Мастер-класс
«Дидактика
развивающего образования»
памяти В.В.
Давыдова
20 марта 2017 года на базе МАОУ «Школа с углубленным
изучением отдельных предметов №85» Сормовского района
г. Нижнего Новгорода как стажерской площадки кафедры педагогики и андрагогики и
федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевого института инновационного
образования» состоялась событийная встреча, посвященная В.В. Давыдову. Именно 19
марта 1998 года не стало выдающегося отечественного Педагога XX века, создавшего образовательную систему
развивающего обучения и теорию учебной деятельности, и эта встреча – дань его
светлой памяти.
В.В. Давыдов являлся известным противником традиционной
системы обучения: он отрицал концентрический способ построения учебных программ,
не признавал универсальность использования конкретной наглядности в начальной
школе, отстаивая на уроке коллективную мыследеятельность,
диалог, дискуссию, деловое общение детей, свободу выбора и вариативность
домашних заданий, имеющих творческий характер. Основными принципами его подхода,
которые отражают всю ценность методологии развивающего обучения, является применение
в рамках проектируемого учебного занятия дедукции на основе содержательных
обобщений, содержательного анализа и содержательного абстрагирования, теоретического
содержательного обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, содержательной
рефлексии.
Мы считаем, что лучшей памятью В.В. Давыдова должно стать проведение
учебных занятий по программе развивающего обучения.
Слушатели кафедры теории и практики управления
образованием, пришедшие в школу на стажировку, в рамках событийной встречи получили
возможность увидеть два учебных занятия в классах, работающих по технологии
развивающего обучения:
1. Урок математики в первом классе (учитель начальных
классов Н.А. Никифорова) по теме «Часть и целое. Отношение частей и целого» был
посвящен решению частных задач по применению открытого способа. На предыдущих
уроках учащиеся освоили способ нахождения целого и его части. На данном уроке
им предстояло выполнить различные задания на применение способа нахождения
целого и его частей, переводя предметно-практические действия в графическую и
знаково-буквенную модели, а затем перейти к конструированию нового понятия –
уравнения. Ребята открыли для себя способ обозначения неизвестной величины в
уравнении и учились читать уравнения, находить в каждом уравнении неизвестную
величину, определять, чем она будет являться целым или частью.
2. Урок русского языка «Омонимия сравнительной
степени наречий и прилагательных» в шестом классе (учитель русского языка и
литературы Э.В. Талецкая) демонстрировал попытку
перехода в основной школе от учебных задач к учебно-исследовательским и
учебно-проектным задачам. На уроке было выявлено противоречие между имеющимся у
учащихся знанием о том, что наречия — неизменяемые слова: они не склоняются и
не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам и
обнаруженным фактом, что есть такие наречия, которые имеют сравнительную
степень, образуемую синтаксически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е,-же. Была выдвинута
гипотеза, что сравнительная степень характерна не для всех наречий, а только
для качественных, образованных от прилагательных. В ходе урока учащиеся с
помощью педагога сумели доказать эту гипотезу и внести соответствующие
корректировки в имеющуюся модель части речи «наречие».
В завершении событийной встречи заведующая кафедрой
педагогики и андрагогики Г.А. Игнатьева представила мастер-класс по гуманитарной
экспертизе учебного занятия развивающего типа, и подводя итог встречи, процитировала слова В.В. Давыдова о том, что «в современных условиях обучения
традиционная формула «знаю, но еще не умею» трансформируется в формулу «не умею
– значит, не знаю». Только становясь субъектом собственных действий и собственной
деятельности, человек впервые обретает возможность проектировать Будущее».
