Антропологический
принцип развития человека в условиях информационной образовательной среды
В последнее время в
образовательной реальности получили широкое распространение такие политические идеологемы как - «Наша новая школа», «Школа будущего»,
«Школа ХХ1 века» и т.п. В практике Нижегородского образования данная тенденция
получила свое воплощение в следующих «брендах»: «Нижегородская инновационная
школа», «Нижегородская электронная школа», «Нижегородская школа – территория
здоровья» и т.п.
Учитывая, что данные идеологемы уже получили определенное институциональное
оформление в виде утвержденных статусов инновационных, стажерских площадок
разного уровня, наступило время принципиального различения ключевых
методологических ориентиров построения различных образов новой Нижегородской
школы.
С момента присвоения в 2012
году статуса ФИП Минобрнауки РФ «Проектно-сетевой
институт инновационного образования» кафедра педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО
НИРО определилась с основным направлением построения инновационной школы как
школы антропопрактик.
В качестве базового
методологического основания и ведущей ценностной установки был выбран
антропологический принцип, предзадающий цели,
определяющий задачи, объект и предмет данной работы, ее смысл и последовательную
логику, а также критерии экспертизы антропопрактик.
В педагогическом приложении
антропологический принцип представляет собой теорию и практику выращивания и
формирования в образовательных процессах субъектных способностей человека, то
есть способностей управлять своими действиями, реально – практически
преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать
намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий
Важно отметить, что выращивание
и формирование базовых способностей человека возможно лишь при определенных
обстоятельствах и условиях, которые натурально не существуют, их всегда
необходимо создавать или проектировать, что и определяет суть фундаментальной
антрополого-педагогической деятельности.
Одним из таких условий,
играющих ключевую роль в построении новой модели отечественной школы,
определенной в ФГОС общего образования, является информационно – образовательная среда.
Ориентируясь на представление о
становлении субъектности человека как результирующей
совокупности естественных и искусственных процессов (В.И. Слободчиков, Павлов
И.С., Швецов В.В., Парамонов А.И., Скворчевский К.А.,
Зверев С.М.), мы полагаем, что различные антропопрактики образования как практики
развития сущностных сил человека могут быть типологизированы
в две базовые группы, между которыми может возникать множество различных
корреляций и комбинаций: а) практики естественного приспособления к среде и
включения в процессы в ней протекающие, и б) практики искусственного
преобразования среды в соответствии с собственными замыслами или внутренними
устремлениями.
Информационное представление
образовательной среды в трактовке Ю.Г. Коротенкова предполагает
ее преобразование в систематизированное информационное пространство,
организованное, многомерное, упорядоченное. Пространственная модель информационно
– образовательной среды школы представляет собой совокупность трех
взаимосвязанных областей, включающих личную, внутреннюю, а также внешние
области ИОС. Внутренняя область представлена ресурсами школьной локальной сети,
в которую включены автоматизированные рабочие места учителя и руководителя,
школьная медиатека, творческие мастерские, цифровые
лаборатории и др. Внешняя область информационно – образовательной среды включает
все множество внешних информационных ресурсов, доступных участникам
образовательных отношений. В ее состав включены сетевые
социально-педагогические сообщества, сетевые хранилища электронных
образовательных ресурсов, сетевые лектории, сайт школы, который «презентует» ее
во внешней среде и прочее.
В контексте данного сообщения
особый интерес для построения антропропрактик
представляет личная информационно – образовательная среда каждого субъекта
образования, которая являясь частью ИОС школы, должна быть не только
методически управляемой с ее стороны, но и самоорганизуемой
на уровне личности этого субъекта.
Если рассматривать
информационно – образовательную среду как содержательно – организационное
пространство, в котором в условиях информационного общества наиболее эффективно
реализуются обозначенные выше базовые типы антропопрактик и их многообразные
вариации, а значит формируется субъектность и
оформляется тип отношения человека к миру, то вслед за разработчиками
антропологического принципа, можно выделить следующие компоненты личной
информационно – образовательной среды или пространства становления субъектности:
- витальность – пространство
естественных процессов, где ИОС является неким фоном протекания натуральных
процессов жизнедеятельности человека в образовательной среде;
- творчество – пространство естественно – искусственных процессов, развития
новых возможностей, раскрытия новых инструментов созидания, осознание себя,
предоставляемых информационно – образовательной средой, в том числе и непрерывное
созидание и изменение ее самой;
- мышление – пространство искусственных процессов, где информационно
– образовательная среда выступает в качестве инструмента, позволяющего человеку
осуществлять переход (трансцендирование) от работы с
объектами, процессами, структурами в натуральном виде к работе с замещающими их
моделями, образами, что позволяет соотнести организацию собственной
деятельности с организацией мышления;
- деятельность – пространство искусственно – естественных процессов,
где предметом преобразования выступает сама действительность человека.
Учитывая самодовлеющий статус,
который приобретают информационные среды в постиндустриальном обществе,
постоянно расширяя свой объем и плотность, все более наращивая качества
«неопределенности», требуя от человека для адекватного взаимодействия с ней
освоения принципов и техник особого рода, мы подошли к принципиально новому
пониманию ИКТ – компетентности человека ХХI века: овладение кардинально новыми
способами организации как самой информационной среды, так и взаимодействия с
ней.
В этом плане применение
антропологического принципа к проектированию информационно – образовательной
среды означает ее рассмотрение как уникального
«полигона» освоения человеком способов управления многообразием современного
мира. Она предоставляет человеку шанс прожить множество действительностей,
и пройдя через их многообразие, проявиться в качестве самостоятельного
субъекта, полностью определяющего траекторию собственной жизни.