23 августа 2018 года состоялся «Круглый стол» на тему: «Роль личностных качеств руководителя в повышении эффективности управления образовательной организацией», организатором которого была кафедра теории и практики управления образованием НИРО. В работе «Круглого стола» приняли участие руководители муниципальных органов образования, директора школ, которые являются общественными экспертами, руководителями инновационных и стажерских площадок, и обсудили результаты научно-исследовательской деятельности кафедры, посвященной изучению роли личностного потенциала руководителя в повышении результативности деятельности образовательной организации.
В своем вступительном слове Н.Ю. Бармин, доктор социологических наук, заведующий кафедрой теории и практики управления образованием, отметил, что прогрессивные изменения в образовательной организации во многом зависят от позиции руководителя, его личностной активности и степени развития его личностного потенциала управления. Достижение же цели педагогической системы - развитие личности ученика, будет невозможным без аналогичного процесса у руководителя и педагога. Особое внимание было уделено обсуждению методики «Успешный руководитель», направленной на изучение профессионально значимых личностных качеств руководителя ОО с целью выявления общих тенденций во взглядах руководителей образовательных организаций на профессиональное и личностное совершенствование и эталонному модельному представлению эффективного руководителя, а также результатам научно-исследовательской деятельности кафедры, которая осуществляется в 2018 году.
Татарникова Н.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием, в докладе «Влияние личностных качеств руководителя на эффективность управления образовательной организацией» познакомила участников круглого стола с результатами научно-исследовательской деятельности кафедры теории и практики управления образованием; предложила для обсуждения сформированный в процессе исследовательской деятельности кафедры «личностный портрет» руководителя (модельное представление), базовым компонентом которого являются профессионально значимые личностные качества, влияющие на эффективность управления образовательной организацией и результативность ее деятельности; сделала акцент на необходимости создания и реализации программы развития личностного потенциала руководителя.
Максимова С.А., доктор философских наук, проректор по научно-исследовательской деятельности НИРО, профессор кафедры теории и практики управления образованием, выступила с докладом «Педагогическое лидерство как феномен, определяющий развитие инновационной деятельности образовательной организации». В докладе педагогическое лидерство было представлено как специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на сочетании различных источников власти и направленный на побуждение педагогических работников к достижению целей образовательной организации. С.А. Максимова познакомила участников круглого стола с результатами исследования, посвященного изучению лидерских качеств руководителя и их влияния на инновационную деятельность образовательных организаций; подчеркнула, что феномен педагогического лидерства заключается в признании подчиненными компетентности руководителя и ценности его деятельности для сотрудников, групп и организаций в управлении инновационной деятельностью.
Доклад Махова А.П., к. пед. н., доцент кафедры теории и практики управления образованием НИРО, посвященный проблеме влияния личностных качеств на управленческую компетентность руководителя образовательной организации, содержал анализ деятельности кафедры по изучению процесса повышения уровня профессиональной и управленческой компетентности руководителя образовательной организации в системе повышения квалификации. В докладе было представлено обоснование необходимости формирования проектной культуры у руководителей образовательных организаций как важного компонента управленческой компетентности руководителя. Особое внимание было уделено необходимости осуществления и развития проектной деятельности в образовательных организациях, так как проекты способствуют достижению целей образовательной организации не только в развитии материально-технической базы, но и в совершенствовании педагогического процесса, в развитии воспитательной системы, в повышении профессионально-педагогической компетентности всех субъектов.
На круглом столе выступили:
Илюшкова Н. Ф., начальник отдела образования Администрации городского округа г. Выксы, которая уделила внимание проблеме учета личностных качеств руководителя образовательной организации при осуществлении кадровой политики в системе образования района;
Царева Н.А., директор МАОУ СШ №2 г. Бор Нижегородской области, и рассказала о проблеме развития культуры сотрудничества в школе и поделилась своей точкой зрения по вопросу развития определенных личностных качеств не только у руководителей образовательной организации, но и у педагогов, состав которых устаревает;
Сатаева И.Г., директор Новинской СОШ, Богородского района Нижегородской области, которая говорила о роли личностного потенциала административного корпуса в развитии образовательной организации и о том, что современная школа – это, прежде всего, самообучающаяся образовательная организация;
Ярцева К. Ю., заместитель директора СОШ № 15 г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области, в докладе которой особое внимание было уделено нравственно-психологическому образу руководителя образовательной организации как фактору развития системы интеллектуального воспитания в школе.
Участники круглого стола проявили заинтересованность к научно-исследовательской деятельности кафедры и сделали ряд предложений по совершенствованию системы повышения квалификации руководителей ОО.
По итогам деятельности круглого стола была принята следующая резолюция:
- Расширить спектр дополнительных образовательных программ кафедры для руководителей ориентированных на их личностный рост;
- Включить дисциплины, посвященные развитию личностного потенциала управления, в УТП повышения квалификации руководителей ОО;
- Организовать и провести дистанционные курсы, ориентированные на развитие личностного потенциала руководителя, и расширить их тематику;
- Продолжить работу по совершенствованию диагностического инструментария для оценки, самооценки и саморефлексии личностных качеств руководителей образовательных организаций, а также кадрового резерва;
- Организовать проведение в рамках курсов и межсессионный период тренингов личностного роста, стрессоустойчивости и педагогического лидерства;
- Создать профессиональное сетевое интернет-сообщество руководителей ОО при кафедре;
- Разработать программу ДПО «Эффективный руководитель современной образовательной организации».