30 августа на кафедре педагогики и андрагогики состоялась брифинг-презентация научно-практического
альманаха «Нижегородские авторские школы: от инновационной идеи к практике
инновационного образования».
За 5 лет работы ФИП «Проектно –
сетевой институт инновационного образования» проектной командой Нижегородского
института развития образования и педагогической общественностью вышеперечисленных
школ была создана яркая палитра интересных и перспективных идей построения инновационных
практик общего образования. В них отразилась и самобытность нижегородской
образовательной реальности, и, в тоже время, индивидуальность каждой школы в
едином концептуальном пространстве Проектно-сетевого института инновационного
образования.
Эти идеи стали основой
уникального издания - научно-практического альманаха «Нижегородские авторские
школы: от инновационной идеи к практике инновационного образования». Альманах описывает
технологию проектирования и раскрывает типологию авторских моделей школ:
гуманитарных, проектно – технологических, социокультурных образовательных
моделей, а также моделей управления и соорганизации позиций субъектов
образовательной деятельности.
По своей сути представленные в
альманахе авторские модели – это варианты реализации разных возможностей
осуществления в образовательной практике главной цели инновационного образования
– развитие «человеческого потенциала» и «гуманитарного капитала» общества как
потенциально неисчерпаемого ресурса культурно-исторического развития каждой
личности и общества в целом. Залогом воплощения данных моделей как новой
образовательной реальности является проектно – сетевая парадигма образования,
определяющая сетевой тип организации в качестве высшей и самой эффективной
формой соорганизации субъектов инновационной деятельности, позволяющей
создавать особые инновационные площадки, где капитализируются различные ресурсы
за счет того, что каждый участник сети привносит свой опыт, версии, проблемы.
Уже в обложке альманаха
читатель сталкивается с символикой Нижегородских авторских школ. Это имеющая
необычную и узнаваемую форму Чкаловская лестница – один из символов Нижнего
Новгорода и одновременно знак бесконечности - символ бессмертия, вечности и
мудрости; обращенные друг к другу здания в форме открытых книг, символизирующие
диалог культур, подходов, идей, открытость к сотрудничеству; ребенок, развитие которого
есть основная цель, миссия, сверхзадача образования как социального института;
очки в руках мальчика, являющиеся символом отточенного взгляда образованного
искателя и представляющие образ «виртуальной реальности», позволяющей из
настоящего одновременно видеть и прошлое, и будущее; река Волга – еще один символ
Нижнего Новгорода и в широком смысле любая река есть символ времени и
необратимых процессов (Гераклит); и, наконец, чайки - образ вольной птицы
символизирующий стремление человека к свободе, и кроме того Чайка по имени
Джонатан Ливингстон – герой одноименного произведения американского писателя
Ричарда Баха, есть символ беспредельных возможностей того, кто умеет мечтать,
верит в совершенство и любит жизнь.
В статьях альманаха, авторами
которых являются непосредственные разработчики и проектанты концептуальных идей
построения инновационных практик общего образования четко прослеживаются две
основные характеристики Нижегородских авторских школ: социально ответственная
позиция, выражающая сознательное отношение субъекта социальной деятельности к
требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач,
норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для
определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества;
и профессионально – деятельностная позиция лидера инновационного движения в региональной
системе образования, готового ставить и решать круг сверхсложных задач, что
ярко проявляется в высокой активности и высоком качестве участия этих школ в
ПНП «Образование», различных региональных, федеральных и международных
проектах, а также в направленности вектора развития нижегородских авторских
школ в будущее, на конкурентоспособность их педагогов и выпускников.
