2
6
10
Подразделения

Итоги конкурса "Лучшие школы России - 2010"

 

 

Информация

об итогах проведения регионального этапа конкурса

"Лучшие школы России – 2010"

 

В соответствии с распоряжением правительства Нижегородской области от 27.10.2009 г. № 2653-р «О проведении в 2010 году в Нижегородской области Года Учителя» и приказом министерства образования Нижегородской области от 09.02.2010 г. № 107 "О региональном этапе конкурса "Лучшие школы России – 2010" в период с марта по апрель 2010 года проходил региональный этап конкурса "Лучшие школы России – 2010".

Конкурс проводился в целях повышения открытости и качества образования, усиления общественного участия в формировании и реализации образовательной политики, развития инноваций в образовании, распространения в системе общего образования передового педагогического и управленческого опыта.

Региональный этап конкурса «Лучшие школы России – 2010» проходил в три этапа:

- первый (заочный) этап (23 – 31 марта 2010 года);

- второй (очный) этап (21 – 23 апреля 2010 года);

- финал конкурса (30 апреля 2010 года).

Кроме того, 14 – 15 апреля 2010 года на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее – ГОУ ДПО НИРО) был организован установочный семинар.

 

 

1.                 Общие данные об участниках конкурса

Всего в оргкомитет конкурса были представлены материалы 16 муниципальных образовательных учреждений из 13 муниципальных образований.

Из них:

  • 5 городских (4 – г. Нижний Новгород, 1 – г. Арзамас);
  • 11 сельских (1 – Вадский муниципальный район, 1 – Богородский муниципальный район, 1 – Городецкий муниципальный район,                1 – Володарский муниципальный район, 1 – Шатковский муниципальный район, 1 – Уренский муниципальный район,                    1 – Ветлужский муниципальный район, 1 – Чкаловский муниципальный район, 1 – Семеновский муниципальный район, 1 – Б. Мурашкинский муниципальный район, 1 – Дивеевский муниципальный район).

Из них:

  • 12 средних общеобразовательных школ (11 – муниципальные районы Нижегородской области, 1 – Сормовский район),
  • 2 лицея (1 – г. Нижний Новгрод, 1 – г. Арзамас),
  • 2 гимназии (1 – Канавинский район, 1 – Ленинский район).

 

2.                 Содержательный аспект конкурса

Первый (заочный) этап предполагал экспертизу следующих конкурсных материалов: информационной карты участника конкурса с приложениями (презентационный видеоролик об общеобразовательном учреждении или мультимедийная презентация ОУ; буклет); программы развития ОУ; публичного отчета ОУ о реализации им программы развития. Критерии экспертизы представленных документов и уточняющие их индикаторы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критериальная база экспертизы первого (заочного) этапа

1. Уникальность и инновационный потенциал

1.Обоснованность инновационной идеи

2. Результаты образовательного процесса в соответствии с инновационной идеей

2. Результативность деятельности образовательного учреждения

1. Соответствие достигнутых ОУ результатов заявленным в Программе развития целям и задачам

2. Обоснованность дальнейших изменений и дополнений

3.Эффективность реализации направлений программы модернизации российского образования.

1. Степень вклада педагогического коллектива в развитие образования

2. Связь между направлениями инновационных изменений, заявленных в Программе развития и произведенными финансовыми расходами

(план-факт)

4. Репутация общеобразовательного  учреждения (на федеральном, региональном, муниципальном уровне)

Наличие динамики наград ОУ различного уровня и побед учителей и учащихся в олимпиадах, конкурсах

5. Тиражирование инновационных изменений в массовую практику

Представленность опыта на федеральном уровне (публикации, участие в конференциях и т.д.)

6. Культура представленных конкурсных материалов

1. Наличие общего стиля документов, презентаций

2. Соответствие приложений представленным материалам

 

Экспертиза конкурсных документов была направлена на выявление реального состояния жизнедеятельности образовательного учреждения. Представленные публичные отчеты и информационные карты показали, что в целом руководители школ - конкурсантов владеют умениями анализировать и обобщать итоги проделанной работы. Инновационные программы отражают современные образовательные тенденции и обладают возможностью их тиражирования в подобного типа учреждениях. При этом эксперты выделили следующие недостатки:

  • ряд представленных идей не являются уникальными, носят характер нормы для современной системы образования;
  • не все публичные отчеты содержат обоснование направлений дальнейшего развития ОУ;
  • масштаб диссеминации инновационного опыта ОУ во многих случаях ограничен уровнем муниципальной образовательной системы;
  • недостаточен уровень культуры оформления конкурсных материалов.

Победителями первого (заочного) этапа конкурса стали 10 участников, занявшие 5 первых рейтинговых мест по городским и 5 первых рейтинговых мест по сельским школам. Решением оргкомитета в состав участников второго (очного) этапа конкурса была введена еще одна сельская (Великовражская средняя общеобразовательная школа).

Участниками второго (очного) этапа конкурса стали:

Городские школы

  • Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №87 им. Л.И. Новиковой», г. Нижний Новгород
  • Муниципальное образовательное учреждение гимназия №2,                 г. Нижний Новгород
  • Муниципальное образовательное учреждение гимназия №184,             г. Нижний Новгород
  • Муниципальное образовательное учреждение лицей г. Арзамаса Нижегородской области
  • Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №156, г. Н. Новгород

Сельские школы

  • МОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа, Богородский муниципальный район
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вадская средняя общеобразовательная школа», Вадский муниципальный район
  • МОУ Тимирязевская средняя общеобразовательная школа, Городецкий муниципальный район
  • МОУ средняя общеобразовательная школа №58 п. Мулино, Володарский муниципальный район
  • МОУ Б. Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района Нижегородской области
  • Муниципальное образовательное учреждение Великовражская средняя общеобразовательная школа, Шатковский муниципальный район

 

Второй (очный) этап включал в себя конкурсные мероприятия, которые должны были продемонстрировать способность команды ОУ (состоящей из заместителей директора по учебно-воспитательной и по воспитательной работе; учителя – инноватора, чей опыт наиболее соответствует инновационной идее программы развития; учителя – председателя методического совета школы (руководителя ШМО (РМО); представителя от родителей) представлять опыт внедрения новых управленческих и педагогических инновационных идей, вырабатывать и защищать командное решение задачи в области образования.

1. Презентация итогов реализации программы развития ОУ - участников конкурса «Лучшие школы России - 2010» (устное выступление директора ОУ с мультимедийной презентацией: регламент - 7 минут, ответы членов команды на вопросы экспертов по содержанию выступления руководителя). В задачу экспертов входило выявить уровень способности оценивать, выбирать и воплощать наилучшие варианты организации образовательного процесса с учетом меняющихся социально-экономических условий. Критерии экспертизы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Критериальная база экспертизы презентации итогов

реализации программы развития

Умение анализировать и адаптировать инновационные идеи

1. Полнота и достоверность статистических данных для анализа

2. Соответствие выявленных проблем социально-образовательной ситуации ОУ

Способность к выявлению и обобщению инновационных идей

1. Четкость представления концептуальной идеи через формулирование миссии, цели и задач развития

2. Убедительность заявленных направлений развития

3. Четкость моделей выпускника, учителя и т.д.

Результативность и эффективность внедрения инновационной идеи

1. Обоснованность выбора критериев и показателей результативности и эффективности внедрения

2. Достоверность представленных данных (подтверждение фактическими материалами)

3. Обоснованность дальнейших шагов развития

Культура публичного выступления и умение взаимодействовать с аудиторией

1. Убедительность выступления руководителя ОУ

2. Качество мультимедийной презентации

3. Аргументированность и полнота ответов команды на вопросы

 

В выступлениях участников конкурса были представлены результаты, являющиеся основой для реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Готовность школ к переходу на новые образовательные стандарты была продемонстрирована через презентацию условий развития компетентности учащихся и их достижений. Все школы показали высокие результаты сдачи ЕГЭ. Во всех школах широко развита внеаудиторная занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Образовательные учреждения продемонстрировали развитую творческую среду для выявления и развития одаренных ребят. Инфраструктура школ – участниц конкурса уже сегодня имеет реальную отдачу, так как учебные заведения являются центрами творческой, интеллектуальной и спортивной жизни. Участники конкурса в той или иной мере продемонстрировали внедрение здоровьесберегающих технологий и формирование здорового образа жизни школьников. Кроме того, школы – конкурсанты отличаются сильным, опытным педагогическим коллективом. Необходимо отметить также высокое качество мультимедийных презентаций.

Наиболее яркими были выступления Н.Г. Соколовой, директора МОУ Б.Терсенской средней общеобразовательной школы Уренского муниципального района и Т.С. Калининой, директора МОУ гимназии № 2 города Н. Новгорода.

Среди недостатков можно выделить невысокую критичность представленного анализа.

2. Командное решение кейса – образовательной задачи ОУ - участников конкурса «Лучшие школы России - 2010».

Конкурсное мероприятие включало командную работу с кейсом - 30 мин.: поиск решения – 20 мин., защита (выступление спикера команды, вопросы экспертов и ответы членов команды) – 10 мин. Цель экспертизы: выявление способности команды ОУ вырабатывать и защищать решение поставленной в кейсе образовательной задачи. Критерии экспертизы представлены в таблице 3.

Таблица 3. Критериальная база экспертизы командного решения кейса

Нестандартность и вариативность решения кейса

1. Наличие вариантов (альтернатив), обоснованность (окончательного) принятого  решения

 

2. Оригинальность (креативность) выбранного решения

 

Умение вырабатывать единое групповое решение

1. Организация группового обсуждения

 

2. Организация  принятия командного решения

 

Способность аргументировано обосновать выбранный вариант

1. Предъявление содержательных аргументов

2. Выстраивание аргументов в логически понятную цепочку

 

Умение взаимодействовать с широкой аудиторией

1. Содержательность и корректность ответов на вопросы

 

2. Организованность команды при представлении результатов (управление участием команды в представлении результатов).

 

К сожалению, в целом конкурсанты продемонстрировали низкий уровень владения технологией принятия командного решения, невысокую степень оригинальности выбранных решений, а также неумение оперативно представлять принятые решения.

Высокую способность защищать командное решение задачи в области образования продемонстрировали команды Б. Терсенской средней общеобразовательной школы Уренского муниципального района (выступающий – учитель Ф.А.Жуков) и Лицея №87 города Нижнего Новгорода (выступающий – директор С.В. Кулева)

В соответствии с п. 2.10. Порядка проведения регионального этапа конкурса «Лучшие школы России – 2010» участниками финала конкурса стали школы – победители второго (очного) этапа (5 ОУ):

 

Городские школы

1.       Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 87 им. Л.И. Новиковой», г. Нижний Новгород

2.       Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 2, г.Нижний Новгород

3.       Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 184, г.Нижний Новгород

Сельские школы

1.       Муниципальное образовательное учреждение Б. Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района Нижегородской области

2.       Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вадская средняя общеобразовательная школа» Вадского муниципального района

 

Финал конкурса проходил на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области" и включал следующие конкурсные мероприятия:

  • Творческий конкурс - визитка "Школа, как открытая система…"
  • Творческий конкурс  "Модель ученика новой школы".

В творческом конкурсе-визитке "Школа, как открытая система…" принимали участие команды от образовательных учреждений в количестве до 7 человек. Продолжительность выступления до 6 минут.

Цель экспертизы: выявить способность команды ОУ к творческому представлению форм и содержания реализации государственного заказа на образование в данном образовательном учреждении (в любом жанре).                                              

Критерии: соответствие содержания выступления целевым установкам конкурса; авторское творчество по данному направлению; обзор достижений общеобразовательного учреждения по данному направлению; творческий замысел, оригинальность представления, режиссерское решение; артистичность, эмоциональный настрой; уровень музыкального и художественного оформления; рациональное использование отведенного для выступления времени.

Участники в целом продемонстрировали способность команд ОУ к творческому представлению идеи. В содержании выступлений были отражены: инновационная идея развития ОУ, способность реализовать современных требований к школе, уровень квалификационной подготовки кадров, технологии взаимодействия с обучающимися (выстраивание субъект - субъектных отношений).

Второе конкурсное задание "Модель ученика новой школы" включало: подготовку модели и её защиту. Цель экспертизы данного задания - выявить способность команды ОУ к импровизации, проявлению творчества, фантазии и изобретательности в обосновании модели ученика новой школы. Критериями оценки стали: оригинальность идеи; целостность содержания выступления; проявление творчества, фантазии, изобретательности; способность к импровизации.

В выступлениях команд наиболее полно была представлена компетентностная модель ученика новой школы, отразившая ожидаемый конечный результат образовательного процесса. При этом каждая из команд сумела обосновать уникальность своей модели.

Участников финала регионального этапа конкурса "Лучшие школы России - 2010" оценивало жюри, в состав которого вошли представители министерства образования Нижегородской области, профессорско-преподавательского состава государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет", руководитель образовательного учреждения – лауреата регионального этапа конкурса "Лучшие школы России – 2009" - директор МОУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и информационно – методического сопровождения» – призер всероссийского конкурса «Методическая служба – новой школе».

Результаты финала конкурса представлены в таблице 4:

Таблица 4. Итоги финала регионального этапа конкурса

«Лучшие школы России – 2010»

Наименование ОУ

I конкурс

II конкурс

Сумма баллов

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 2,

г. Нижний Новгород

44,0

40,3

84,3

(диплом I степени)

Муниципальное образовательное учреждение Б. Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района

43,0

40,3

83,3

(диплом II степени)

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 184,

г. Нижний Новгород

38,0

43,8

81,8

(диплом III степени)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вадская средняя общеобразовательная школа» Вадского муниципального района

39,4

39,6

79,0

(диплом финалиста)

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой», г. Нижний Новгород

40,3

38,3

78,6

(диплом финалиста)

 

По итогам финала областного конкурса состоялась церемония награждения победителей и финалистов конкурса, которым были вручены почетные дипломы министерства образования Нижегородской области и денежные премии.

Нижегородская областная организация профсоюза работников образования и науки РФ вручила почетные грамоты обкома профсоюза и денежные премии.

Участниками Всероссийского конкурса «Лучшие школы России – 2010» становятся победители конкурса, обладатели дипломов первой, второй и третьей степени:

  • Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 2, г. Нижний Новгород
  • Муниципальное образовательное учреждение Б. Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района
  • Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 184, г.Нижний Новгород

 

3. Выводы и предложения

3.1.Члены жюри отмечают положительные результаты первого (заочного) и второго (очного) этапов регионального этапа конкурса «Лучшие школы России – 2010»:

- включение новых этапов (введены публичные выступления на втором (очном) этапе и финале конкурса) и форм демонстрации опыта профессиональной деятельности конкурсантов (публичная презентация итогов реализации программы развития и публичное принятие управленческого решения в ходе решения кейс-задачи) содействовали повышению качества конкурсных мероприятий,

- конкурс может считаться одной из перспективных форм повышения квалификации и творческой поддержки управленческих кадров в системе образования Нижегородской области,

- сельские образовательные учреждения демонстрируют результаты не только сопоставимые, но и в некоторых аспектах превосходящие результаты городских школ.

  • Предложения и рекомендации:

1. Предложения по организации конкурса.

1.1. Предлагаем на заочном этапе конкурса оставить в качестве конкурсного материала только информационную карту участника конкурса с приложениями (без приложений); программу развития ОУ и публичный отчет ОУ о реализации им программы развития.

1.2. Предлагаем не разделять рейтинги ОУ – участников конкурса в финале на сельские и городские. Победителями объявлять три общеобразовательных учреждения, набравших наибольшее количество баллов по результатам конкурса.

1.3. С целью мотивирования к участию в конкурсе предлагаем увеличить призовой фонд конкурса до 200 000 рублей.

2. Рекомендации:

2.1. Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов области:

- рассмотреть итоги регионального этапа конкурса «Лучшие школы России – 2010» на совещаниях руководителей образовательных учреждений;

- усилить внимание к уровню профессиональной готовности будущих конкурсантов и качеству представления материалов на областной конкурс;

- использовать потенциал победителей и участников конкурса при подготовке и проведении районных (городских) мероприятий, а также для организации методической работы по развитию инновационной деятельности в муниципальной системе образования.

2.2. Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования":

- рассмотреть вопрос о создании системы научно-методического сопровождения конкурса, включая дополнительную профессиональную образовательную программу подготовки конкурсантов в объеме 108 учебных часов.

 

Информация подготовлена кафедрой теории и практики управления образованием государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования"

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph