«Постмодернизм, чей стиль явился логическим порождением безверия, в преломлении Елизарова изживает себя изнутри»
«… Первое появление имени Михаил Елизаров – 2001 г., с выходом сборника рассказов и повести «Ногти»….
Реакция зарубежной критики - «ужастик» о постсоветской России….
Русской …– пасквиль на современную действительность и доказательство психической ущербности автора…
2008 г. – Букеровская премия за роман « Библиотекарь»…
На литературном поле М.Елизарову отводится роль «сорокинского клона»….
В целом все критики сходятся во мнении, что творчество Елизарова есть свидетельство кризиса в художественной литературе. Главный прием Елизарова заключается в намеренном использовании стилистики одной художественной традиции при работе над материалом, содержанием другой…
Романы «Библиотекарь» и « Pasternak» следует воспринимать как фиксацию момента завершения и разрушения целой идеологии…» (Погорелая, Е. «…кровавый отсвет в лицах есть…»: Михаил Елизаров //Вопросы литературы.-2009.-№3.- С.135-148).
«М. Елизарову удается отразить целую эпоху, выпукло и живо описать атмосферу, царящую в глубинке современной России, воссоздать «мир постсоветского человека»
«…Мир «Библиотекаря» - это период распада СССР и первые годы становления новой России, отмеченные жестокостью и беззаконием.
Книги заурядного писателя советской эпохи становятся иконами для людей, не сумевших понять и принять новую действительность, поскольку в них воскрешаются дух и плоть советского времени. Это что-то вроде психотерапии, или «библиотерапии», излечивающей от нервно-психических заболеваний. Люди, вошедшие в узкий круг (библиотеки) обладателей этих книг, вновь обретали жизненный ориентир, ради которого стоило жить и умирать… (Жиронкина, О. М. Елизаров: «Библиотекарь» (рецензия) // Вопросы литературы. - 2009. - №3. - С. 118-122)
«На фоне дрейфа игровых понятий и установок в художественную литературу Елизаров как будто подготавливает создание электронной игрушки на основе своего романа»
… «Библиотекарь» - боевик с очевидными признаками социальной научной фантастики. От общей массы русскоязычной постмодернистской литературы «Библиотекарь» отличается так, как в школе отличается «уд» от «неуда».
Несколько книжек третьестепенного советского писателя Д.Громова оказываются артефактами, которые способны при непрерывном и внимательном чтении разбудить в человеке невероятные способности….Непостижимый шифр на несколько часов вводит читателя в паранормальное состояние… . С особенной силой книжный наркотик действует на людей немолодых, на маргиналов, на одиночек со сломанной жизнью.
В сущности Елизаров пытается вторично похоронить советский миф, возродившийся в условиях «красного ренессанса» наших дней. Возможно, автор обрел благоволение букеровского жюри именно за то, что ударил по «новым красным»… (Володихин, Д. Боец в линолеумном панцире // Д. Володихин, Д. Коваленко, К. Кокшенева, С. В. Алексеев о произведениях: «Библиотекарь» М.Елизарова, «Асан» В.Маканина, «Рита Шмидт. Кто угодно» Ю. Буйды, «Господа и товарищи» А. Сегеня : литературная критика // Москва.-2009.-№2.-С.190-193.)
«В целом мировоззренческие высказывания Елизарова – видимо, просто чутко уловленные модные тренды»
« …Один из них – левый миф об СССР, возвращение к романтике коммунизма, «долой неравенство», «господа все в Париже». Другой - православный фундаментализм, «долой либеральную вседозволенность», «возродим христианскую нравственность». Но два первых тренда вступают в решительное противоречие с писательской стратегией, направленной на то, чтобы шокировать читателей. Изобретательность и сладострастие, с которым автор описывает сцены насилия и изуверства, внушает сомнение в правомерности его рассуждений об идеалах духовности и христианских нормах воспитания.
В вину Елизарову ставят актуализацию советского мифа, романтизацию СССР, реабилитацию соцреализма и всего советского, но получилось у него нечто противоположное. Те качества, которые прославляются советской литературой – дружба, мужественность, самоотверженность, героизм, жертвенность - присущи сектантам. И чем они оборачиваются? Изуверством, с которым люди лупят друг друга молотками, кувалдами, топорами и лопатами под «музыку Пахмутовой, слова Добронравова».
Роман прочесть стоит. На Букера не тянет. Но можно и в положение жюри войти: оно оказалось в роли грибника, отправившегося по грибы в неурожайный год…».(Латынина, А. Случай Елизарова / А. Латынина // Новый мир.-2009.-№4.-С.165-173.)
Е.Сидоров, председатель жюри премии Русский Буккер» 2008 г. : «Я убежден, что «Русский Букер» не должен сторониться так называемой альтернативной литературы…. В конечном счете, все решает … художественное дарование и …проникновение в глубину человеческой души и сознания»... (Кособок, М. Кризис в экономике… А как в литературе?//Литература.-2009.-№1.-С.2-3).
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть