ОТЧЕТ
  о межрегиональном сетевом Интернет-проекте  «Нам жить на этой земле!»
Межрегиональный сетевой Интернет-проект «Нам жить на этой земле!» проводился с 25 марта по  15 мая 2013 года Нижегородским  институтом развития образования в рамках года охраны окружающей среды.  
  Интернет-проект  организован кафедрами информационных  технологий (зав.кафедрой Л.А.Шевцова) и естественнонаучных дисциплин  (зав.кафедрой Е.В.Алексеева) при участии Министерства экологии и природных  ресурсов Нижегородской области и экологического центра «Дронт». 
  
Кураторы проекта:
  Канянина Т.И., доцент кафедры ИТ ГБОУ ДПО НИРО
  Степанова С.Ю., ст.преподаватель кафедры ИТ ГБОУ ДПО НИРО 
  Интернет-проект проводился с целью  развития у школьников экологического мировоззрения, привлечения их к активной  природоохранной деятельности, формирования их экологической и гражданской  позиции с использованием Интернет–технологий.  Интернет-проект был направлен на развитие у школьников коммуникативных и  исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, повышения  уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.
Задачи Интернет-проекта:
  - привлечение внимания учащихся к проблемам охраны  окружающей среды;
  - создание условий для интеграции усилий педагогов,  учащихся, их родителей в совместной работе над творческими и исследовательскими  работами учащихся; 
  - развитие ИКТ-компетентности педагогов, учащихся, их  родителей; 
  - обмен инновационным опытом организации проектной и  исследовательской деятельности учащихся с использованием информационных  технологий и  развитие сетевого  сообщества педагогов Нижегородской области, использующих в профессиональной  деятельности сетевые технологии.
  Для участия в Интернет-проекте «Нам жить на этой земле!»   приглашались команды учащихся 2-11 классов под руководством педагогов. 
  Положение, подробная информация об  Интернет-проекте были размещены на странице кафедры информационных технологий  на сайте НИРО в разделе «Конкурсы», публиковались в сети Интернет. 
  Заявки на участие принимались через электронную форму,  размещенную на странице кафедры ИТ на сайте НИРО и на созданном  Интернет-ресурсе проекта «Нам жить на этой  земле!»  https://sites.google.com/site/namzitnazemle.
  Проект «Нам жить на этой земле!» проводился в форме  приключенческого  веб-квеста. Команды –  это «детективные агентства», специализирующиеся на изучении и предотвращении  экологических проблем.  Участники  выступали  в роли начинающих  детективов-экологов, разгадывали простые и сложные, а в целом удивительные  тайны планеты Земля, учились видеть большие и  малые проблемы своей малой родины, действовали виртуально и реально в защиту  охраны окружающей среды.
Основные  этапы Интернет-проекта:
  1. Мозговой штурм «Главные причины загрязнения окружающей среды»
  Участникам предстояло на  коллективной он-лайн доске высказать самую главную, на взгляд участников,  версию угрозы экологии нашей планеты.
  Используемые сервисы:
  Сервис создания совместных  Интернет-газет Wikiwall http://wikiwall.ru/
2. Стажировка «Листаем  страницы Красной книги России»
  Участникам необходимо было  определить названия животных и растений, фотоизображения которых были  зашифрованы в виде пазлов.  Задание -  собрать Пазл и определить, о каком объекте из Красной книги идет речь.
  Используемые сервисы:
  Сервис «Пазл» http://five.flash-gear.com/npuz/:
  Электронная версия Красной  книги России, открытый адрес http://biodat.ru/db/rb
3. Эко-дело №1.   «Карта природных ценностей»
  Школьникам предстояло  разместить на карте Google экологически чистые места, особо охраняемые  природные территории, памятники природы, которые находятся на территории своего  места жительства. Задание - нанести метки на карту, указать название, дать  краткое описание, фото или видео объекта. 
  Используемые сервисы: Карты Google  https://maps.google.com
4. Эко-дело №2.    Мини-исследование  «Сохраним свой дом!»
  Задание - определить  важную экологическую проблему вашего села,  поселка, города. Провести групповое расследование и подготовить ответ с  обоснованием того, почему эта проблема является актуальной для вашего  сообщества. Каким образом вы можете помочь в решении этой проблемы.
  Критерии оценивания работы  команд: исследовательский подход, актуальность выбранной проблемы,  направленность проекта на решение местных экологических проблем, способы  решения проблемы, реализованность идеи, критическое мышление, работа в  сотрудничестве, бюджет проекта, оформление.
  Используемые сервисы: ресурсы и презентация Диска Googlehttps://drive.google.com
5. Эко-дело №3.   Экологическая  акция
  Задание – «Оглянитесь  вокруг! Подумайте, что уже сейчас школьный двор, улица, ведущая к школе, или  любая другаяулица, дом или ваш  поселок были бы гораздо красивее, гораздо чище. Земля нуждается в вашей  ежедневной защите». 
  Девиз акции: «Есть такое  твердое правило… встал поутру, умылся – и сразу же приведи в порядок свою  планету.» (А.Экзюпери «Маленький принц»). 
  Используемые сервисы:
  Веб-альбом https://plus.google.com/photos/ 
Интерактивный плакат  Glogster http://www.glogster.com/.
  6. Эко-дело №4.   «Свод  правил жителя Земли»
  Задание -  совместно создать "Свод правил жителя  Земли", в котором рассказать, как должен вести себя землянин, чтобы  сохранить свою планету. Сформулировать правила  для конкретных ситуаций  взаимодействия человека с природой. 
  Задания оформлялись (в  соответствии с возрастной категорией участников) в форме:
  - презентации совместного  редактирования (сервис https://docs.google.com/)
  - ребусов (сервис генератора  ребусов http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator)
  - комиксов (сервис сетевого  редактора комиксов http://trendclub.ru/). 
  Все задания по проекту имели  открытый характер и были общедоступны для посетителей ресурса Интернет-проекта (https://sites.google.com/site/namzitnazemle). 
  Рефлексия, обсуждение этапов  работы, «горячая линия» вопросов и ответов, консультации проводились в блоге  проекта http://namzitnazemle.blogspot.ru/.
  Для научного сопровождения и экспертизы работ команд  учащихся привлекались ученые, эксперты:
  
  - Шустов С.Б.,  к.х.н., доцент кафедры астрономии и истории естествознания НГПУ им. Козьмы  Минина, (Соросовский доцент, писатель, художник-анималист, иллюстратор Красной  Книги Нижегородской области, руководитель полевого стационара  "Сережа");
 
-  Каюмов А.А., председатель  Совета Нижегородской региональной общественной организации «Экологический центр  «Дронт».
  Участниками проекта стали команды школьников с  руководителями из 10  регионов Российской  Федерации: Самарская, Омская, Новосибирская, Псковская, Нижегородская области,  Алтайский,  Ставропольский край,  Республики Татарстан, Чувашия, Марий-Эл. Всего 256 команд школьников 2-11  классов (более 1000 учащихся и более 400 учителей».
  Итоги Интернет-проекта подводились по трем номинациям с учетом возрастных  групп участников: среди учащихся 2-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов.
Победители (1 место)
- Команда "Зеленые  горошины" МБОУ СОШ № 174   г. Нижнего Новгорода. Руководители Королева Ольга  Викторовна, Шабельник Елена Борисовна (2-4 класс).
- Команда “Hotshots" МБОУ  СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов г. Павлово Нижегордской обл. Руководители -  Фадеева Татьяна  Викторовна, Борисова Татьяна Александровна (5-8 класс).
- Команда "Ультра"  МОБУ СОШ №20 Балахнинского р-на, п. Б. Козино Нижегородской обл. Руководитель  -  Эрментраут Людмила Альбиновна (9-11 класс)
Призёры (2 место) 
- Команда "Амурские тигры" МБОУ СОШ №9 с  углублённым изучением отдельных предметов  г. Павлово Нижегордской обл. Руководители  -  Козина Оксана Николаевна,  Гуляева Татьяна Викторовна (2-4 класс).
 
- Команда "Страна Гармония" МБОУ СОШ № 94, г. Нижнего Новгорода. Руководители -  Трутнева Татьяна Петровна, Сенюрина Галина  Константиновна (2-4 класс).
 
- Команда "ДУБОК" МБОУ Арьёвская СОШ п. Арья  Нижегородской обл. Руководители -  Баранцева Ирина Борисовна, Крюкова Галина  Ивановна (5-8 класс).
 
- Команда "ЛесоВики" МБОУ Пошатовская ООШ  Арзамасского р-на Нижегородской обл. Руководители  -  Новикова Татьяна Геннадьевна,  Мишаленкова Татьяна Петровна (5-8  класс).
 
- Команда "Оптимисты" МБОУ СОШ №3 г.Навашино  Нижегородской обл. Руководители Маркова Татьяна Васильевна, Обрезчикова  Наталья Яновна (9-11 класс).
 
- Команда "ЭкоКомп" МБОУ СОШ    № 105 г. Нижнего Новгорода. Руководители - Смирнова Светлана  Александровна, Маслова Елена Александровна (9-11 класс).
Призёры (3  место):
- Команда "Ракета" БОУ "Средняя  общеобразовательная школа №16" г. Омска. Руководители -  Сушкевич Ольга Александровна, Серова Наталья  Александровна (2-4 класс).
 
- Команда "СОСна "МОУ Новопокровская СОШ Ветлужского  р-на Нижегородской обл. Руководители -  Соколова Ольга Сергеевна, Шильникова Елена  Валентиновна (2-4 класс).
 
- Команда "Капелька" МБОУ СОШ с.  Таремское Павловского р-на Нижегородской обл. Руководители -  Колоскова  Надежда Львовна, Шишкина Ирина Владимировна (2-4 класс).
 
- Команда "Зелёный патруль" МБОУ Воротынская СОШ  п.Воротынец. Руководитель -  Волков Дмитрий Константинович (5-8 класс)
 
- Команда "Зелёный импульс" МБОУ СОШ № 10 г. Павлово Нижегородской  обл. Руководители -  Леонтьева Анна Петровна, Пугина Елена  Евгеньевна (5-8 класс).
 
- Команда "КУСТ" МБОУ Вахтанская СОШ рп. Вахтан   Шахунского р-на Нижегородской обл. Руководитель  -  Юферева Ольга Владиславовна (5-8 класс).
 
- Команда "Биосфера" МБОУ Воротынская СОШ п.  Воротынец Нижегородской обл. Руководитель  -  Макарова Лариса Сергеевна (9-11 класс).
 
- Команда "Зеленая планета" МБОУ СОШ № 16 г. Павлово Нижегородской  обл.  Руководители - Вахонина Татьяна Федоровна Федюнина Наталья  Геннадиевна (9-11 класс).
 
- Команда "Бойцы Экологического Движения" МБОУ СОШ №7  им. А.П. Гайдара г. Арзамас Нижегородской обл. Руководители - Блохина Галина Геннадьевна, Крюкова Татьяна Анатольевна- (9-11 класс).
В рамках проекта для руководителей команд 25 апреля был  проведен межрегиональный вебинар «Система экологического образования и  воспитания в школе». 
Докладчики:
  
    | - Горбенко Наталья Васильевна, к.п.н.,    доцент кафедры ЕНО НИРО
 | Основные    направления  реализации экологического    образования в Нижегородском регионе  | 
  
    | - Баранова Людмила Фёдоровна, методист    Учебного компьютерного центра Красноглинского района г.Самары | Организация    массовых мероприятий экологической направленности в учреждении    дополнительного образования детей | 
  
    | - Панфилова Ирина Юрьевна, учитель    биологии и экологии высшей категории, школа №156 Самара  | Место    экологического и краеведческого компонента в системе школьного образования | 
  
    | - Е.А. Растунина учитель биологии    высшей категории МБОУ СОШ №44 с углубленным изучением отдельных предметов  | Экологическое    образование и воспитание в школе. Педагогический опыт  | 
  
    | - Власова Ольга Александровна, учитель    экологии лицей 28- Плаксина Татьяна Юрьевна, учитель    биологии лицей 28
 | Система    экологического воспитания в лицее 28 | 
  
    | - Митрофанова Надежда Николаевна,заведующая отделом МБОУ ДОД Дворец    детско-юношеского творчества (ДДЮТ), г. Кстово, Нижегородская область
 | Формирование    экологической культуры обучающихся: опыт, проблемы, перспективы | 
 
Просмотр записи вебинара - по ссылке:http://www.dist.niro.nnov.ru/p7k8ec19p2d/.
Итоговые мероприятия (награждение участников,  презентация работ победителей состоялись на территории Ярмарки в оамках Форума  «Великие реки России). Всего присутствовало 18 команд – победителей (1, 2, 3  места). Команды получили ценные призы, предоставленные Министерством экологии и  природных ресурсов Нижегородской области, экологическим центром «ДРОНТ»,  дипломы победителей, памятные значки.
  Фоторепортаж о мероприятии размещен на ресурсе проекта https://sites.google.com/site/namzitnazemle