ловушек», предложенных ведущей игры
профессором Г.А. Игнатьевой.
Участникам события представилась
возможность внести свой вклад в развитие антропологической теории деятельности В.И.
Слободчикова путем построения терминологической карты теории. С большим
интересом все включились в конструирование родо-видовые
и генетически-содержательные определения элементарных единиц и структурных
компонентов антропологической теории деятельности.
В заключение ведущий клуба
Галина Александровна Игнатьева представила систему вопросов, определяющих
ориентировочную основу выбора исследователем теоретических оснований своего
исследования.
