Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
6
9
Подразделения

Михаил Елизаров

«Постмодернизм, чей стиль явился логическим порождением безверия, в преломлении Елизарова изживает себя изнутри»

 «… Первое появление  имени Михаил Елизаров – 2001 г., с выходом сборника рассказов и повести «Ногти»….

Реакция  зарубежной критики  - «ужастик» о постсоветской России….

Русской …– пасквиль на современную действительность и доказательство психической ущербности автора…

2008 г. – Букеровская премия за роман « Библиотекарь»…

На литературном поле М.Елизарову отводится роль «сорокинского клона»….

В целом все критики сходятся во мнении, что творчество Елизарова есть свидетельство кризиса в художественной литературе. Главный прием Елизарова заключается в намеренном использовании стилистики одной художественной традиции при работе над материалом, содержанием другой…

Романы «Библиотекарь»  и « Pasternak» следует воспринимать как  фиксацию момента завершения и разрушения целой идеологии…» (Погорелая, Е.  «…кровавый отсвет в лицах есть…»: Михаил Елизаров //Вопросы литературы.-2009.-№3.- С.135-148).

 

«М. Елизарову удается отразить целую эпоху, выпукло и живо описать атмосферу, царящую в глубинке современной России, воссоздать «мир постсоветского человека»

«…Мир «Библиотекаря» - это период распада СССР и первые годы становления новой России, отмеченные жестокостью и беззаконием.

   Книги заурядного писателя советской эпохи становятся иконами  для людей, не сумевших понять и принять новую действительность, поскольку в них воскрешаются дух и плоть советского  времени. Это что-то вроде психотерапии, или «библиотерапии», излечивающей от нервно-психических заболеваний. Люди, вошедшие в узкий круг (библиотеки) обладателей этих книг, вновь обретали жизненный ориентир, ради которого стоило жить и умирать… (Жиронкина, О.   М. Елизаров: «Библиотекарь» (рецензия) // Вопросы литературы. - 2009. - №3. - С. 118-122)

 

«На фоне дрейфа игровых понятий и установок в художественную литературу Елизаров как будто подготавливает создание электронной игрушки на основе своего романа»

 …  «Библиотекарь» - боевик с очевидными признаками социальной научной фантастики. От общей массы русскоязычной постмодернистской литературы «Библиотекарь» отличается так, как в школе отличается «уд» от «неуда».

    Несколько книжек третьестепенного советского писателя Д.Громова оказываются артефактами, которые способны при непрерывном и внимательном чтении разбудить в человеке невероятные способности….Непостижимый шифр на несколько часов вводит читателя в паранормальное состояние… . С особенной силой книжный наркотик действует на людей немолодых, на маргиналов, на одиночек  со сломанной жизнью.

   В сущности Елизаров пытается вторично похоронить советский миф, возродившийся в условиях «красного ренессанса» наших дней. Возможно, автор обрел благоволение букеровского жюри именно за то, что ударил по «новым красным»… (Володихин,  Д.  Боец в линолеумном панцире // Д.  Володихин, Д. Коваленко, К. Кокшенева, С. В. Алексеев о произведениях: «Библиотекарь» М.Елизарова, «Асан» В.Маканина, «Рита Шмидт. Кто угодно» Ю. Буйды, «Господа и товарищи» А. Сегеня : литературная критика // Москва.-2009.-№2.-С.190-193.)

 

«В целом мировоззренческие высказывания Елизарова – видимо, просто чутко уловленные модные тренды»

« …Один из них – левый миф об СССР, возвращение к романтике коммунизма, «долой неравенство», «господа все в Париже». Другой -  православный фундаментализм, «долой либеральную вседозволенность», «возродим христианскую нравственность». Но два первых тренда вступают в решительное противоречие с писательской стратегией, направленной на то, чтобы  шокировать читателей. Изобретательность и сладострастие, с которым автор описывает сцены насилия и изуверства, внушает сомнение в правомерности его рассуждений об идеалах духовности и христианских нормах воспитания.

  В вину Елизарову   ставят актуализацию советского мифа, романтизацию СССР, реабилитацию соцреализма  и всего советского, но получилось у него нечто противоположное. Те качества, которые прославляются советской литературой – дружба, мужественность, самоотверженность, героизм, жертвенность -  присущи сектантам. И чем они оборачиваются? Изуверством, с которым люди лупят друг друга молотками, кувалдами, топорами и лопатами под «музыку Пахмутовой, слова Добронравова».

   Роман прочесть стоит. На Букера не тянет. Но можно и в положение жюри войти: оно оказалось в роли грибника, отправившегося по грибы в неурожайный год…».(Латынина, А. Случай Елизарова / А. Латынина // Новый мир.-2009.-№4.-С.165-173.)

 

Е.Сидоров, председатель жюри премии Русский Буккер» 2008 г. : «Я убежден, что «Русский Букер» не должен сторониться так называемой альтернативной литературы…. В конечном счете, все решает … художественное дарование и …проникновение в глубину человеческой души и сознания»... (Кособок, М. Кризис в экономике… А как в литературе?//Литература.-2009.-№1.-С.2-3).

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph