Состав
кафедры начального образования
Ф.И.О
|
Должность
|
Ученая степень,
звание
|
Тивикова Светлана Константиновна
|
заведующая кафедрой
|
кандидат педагогических наук, доцент
|
Бондарева Ирина Ивановна
|
доцент
|
кандидат психологических наук, доцент
|
Дедова Ольга Юрьевна
|
доцент
|
кандидат психологических наук, доцент
|
Деменева Надежда Николаевна
|
доцент
|
кандидат педагогических наук, доцент
|
Одегова Валентина Филипповна
|
доцент
|
кандидат педагогических наук, доцент
|
Рунова Татьяна Александровна
|
доцент
|
кандидат психологических наук, доцент
|
Яшина Наталья Юрьевна
|
доцент
|
кандидат педагогических наук, доцент
|
Цилина Екатерина Александровна
|
доцент
|
кандидат психологических наук
|
Морозова Наталья Николаевна
|
старший преподаватель
|
|
Мохова Ирина Николаевна
|
старший преподаватель
|
|
Приятелева Марина Константиновна
|
старший преподаватель
|
|
Ф.И.О
|
Характеристика
деятельности
|

Тивикова
Светлана Константиновна
|
Тивикова Светлана Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой начального образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт
развития образования».
Закончила историко-филологический факультет Горьковского
государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Закончила аспирантуру
при Нижегородском педагогическом университете имени А. М. Горького. В 1993
году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 – «Теория и
методика обучения и воспитания (русский язык)» по проблемам речевого развития
младших школьников.
Область научных интересов: лингвистическое, литературное, речевое
развитие младших школьников, гражданское образование в начальных классах,
вузовское и профессиональное образование педагогов.
Направления деятельности. Является членом Ученого совета, членом
редакционного совета журнала «Нижегородское образование», членом
научно-методического экспертного совета НИРО, областного экспертного совета.
Является научным редактором сборника статей «Речевое развитие
младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход» (2011),
коллективной монографии «Формирование основ гражданской идентичности у
младших школьников» (2014), учебно-методического пособия «Организация
учебно-воспитательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС
НОО» (2019).
Является руководителем инновационной деятельности: «Развитие
регулятивных УУД младших школьников в процессе их речевого развития»
(2018-2022гг.); «Разработка и апробация технологий развития письменно-речевой
деятельности при подготовке детей к школе» (2019-2022гг.) – совместно с О.Ю.
Дедовой.
Публикации. Имеет более 200 публикаций различных жанров, изданных как в России,
так и за рубежом. Среди научных публикаций можно выделить монографию С.К.
Тивиковой «Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного
образования: коммуникативно-деятельностный подход» (2013), участие в четырех
коллективных монографиях, в том числе «Развитие коммуникативной
компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования»
(соавт. О.Ю. Дедова, Н.Ю. Яшина), книгу «Сочинения по картинам в начальных
классах» (в соавторстве с В.И. Воробьевой). Научные статьи опубликованы в
журналах «Начальная школа», «Перспективы науки и образования», «Школа
будущего», «Школьные технологии», «Нижегородское образование», «Сибирский
учитель», «Вестник Новгородского университета им. Я. Мудрого», «Социальные
отношения», «Проблемы современного педагогического образования»,
«Педагогическое обозрение» и др.
Значимые публикации. Является одним из авторов регионального УМК по
гражданскому образованию в начальных классах «Кораблик», «Жар-птица», автором
интегрированных учебников по русскому языку и литературному чтению «Живой
родник», программы «Речевое развитие младших школьников», программ внеурочной
деятельности «Дорогою открытий и добра» (получившей признание на
общероссийском уровне), «УТРО. Развитие речевого поведения младших
школьников», «Образ и мысль».
Награды: Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации,
нагрудные знаки и звания «Почетный работник высшего образования Российской
Федерации», «Заслуженный работник высшего образования Российской Федерации»,
почетный диплом «За заслуги в развитии системы образования Нижегородской
области», является лауреатом премии губернатора Нижегородской области, данные
о ней включены в книгу «Ведущие ученые России».
|

Бондарева
Ирина Ивановна
|
Бондарева Ирина Ивановна –
кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования.
Закончила
психолого-педагогический факультет ГГПИ им.М.Горького.
Область научных интересов:
педагогическая и организационная психология, проектирование деятельностного
содержания профессионального развития педагога на основе антропологии и антропопрактик, теория и
методика начального образования, мониторинг качества образования, цифровые
технологии в практике образования, профессиональная компетентность в
постдипломном образовании педагогов.
Направления деятельности на
кафедре. Проводит курсовую подготовку по направлениям: формирование
УУД, методика преподавания математики, реализация программы «Образ и мысль»,
цифровые образовательные платформы, мониторинг качества образования.
Является куратором
профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика и методика
начального общего образования».
Является руководителем инновационной
деятельности (совместно с Т.А. Руновой): «Разработка и апробация
технологии моделирования индивидуальной образовательной траектории педагога
начальной школы» (2018-2022гг); «Развитие естественно-математической
функциональной грамотности обучающихся начальной школы» (2020-2024гг).
Публикации.
Автор более 50 работ, в том числе изданных в центральных издательствах.
Участвовала в написании учебных и методических пособий для учителей:
«Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом
требований ФГОС», «Влияние электронной среды обучения на качество образования
младших школьников», «Учитель и родитель: психолого-педагогические аспекты
образовательного партнерства», «Программе дополнительного профессионального
педагогического образования по системе «РИТМ», «Развитие социальных навыков и
умений гражданского поведения у младших школьников», «Формирование основ
гражданской идентичности у младших школьников» и др.
Курсы повышения
квалификации. В 2020 году
прошла командное обучение в МГПУ при содействии фонда «Вклад в будущее» по
программам «Методология и технология обучения управленческих команд созданию
личностно-развивающей образовательной среды», «Развитие личностного потенциала
в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». В
качестве преподавателя и модератора участвует в реализации Программы по
развитию личностного потенциала в Нижегородском регионе.
Награды: Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации
|

Дедова Ольга Юрьевна
|
Дедова Ольга Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры начального
образования.
Закончила ГГПИ им. М. Горького по
специальностям «учитель начальных классов» и «педагог-психолог в учреждениях
народного образования»; работала учителем начальных классов,
педагогом-психологом в ряде школ и дошкольных образовательных организаций г.
Н. Новгорода, а также ассистентом кафедры ПМНО ГБОУ ВПО НГПУ им. М. Горького.
Работает в НИРО с 1996 г. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Условия
и механизмы развития профессиональной компетентности педагога непрерывного
образования» по специальности – 19.00.07 – Педагогическая психология.
Область научных интересов: педагогическая психология, системно-деятельностный и
гуманно-личностный подход к образованию детей, психодидактика,
преемственность дошкольного и начального образования, профессиональная компетентность
педагогов, технологии дополнительного профессионального образования, вопросы
философии и методологии образования.
Направления деятельности на кафедре: проводит курсовую
подготовку по вопросам психологии и методики начального образования,
преемственности между дошкольным и начальным общим образованием; курирует
аттестацию педагогов на высшую квалификационную категорию; курирует реализацию Федеральной целевой
программы «Русский язык». Представляла свой опыт в деятельности СМИ: газете
«Нижегородские новости», на телеканале «ННТВ», на Нижегородском радио «Радио
Образ».
С 2004 г. является руководителем инновационной деятельности
по шести различным направлениям, в том числе: «Развитие коммуникативной
компетентности педагога в системе дополнительного профессионального
образования в процессе реализации ФГОС» (2013-2016гг),– совместно с Тивиковой
С.К., Яшиной Н.Ю.; «Разработка и апробация программно-методического
обеспечения подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО»
(2016-2019гг.), «Разработка и апробация технологий развития письменно-речевой
деятельности при подготовке детей к школе» (2019-2022гг.) – совместно с С.К.
Тивиковой и др.
В 2020 г. Ольга Юрьевна вошла в состав
Региональной обучающей команды Программы по развитию личностного потенциала
Благотворительного фонда СБ «Вклад в будущее». В
качестве преподавателя и модератора участвует в реализации Программы по
развитию личностного потенциала в Нижегородском регионе.
Публикации. Автор более 90
публикаций, в том числе за рубежом, а также в центральных издательствах,
включенных в перечень ВАК: «Начальная школа плюс до и после», «Сибирский
учитель», «Человек и образование», «Теория и практика общественного развития»
и др. Является автором, соавтором и редактором 11 методических пособий и
сборников: авторской серии методических пособий «Растем ВМЕСТЕ!»; соавтором
пособий «Система контроля и оценки в начальной школе», «Современные
технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС»
(издательство АРКТИ), «Организация учебно-воспитательного процесса в
начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО», рабочей тетради «Развитие
диагностической культуры учителя начальных классов» и др. Является автором
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Верх по
радуге».
Значимые публикации: монография
«Профессиональная компетентность педагога непрерывного образования
(дошкольного и начального). Теория и практика» (Saarbrucken - Австрия); О.Ю.
Дедова соавтор и редактор двух коллективных монографий, в том числе «Развитие
коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного
профессионального образования». Автор учебно-методического пособия «Как
подготовить детей к школе в соответствии с новыми образовательными
стандартами» (издательство АРКТИ г. Москва, 2016 г., 2017 г.), сборника программ
по подготовке детей к школе «Синяя птица» (2020 г.) и др.
Курсы повышения квалификации: 1. Авторские семинары
Ш.А. Амонашвили (2013-2021 г.г.)». 2. Региональный семинар Э.И. Александровой
(2016 г); 3. Региональные семинары Российских издательств (ежегодно);
3.Программа по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда СБ
«Вклад в будущее» «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия
ключевых участников образовательных отношений» (2020 г.) и др.
Награды:
Почетная грамота Министерства образования Нижегородской области.
|

Деменева
Надежда
Николаевна
|
Деменева Надежда Николаевна - кандидат
педагогических наук, доцент кафедры начального образования.
Закончила ГГПИ им. М. Горького по специальности
«Педагогика и методика начального обучения».
В 1983 г. защитила кандидатскую диссертацию по
специальности 13.00.01 «Теория и история педагогики»
Область научных интересов: психодидактические проблемы начального образования;
формирование профессиональных компетенций учителей начальных классов.
Основное
место работы – ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный
педагогический университет им. К Минина», доцент кафедры психологии и
педагогики дошкольного и начального образования, заместитель заведующего
кафедрой.
Направления деятельности на кафедре. Работает
в НИРО по совместительству с 1995 г. Читает курсы по методике начального
обучения математике, педагогическим технологиям, по проблемам развивающего
обучения.
Публикации. Является автором более
200 научных и учебно-методических работ. Статьи опубликованы в журналах
«Начальная школа», «Образование и наука», «Человек и образование», «Школьные
технологии», «Сибирский учитель», «Нижегородское образование», «Вестник
Мининского университета» и др. Имеет публикации в журналах, индексируемых в
международных базах Scopus и Web of Science (10 статей в соавторстве).
Наиболее значимые публикации. Опубликованы
учебные и методические пособия для учителей: «Дифференциация учебной работы
младших школьников на уроках математики», «Современные технологии проведения
урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» (в соавторстве с членами
кафедры), «Личностно-ориентированные технологии в начальной школе,
соответствующие требованиям» (в соавторстве с Н.В. Ивановой).
Является одним из авторов учебников по
гражданскому образованию для начальных классов «Кораблик» и «Жар-птица»,
комплексной программы внеурочной деятельности "Дорогою открытий и
добра" (1-4 классы).
Является постоянным членом жюри Всероссийской
олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель».
Награды: Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации
|

Морозова
Наталья Николаевна
|
Морозова Наталья Николаевна - старший преподаватель кафедры начального
образования.
Закончила ГГПИ им. М. Горького.
Область научных интересов: проблемы формирования информационной культуры
участников образовательного процесса, особенности методики преподавания курса
«Окружающий мир» в начальной школе, проблемы развивающего обучения, специфика
предмета ОРКСЭ.
Направления деятельности на кафедре. Методика преподавания
естественно-научного направления (курс «Окружающий мир»). Системы
развивающего обучения (педагогическая мастерская «Технологии развивающего
обучения».)
Является руководителем инновационной деятельности (совместно
с И.Н. Моховой): «Формирование информационной культуры участников
образовательных отношений начальной школы в процессе смешанного обучения»
(2019-2023гг.).
Публикации. Является
соавтором учебно-методического пособия «Современные технологии проведения
урока в начальной школе с учетом требований ФГОС», соавтор курса
литературного краеведения для начальной школы «Нижегородская сторона». (2-3
класс).
Награды: Почетная грамота Министерства образования Нижегородской области.
|

Мохова
Ирина Николаевна
|
Мохова Ирина Николаевна - старший
преподаватель кафедры начального образования.
Закончила ГГПИ им. Горького по специальности
«Педагогика и методика начального обучения» (диплом, 1987 год)
Закончила с отличием МИПК ННГАСУ по программе
ПП "Менеджмент в образовании. Отработка единой концепции развивающего
дошкольного и начального образования"(диплом, 2004 г.)
Имеет стаж учителя начальных классов более 30
лет. На кафедре работает с 2009.
Область научных интересов: проблемы формирования информационной
культуры участников образовательных отношений, проблемы использования
информационных технологий в образовательном процессе начальной школы,
организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников,
реализации сетевых проектов, особенности учебной деятельности в системах
развивающего обучения, особенности внедрения современных технологий обучения,
смешанное обучение, перевернутый класс, дистанционное обучение и др.
Является руководителем инновационной
деятельности: «Формирование проектно-исследовательских умений младших
школьников в процессе смешанного обучения» (2020-2024гг.); «Формирование информационной культуры участников образовательных
отношений начальной школы в процессе смешанного обучения» (2019-2023гг.) –
совместно с Н.Н. Морозовой.
В 2020 г. Ирина Николаевна
вошла в состав Региональной обучающей команды Программы по развитию
личностного потенциала Благотворительного фонда СБ «Вклад в будущее». В качестве преподавателя и модератора участвует в
реализации Программы по развитию личностного потенциала в Нижегородском
регионе.
Публикации: Имеет более 60 публикаций, как в
России, так и за рубежом. Около 35 из них ВАК и РИНЦ. Является соавтором
учебно-методических пособий «Современные технологии проведения урока в
начальной школе с учетом требований ФГОС», «Организация внеурочной
деятельности младших школьников» и др.
Победитель VIII Международного конкурса
DiscoveryScience: University – 2019 и IX Международного интеллектуального конкурса Discovery Science: University – 2020
Курсы повышения квалификации: «Развитие личностного потенциала в
системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений»
программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда СБ
«Вклад в будущее» (2020 г.).
Награды: Награждена грамотами Департамента образования
и социально-правовой защиты детства администрации г. Н.Новгорода,
Министерства образования Нижегородской области, почетными грамотами Министерства
образования РФ
|

Одегова
Валентина
Филипповна
|
Одегова Валентина Филипповна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры
начального образования.
Закончила Московский
гуманитарный университет им. С.А. Шолохова.
1969 – 1977г.г. –
учитель начальных классов Светлополянской СШ, Кировская область
1977- 1980 г.г. -
учитель начальных классов СШ №119, г. Горький
1980-1983 г.г. -
учитель начальных классов в школе при Посольстве СССР во Франции
1983- 1986 г.г. -
учитель начальных классов СШ №119, г. Горький
1986-1989 г.г. -
учитель начальных классов в школе при Посольстве СССР в Югославии
1989 -1993 г.г. -
учитель начальных классов СШ №119, зам. директора по УВР, г.
Горький
1991-1992 г.г. -
по совместительству - методист в кабинете начальных классов ГОИУУ, Нижний
Новгород
1994 - по
наст. время – старший преподаватель, старший научный сотрудник, доцент
кафедры начального образования ГОУ ДПО НИРО
Общий педагогический
стаж - 51 год, в т ч. в НИРО (ГОИУУ) 26 лет на постоянной основе
1998 г. – защита
кандидатской диссертации по проблеме «Научно-методические средства
оптимизации обучения русскому языку в начальной школе»; специальность
13.00.02 – теория и методика обучения русскому языку.
Научные интересы:
проблемы методики литературного чтения, литературное краеведение методика
формирования каллиграфического письма.
Является
руководителем инновационной деятельности: «Алгоритмизация читательской
деятельности младших школьников как условие успешного обучения»
(2019-2023гг.)
Публикации -
более 110 публикаций различных жанров (монографии, методические,
учебно-методические пособия, учебные пособия для педагогов начальной школы и
для обучающихся) по указанным проблемам.
Значимые публикации:
1. УМК по
литературному краеведению «Нижегородская сторона» (2-4 классы): программа,
учебные пособия для обучающихся, методические пособия для учителя (в общей
сложности 94,23. п.
л.).- 2006-2010 г.г. ;
2. УМК «Народные увлечения для развлечения»:
программа и методические рекомендации по организации занятий кружка,
1 класс .8,13 п.
л. 2013 г.; Рабочая тетрадь
- 6,51 п. л. 2014 г.
3. Литературное чтение: пути реализации ФГОС. Учебное пособие для учителя. 8,1 п.л. 2016 г.
4. Организация
проектной деятельности младших школьников в курсе литературного
чтения. / Приоритеты современного образования. Монография. Под общей
редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2017. С. 14-28.
5. Пути формирования читательской компетентности младших
школьников. Учебно-методическое пособие для педагогов начальных классов. 15,
58 п. л. 2018.
Публикации в
журналах (ВАК): 1. Развитие
орфографической зоркости. //Начальная школа. 1989, № 6. 0,18 п. л. 2. Работа
над каллиграфией в 1 классе. //Начальная школа: 1991, № 2. 0,18 п. л.; 3. Дифференцированная
работа при чтении художественного произведения// Начальная школа. 2004. № 2.
С. 69-75. 3; Педагогические условия формирования читательской компетентности младших
школьников //Нижегородское образование. 2015. № 1. С. 110-118; 4.
Особенности формирования читательской
компетентности на основе литературного краеведения //Нижегородское
образование. 2016. № 3. С. 76-84.
Принимала участие в
написании коллективной монографии «Дифференцированный подход
к младшим школьникам в процессе обучения» (2007), информационно-методического
сборника «Система контроля и оценки в начальной школе» (2007),
учебно-методического пособия «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной
школе в условиях ФГОС НОО» (2019).
Награды:
Грамоты МИД СССР –
1981-1983; 1986-1989г.г.;
Грамота Комитета по
народному образованию СССР, 1989;
нагрудный знак
«Отличник народного просвещения», 1983,
медаль ордена «За
заслуги перед Отечеством 2-й степени», 2010.
|

Приятелева
Марина
Константиновна
|
Приятелева Марина
Константиновна – старший преподаватель кафедры начального
образования.
Закончила ГГПИ им. М.Горького по
специальности «Педагогика и методика начального обучения». Имеет стаж работы
учителем начальных классов - 28 лет.
Область научных интересов: воспитание младших
школьников, организация внеурочной деятельности в начальной школе, современные
технологии в работе с родителями, социокультурная компетентность педагогов.
Организатор работы стажерских и инновационных площадок по теме
«Формирование социокультурной компетентности педагога в условиях современного
образования", "Социализация младших школьников в интерактивном
образовательном взаимодействии" и др.
Победитель VIII Международного конкурса
DiscoveryScience: University – 2019 и IX Международного интеллектуального конкурса Discovery Science: University – 2020
Является членом жюри конкурсов разного уровня (Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с
детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет "За нравственный подвиг
учителя", Регионального конкурса лучших практик реализации
программы «Разговор о правильном питании»
и др.)
Публикации. Автор более 50
публикаций, как в России, так и за рубежом.
Является автором
учебно-методического пособия "Социокультурная компетентность педагога
как условие социализации младшего школьника в интерактивном образовательном
взаимодействии", пособия для младших школьников "Социокультурный
дневник юного гражданина Нижегородской области", соавтором монографии
«Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников», составителем
сборника программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников»,
автором программы внеурочной деятельности "ИгРУСИЧИ".
Значимые публикации:
Приятелева, М.К. //
Формирование гражданской идентичности субъектов образовательных отношений
средствами музейной педагогики / М.К. Приятелева // Нижегородское
образование. 2017. № 4. С. 40-46
Приятелева, М.К.
Музейная педагогика в современном социокультурном контексте
/М.К.Приятелева, В.А. Боржеева, Н.В. Молдаванцева // Образовательная среда
музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы: сборник
докладов и статей по материалам V Международного научно-практического форума
по музейной педагогике. Под научной редакцией Д.В. Смирнова, Г.А. Горбунова.
2019. С. 165-169.
Приятелева, М.К.
Семейный воспитательный потенциал как условие социального
партнерства школы и семьи / М.К.
Приятелева // Нижегородское образование.
2012. № 1.с.153-156
Приятелева, М.К. Роль педагога в
формировании гражданской идентичности школьников / М.К. Приятелева //
Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 60-64.
Участник российских и
международных конференций, симпозиумов.
Награды: Почетная грамота Министерства образования Нижегородской области.
|

Рунова
Татьяна Александровна
|
Рунова Татьяна Александровна - кандидат психологических наук, доцент
кафедры начального образования.
Закончила ГГПИ им. М.Горького.
Область научных интересов: теория и методика профессионального и
начального образования, педагогическая психология, организация учебного
сотрудничества младших школьников, работа с одаренными детьми, деловое
партнерство участников образовательных отношений, дистанционное обучение педагогов,
преподавание курса ОРКСЭ в начальной школе, обучение педагогам основам
финансовой грамотности.
Является руководителем инновационной деятельности (совместно
с И.И. Бондаревой): «Разработка и апробация технологии моделирования
индивидуальной образовательной траектории педагога начальной школы»
(2018-2022); «Развитие естественно-математической функциональной грамотности
обучающихся начальной школы» (2020-2024).
Публикации: является автором более 60 научных, 15 учебно-методических работ, 9
газетных статей, 6 публикаций в СМИ, соавтором методических пособий «Учитель
и родитель: психолого-педагогические аспекты образовательного партнерства»,
«Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом
требований ФГОС», «Основы религиозных культур и светской этики».
Награды: Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации
|

Цилина
Екатерина Александровна
|
Цилина Екатерина
Александровна - кандидат психологических наук, доцент
кафедры начального образования.
Закончила психолого-педагогический факультет
НГПУ им. К.Минина с отличием, аспирантуру при НГПУ им. К.Минина. Является
учителем-логопедом высшей категории более 15 лет.
Область
научных интересов: педагогическая психология; теория и методика
начального образования; организация образовательного процесса с учетом
индивидуальных особенностей младших школьников; коррекционно-развивающая
деятельность с детьми, имеющими нарушения речевого развития; формирование
информационной культуры участников образовательных отношений; развитие
визуального мышления средствами технологии «Образ и мысль»; организация
дистанционного обучения педагогов, разработка сетевых проектов.
Публикации: автор более 30 научных работ,
опубликованных в журналах «Нижегородское образование», «Педагогическое
обозрение» и других; участник региональных, международных научно-практических
конференций.
Значимые публикации: методическое пособие
«Развитие перцептивно-речевой сферы младших школьников с ЗПР и ОНР в условиях
общеобразовательной школы»; коллективная монография «Модели и технологии
психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе
образования»; учебно-методические пособия «Современные технологии проведения урока
в начальной школе с учетом требований ФГОС» (в соавторстве), «Основы
религиозных культур и светской этики» (в соавторстве); цикл статей,
посвященных формированию информационной культуры участников образовательных
отношений.
Награды: Грамота департамента образования и социально-правовой защиты детства;
грамоты управления образования администрации Сормовского района г. Нижнего
Новгорода.
|

Яшина
Наталья Юрьевна
|
Яшина Наталья Юрьевна – кандидат
педагогических наук, доцент кафедры начального образования.
Закончила ГГПИ им. М. Горького по специальности
«Педагогика и методика начального обучения». В НИРО работает с 1983 года. В
2002 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Гражданское образование
в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных
представлений у младших школьников».
Область научных интересов: методика преподавания
русского языка в начальной школе, духовно-нравственное развитие личности
младшего школьника, дополнительное профессиональное образование педагогов.
Направления
деятельности на кафедре
Яшина Н.Ю. является
- ответственной за реализацию Федеральной целевой программы «Русский
язык» на 2016-2020 годы: организация и проведение областных конкурсов творческих работ учителей и учащихся
начальных классов;
- членом
рабочей группы НИРО по реализации плана мероприятий Концепции преподавания
предметной области «Родной язык» в образовательных организациях Нижегородской
области, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024
годы;
- научным руководителем
инновационной деятельности педагогов по проблемам: «Преемственность в формировании
универсальных учебных действий учащихся начальной и основной школы в процессе
письменно-речевой деятельности» (2016-2019); «Содержательно-методические
аспекты формирования языковой функциональной грамотности у младших
школьников» (2019-2022),
- научным руководителем профессиональной
переподготовки по направлению «Педагогика и методика начального общего
образования»,
- членом редакционной
коллегии регионального журнала «Практика школьного воспитания»,
- членом
Научно-методического экспертного совета НИРО,
- Федеральным экспертом
дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Публикации: Автор более 120 научных и
учебно-методических публикаций. Научные статьи опубликованы в журналах
«Начальная школа», «Нижегородское образование», «Сибирский педагогический
журнал», «Школьные технологии», «Практика школьного воспитания». Соавтор
методического пособия «Современные технологии проведения урока в начальной
школе с учетом требований ФГОС» (2012), коллективных монографий «Формирование
основ гражданской идентичности у младших школьников» (2014), «Развитие
коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального
образования» (2015), «Язык и мир
человека: грани познания» (2020).
Значимые публикации: методические пособия
«Формирование лингвистических понятий у младших школьников», «Изучение
особенностей нравственного развития младших школьников: Диагностические
методики», УМК по региональному курсу «Гражданское образование в начальных
классах», программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра»,
«Уроки для души» и методические рекомендации для 1, 2, 3, 4 классов.
Курсы повышения квалификации: «Экспертиза
дополнительных профессиональных программ повышения квалификации» ФГАОУ ДПО
АПК и ППРО (сертификат федерального эксперта 30.11.2019 г.)
Награды: Почетная грамота Министерства образования РФ,
нагрудные знаки «Отличник народного просвещения», «Почетный работник высшего
профессионального образования Российской Федерации».
|
| | |
|