Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Cвязь времен. Мариенгоф - Прилепин.

«Для того, кто не знает, кто такой Мариенгоф,
скажу, что он был очень редкой птицей
в русской литературе. Редкий персонаж…»
(Захар Прилепин)

25 февраля 2016 года в Нижнем Новгороде состоялось открытие мемориальной доски поэту и писателю Анатолию Мариенгофу. Представитель библиотеки ГБОУ ДПО НИРО Н.В. Щепкина побывала на этом мероприятии и сделала несколько эксклюзивных фотографий с места события.

Идея увековечить память известного литератора, возникшая несколько лет назад, принадлежит известному писателю Захару Прилепину. Памятный барельеф из белого мрамора был установлен на стене дома, в котором Мариенгоф проживал с рождения до 1913 года, по адресу: ул. Большая Покровская, д. 10В.

В течение долгого времени З. Прилепин занимался изучением творчества Анатолия Мариенгофа. На открытии памятника он отметил:

"Для меня это действительно великий день. В 15-летнем возрасте я впервые прочел роман Мариенгофа "Циники", и с тех пор любовь к его творчеству с годами не проходит, а только усиливается"
З. Прилепин

Анатолий Борисович Мариенгоф родился 6 июля 1897 года в Нижнем Новгороде. Родители его происходили из семей разорившихся дворян. Еще в детстве будущий писатель перечитал практически всю русскую классическую литературу.
В 1918 году судьба сводит Мариенгофа с Сергеем Есениным, и между ними зарождается дружба, сыгравшая важную роль в их судьбах. «Мы жили вместе, – вспоминал Анатолий Борисович, – и писали за одним столом. …Года четыре кряду нас никто не видел порознь. …Стихи мы выпускали под одной обложкой и посвящали их друг другу».

Именно Мариенгоф и Есенин стояли у истоков нового направления в поэзии – имажинизма.
Творчество А. Мариенгофа привлекало внимание критиков и литературоведов, о нем писали Б. Окуджава, И. Бродский, В. Полонский, Г. Адамович и многие другие. Но основное внимание все же уделялось его человеческим качествам, а творчество исследовалось мало.

"Если бы меня спросили, что в жизни необходимей – хлеб, нефть, каменный уголь или литература, я бы, не колеблясь, ответил – литература".
А. Мариенгоф

Постепенно поэзия уходит из творчества А. Мариенгофа, и ее место занимает проза. Его романы являлись яркими образцами русской прозы 1920-х годов, с их поиском нового героя, форм выражения мира и переживаний человека на фоне исторических событий.

Самый известный роман «Циники» И. Бродский назвал лучшим русским романом. В нем, несмотря на небольшой объем, А. Мариенгоф отразил всю палитру отношения общества к революции 1917 года.

Художественная проза А. Мариенгофа не была оценена по достоинству ни его современниками, ни в последующие эпохи. В настоящее время почти забытое творчество А. Мариенгофа возвращается к читателю. После долгого перерыва начали переиздавать его стихи, художественные произведения, мемуары, пьесы. Начался процесс объективного изучения места А. Мариенгофа в истории русской литературы.

"Мариенгоф - это личность для русской литературы, друг Сергея Есенина, и он достоин мемориальной доски в родном городе"
З. Прилепин

После церемонии открытия Захар Прилепин провел творческую встречу с читателями, посвященную творчеству Анатолия Мариенгофа, где презентовал свои книги.

Мариенгоф, А.Б. Собрание сочинений в трех томах (4 книги) / А.Б. Мариенгоф; сост. З. Прилепин. – Москва : Книжный Клуб Книговек, 2013

Данное издание является первым собранием сочинений писателя, где в наиболее полной форме представлено все его литературное наследие: от произведений для детей до пьес и мемуаров.
В первый том собрания сочинений включены стихи разных лет, драмы, произведения для детей, статьи, очерки, коллективные манифесты имажинистов и личная переписка А. Б. Мариенгофа.
В первую книгу второго тома включены наиболее яркие прозаические произведения писателя, в том числе знаменитые романы "Циники" и "Бритоголовый человек".
Во вторую книгу второго тома включено мемуары, ярко описывающие эпоху автора, его судьбу и жизнь его выдающихся современников. В третий том собрания сочинений вошли пьесы А. Б. Мариенгофа.

Прилепин, З. Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевистской эпохи: Анатолий Мариенгоф. Борис Корнилов. Владимир Луговской / З. Прилепин. – Москва : Молодая гвардия, 2015. – 373 с. – (Жизнь замечательных людей).

Трёх героев этой книги, казалось бы, объединяет только одно: в своё время они были известными советскими поэтами. Всё остальное — происхождение, творческая манера, судьба — разное. Автор находит в биографиях столь непохожих поэтов главное, что их связывает: все они были свидетелями великих и трагических событий русской истории ХХ века — не прятались, не отворачивались от них и сумели отразить их в своём творчестве. Стихи этих поэтов звучат в наше время современно и даже злободневно.

Поэты ХХ века: П. Васильев. С. Есенин. Б. Корнилов. В. Луговской. А. Мариенгоф : антология в 5 книгах / сост. З. Прилепин. – Москва : Молодая гвардия, 2015. – (Библиотека Захара Прилепина).

Совместный проект издательства «Молодая гвардия» и писателя Захара Прилепина предполагает выпуск книг стихов как знаменитых, так и недооцененных современниками поэтов, каждый из которых предстанет перед читателем во всем творческом многообразии. З. Прилепин в этом проекте выступает как составитель сборников и автор предисловий к ним. Первые пять книг библиотеки включают в себя произведения Сергея Есенина, Анатолия Мариенгофа, Павла Васильева, Бориса Корнилова и Владимира Луговского.

"Анатолий Мариенгоф - это редкое явление в русской литературе. Он сочетал в себе и авангардизм, и модернизм, и все ценности, которые мы все уважаем".
(З. Прилепин)

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть