Премию «Русский Букер»
-2012 Андрей Дмитриев заслужил в соответствии с правилами хорошего
вкуса: «Крестьянин и тинейджер» —
действительно замечательная проза.
В книге «Крестьянин
и тинейджер» речь идет о пересечении двух миров: в
центре повествования житель умирающей деревни, в которую приехал, скрываясь от
армии, городской подросток. Здесь дело вовсе не в сюжете,
он незамысловат, а в тихой поэзии, разлитой во всей
повести. Дмитриев, писатель в общем городской, может рассказать, как луна
взошла над домами, как трава стелется по льняному полю и как пахнет
тень леса — «сырым валежником, влажным мхом и пнями, обросшими тугим
и синеватым древесным грибом», — да так, что ни одно
из описаний не покажется вторичным.
«В этом году… мы выбрали роман, у которого неудачное
название, у которого самый нестремительный и
незанимательный сюжет, но в котором содержится самое большое количество так
называемого вещества прозы», — рассказал председатель жюри С.Лурье о
принципах работы жюри, объявляя победителя.

Андрей Дмитриев —
писатель и сценарист, лауреат премии журнала «Знамя», автор сценариев к
экранизациям «Человека-невидимки» Уэллса и «Ревизора» Гоголя. Награждение уже не раз попадавшего в шорт-лист премии писателя
свидетельствует еще и вот о чем. При всех оговорках, при всех
претензиях к тому или иному выбору «Русского Букера»
в целом он довольно точно отражает расстановку литературных сил.
Публикации:
1.
Аросев, Г. Разрыв шаблона: Лица современной литературы.
А.Дмитриев //Вопросы литературы.-2010.-№4.-С.84-95.
2.
Огрызко, В. Немодный
знаковый писатель: Андрей Дмитриев //Литературная
России.-2018.-№13.