3
8
10
Новости

Антропологический принцип развития человека в условиях информационной образовательной среды

Антропологический принцип развития человека в условиях информационной образовательной среды

В последнее время в образовательной реальности получили широкое распространение такие политические идеологемы как - «Наша новая школа», «Школа будущего», «Школа ХХ1 века» и т.п. В практике Нижегородского образования данная тенденция получила свое воплощение в следующих «брендах»: «Нижегородская инновационная школа», «Нижегородская электронная школа», «Нижегородская школа – территория здоровья» и т.п.

Учитывая, что данные идеологемы уже получили определенное институциональное оформление в виде утвержденных статусов инновационных, стажерских площадок разного уровня, наступило время принципиального различения ключевых методологических ориентиров построения различных образов новой Нижегородской школы.

С момента присвоения в 2012 году статуса ФИП Минобрнауки РФ «Проектно-сетевой институт инновационного образования» кафедра педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО определилась с основным направлением построения инновационной школы как школы антропопрактик.

В качестве базового методологического основания и ведущей ценностной установки был выбран антропологический принцип, предзадающий цели, определяющий задачи, объект и предмет данной работы, ее смысл и последовательную логику, а также критерии экспертизы антропопрактик.

В педагогическом приложении антропологический принцип представляет собой теорию и практику выращивания и формирования в образовательных процессах субъектных способностей человека, то есть способностей управлять своими действиями, реально – практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий

Важно отметить, что выращивание и формирование базовых способностей человека возможно лишь при определенных обстоятельствах и условиях, которые натурально не существуют, их всегда необходимо создавать или проектировать, что и определяет суть фундаментальной антрополого-педагогической деятельности.

Одним из таких условий, играющих ключевую роль в построении новой модели отечественной школы, определенной в ФГОС общего образования, является информационно – образовательная среда.

Ориентируясь на представление о становлении субъектности человека как результирующей совокупности естественных и искусственных процессов (В.И. Слободчиков, Павлов И.С., Швецов В.В., Парамонов А.И., Скворчевский К.А., Зверев С.М.), мы полагаем, что различные антропопрактики образования как практики развития сущностных сил человека могут быть типологизированы в две базовые группы, между которыми может возникать множество различных корреляций и комбинаций: а) практики естественного приспособления к среде и включения в процессы в ней протекающие, и б) практики искусственного преобразования среды в соответствии с собственными замыслами или внутренними устремлениями.

Информационное представление образовательной среды в трактовке Ю.Г. Коротенкова предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное, упорядоченное. Пространственная модель информационно – образовательной среды школы представляет собой совокупность трех взаимосвязанных областей, включающих личную, внутреннюю, а также внешние области ИОС. Внутренняя область представлена ресурсами школьной локальной сети, в которую включены автоматизированные рабочие места учителя и руководителя, школьная медиатека, творческие мастерские, цифровые лаборатории и др. Внешняя область информационно – образовательной среды включает все множество внешних информационных ресурсов, доступных участникам образовательных отношений. В ее состав включены сетевые социально-педагогические сообщества, сетевые хранилища электронных образовательных ресурсов, сетевые лектории, сайт школы, который «презентует» ее во внешней среде и прочее.

В контексте данного сообщения особый интерес для построения антропропрактик представляет личная информационно – образовательная среда каждого субъекта образования, которая являясь частью ИОС школы, должна быть не только методически управляемой с ее стороны, но и самоорганизуемой на уровне личности этого субъекта.

Если рассматривать информационно – образовательную среду как содержательно – организационное пространство, в котором в условиях информационного общества наиболее эффективно реализуются обозначенные выше базовые типы антропопрактик и их многообразные вариации, а значит формируется субъектность и оформляется тип отношения человека к миру, то вслед за разработчиками антропологического принципа, можно выделить следующие компоненты личной информационно – образовательной среды или пространства становления субъектности:

- витальность – пространство естественных процессов, где ИОС является неким фоном протекания натуральных процессов жизнедеятельности человека в образовательной среде;

- творчество – пространство естественно – искусственных процессов, развития новых возможностей, раскрытия новых инструментов созидания, осознание себя, предоставляемых информационно – образовательной средой, в том числе и непрерывное созидание и изменение ее самой;

- мышление – пространство искусственных процессов, где информационно – образовательная среда выступает в качестве инструмента, позволяющего человеку осуществлять переход (трансцендирование) от работы с объектами, процессами, структурами в натуральном виде к работе с замещающими их моделями, образами, что позволяет соотнести организацию собственной деятельности с организацией мышления;

- деятельность – пространство искусственно – естественных процессов, где предметом преобразования выступает сама действительность человека.

Учитывая самодовлеющий статус, который приобретают информационные среды в постиндустриальном обществе, постоянно расширяя свой объем и плотность, все более наращивая качества «неопределенности», требуя от человека для адекватного взаимодействия с ней освоения принципов и техник особого рода, мы подошли к принципиально новому пониманию ИКТ – компетентности человека ХХI века: овладение кардинально новыми способами организации как самой информационной среды, так и взаимодействия с ней.

В этом плане применение антропологического принципа к проектированию информационно – образовательной среды означает ее рассмотрение как уникального «полигона» освоения человеком способов управления многообразием современного мира. Она предоставляет человеку шанс прожить множество действительностей, и пройдя через их многообразие, проявиться в качестве самостоятельного субъекта, полностью определяющего траекторию собственной жизни.

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph