
«Постмодернизм,
чей стиль явился логическим порождением безверия, в преломлении Елизарова
изживает себя изнутри»
«… Первое появление имени Михаил Елизаров – 2001 г., с выходом сборника
рассказов и повести «Ногти»….
Реакция зарубежной
критики - «ужастик» о постсоветской
России….
Русской …– пасквиль на современную действительность и
доказательство психической ущербности автора…
2008 г.
– Букеровская премия за роман « Библиотекарь»…
На литературном поле М.Елизарову отводится роль «сорокинского клона»….
В целом все критики сходятся во мнении, что творчество
Елизарова есть свидетельство кризиса в художественной литературе. Главный прием
Елизарова заключается в намеренном использовании стилистики одной
художественной традиции при работе над материалом, содержанием другой…
Романы
«Библиотекарь» и « Pasternak»
следует воспринимать как фиксацию
момента завершения и разрушения целой идеологии…» (Погорелая,
Е. «…кровавый отсвет в лицах есть…»: Михаил Елизаров
//Вопросы литературы.-2009.-№3.- С.135-148).
«М. Елизарову удается отразить целую
эпоху, выпукло и живо описать атмосферу, царящую в глубинке современной России,
воссоздать «мир постсоветского человека»
«…Мир «Библиотекаря» - это период распада СССР и первые годы
становления новой России, отмеченные жестокостью и беззаконием.
Книги заурядного
писателя советской эпохи становятся иконами
для людей, не сумевших понять и принять новую действительность,
поскольку в них воскрешаются дух и плоть советского времени. Это что-то вроде психотерапии, или «библиотерапии», излечивающей от нервно-психических
заболеваний. Люди, вошедшие в узкий круг (библиотеки) обладателей
этих книг, вновь обретали жизненный ориентир, ради которого стоило жить и умирать… (Жиронкина, О. М. Елизаров: «Библиотекарь» (рецензия) // Вопросы литературы. -
2009. - №3. - С. 118-122)
«На фоне дрейфа игровых понятий и
установок в художественную литературу Елизаров как будто подготавливает
создание электронной игрушки на основе своего романа»
… «Библиотекарь» - боевик с очевидными
признаками социальной научной фантастики. От общей массы русскоязычной
постмодернистской литературы «Библиотекарь» отличается так, как в школе
отличается «уд» от «неуда».
Несколько книжек
третьестепенного советского писателя Д.Громова оказываются артефактами, которые
способны при непрерывном и внимательном чтении разбудить в человеке невероятные
способности….Непостижимый шифр на несколько часов вводит читателя в паранормальное состояние… . С
особенной силой книжный наркотик действует на людей немолодых, на маргиналов,
на одиночек со сломанной жизнью.
В сущности Елизаров
пытается вторично похоронить советский миф, возродившийся в условиях «красного
ренессанса» наших дней. Возможно, автор обрел благоволение
букеровского жюри именно за то, что ударил по «новым красным»… (Володихин, Д. Боец в линолеумном панцире // Д.
Володихин, Д. Коваленко, К. Кокшенева, С. В. Алексеев о произведениях: «Библиотекарь» М.Елизарова, «Асан»
В.Маканина, «Рита Шмидт. Кто угодно» Ю. Буйды, «Господа и товарищи» А. Сегеня : литературная критика //
Москва.-2009.-№2.-С.190-193.)
«В целом мировоззренческие высказывания
Елизарова – видимо, просто чутко уловленные модные тренды»
« …Один из них –
левый миф об СССР, возвращение к романтике коммунизма, «долой неравенство»,
«господа все в Париже». Другой - православный
фундаментализм, «долой либеральную вседозволенность», «возродим христианскую
нравственность». Но два первых тренда вступают в решительное противоречие с
писательской стратегией, направленной на то, чтобы шокировать читателей. Изобретательность и
сладострастие, с которым автор описывает сцены насилия и изуверства, внушает
сомнение в правомерности его рассуждений об идеалах духовности и христианских
нормах воспитания.
В вину Елизарову ставят актуализацию советского мифа,
романтизацию СССР, реабилитацию соцреализма
и всего советского, но получилось у него нечто противоположное. Те качества, которые прославляются советской литературой – дружба,
мужественность, самоотверженность, героизм, жертвенность - присущи сектантам. И чем они
оборачиваются? Изуверством, с которым люди лупят друг
друга молотками, кувалдами, топорами и лопатами под «музыку Пахмутовой,
слова Добронравова».
Роман прочесть
стоит. На Букера не тянет. Но можно и в положение
жюри войти: оно оказалось в роли грибника, отправившегося по грибы в
неурожайный год…».(Латынина, А. Случай Елизарова / А. Латынина
// Новый мир.-2009.-№4.-С.165-173.)
Е.Сидоров, председатель жюри премии
Русский Буккер» 2008 г. : «Я убежден, что «Русский Букер»
не должен сторониться так называемой альтернативной литературы…. В конечном
счете, все решает … художественное дарование и …проникновение в глубину
человеческой души и сознания»... (Кособок, М. Кризис в
экономике… А как в литературе?//Литература.-2009.-№1.-С.2-3).