Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой : межэтническая толерантность, межкультурная компетентность

Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой :  межэтническая толерантность, межкультурная компетентность

 

В «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» отмечается, что основные цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации образования в Российской Федерации, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. Исходя из этого, поликультурное образование, - это образовательная система, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации [30].

При поддержке Центра Фундаментальных исследований НИУ ВШЭ и РГНФ было выполнено первое в России масштабное исследование адаптации детей из семей мигрантов школах РФ. О результатах исследования можно прочитать в статье Д.А. Александрова и др. на страницах журнала «Вопросы образования»[3].

В связи с многонациональностью состава современных школ России возрастает их роль в формировании позитивного образа своей и других этнических культур, межэтнического взаимодействия. В воспитании межэтнической культуры, уважения к людям  другой национальности необходимо рассматривать позиции всех субъектов образовательного процесса – учителей, учащихся и их родителей[21]. О воспитании  культуры межнационального общения не только учащихся, но и учителей говорится в одноименной статье Е.В. Орловой[51] и др.

Также много статей посвящены широко используемому сегодня понятию толерантности [1,2.4-9,13,18,22,25,27,32,33,35,37-39,43,53-56]. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (диспутов, дискуссий, дебатов)[60].

Предлагаемый библиографический материал содержит информацию о  статьях (датированных 2010-2012 гг.),  посвященных  заявленной теме и включающих толкование понятий межэтнической толерантности, межкультурной компетентности и поликультурного образования.

  1. Абрамски, И.  Становление личности учащегося в сфере этнической толерантности в условиях образовательного консорциума / И. Абрамски // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№3.-С.55-60.
  2. Аверзаев, И.Ч.  О формировании толерантности у учащейся молодежи / И.Ч. Аверзаев// Воспитание школьников.-2010.-№7.-С.64-66.
  3. Александров, Д.А.  Дети и родители - мигранты во взаимодействии с российской школой / Д.А. Александров, В.В.Баранова, В.А. Иванюшина // Вопросы образования.-2012.-№1.-С.176-199.
  4. Алиева, Э.  Социально-педагогический феномен народной игры как ресурс толерантности / Э. Алиева // Образовательная политика.-2011.-№2.-С.88-94.
  5. Аракелян, О.В.  Поликультурная школа - новая модель в системе образования / О.В. Аракелян // Воспитание школьников.-2010.-№3.-С.11-17.
  6. Асмолов, А.  Идеология толерантности: школа жизни с непохожими людьми / А. Асмолов // Образовательная политика.-2011.-№2.-С.2-4. 
  7. Ачасова, Л.Ю.  Толерантность в деятельности современного педагога / Л.Ю. Ачасова // Педагогическое образование и наука.-2009.-№11.-С.23-28.
  8. Ачасова, Л.Ю. Специфика толерантного взаимодействия субъектов образовательного пространства в условиях школы / Л.Ю. Ачасова
    // Педагогическая наука и образование.-2011.-№5.-С.38-40.
  9. Бабич, Э.А.  Толерантность как принцип жизни / Э.А. Бабич, О.В. Каргаполова, Л.А. Каюмова, Т.А. Довган // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№3.-С.24-28.
  10. Белогуров, А.Ю.  Стратегия и методология социокультурной модерни­зации регионального образования: опыт двух десятилетий / А.Ю. Белогуров // Педагогика.-2012.-№2.-С.13-21.
  11. Белякова, В.Н.   Проект "Формирование образовательной среды гимназии, способствующей культурно-языковой и социально-психологической интеграции детей-мигрантов" / В.Н. Белякова // Управление качеством образования.- 2011.-№8.-С.19-24.
  12. Бирулина, А.Ф.  Решение проблем в обучении детей-мигрантов через применение современных образовательных технологий / А.Ф. Бирулина, И.И. Гончарова // Управление качеством образования.-2010.-№6.-С.16-25.
  13. Бобинова, С.В. Образовательная среда как условие формирования толерантности младших школьников / С.В. Бобинова // Начальная школа плюс до и после.-2011.-№2.-С.69-72.
  14. Виниченко, В.А.  Философия личности в условиях межкультурной ком­муникации / В.А. Винниченко // Философия образования.-2012.-№2.-С.61-66.
  15. Вульфсон, Б.Л.  Миграционные процессы в современном мире и образование / Б.Л. Вульфсон // Педагогика.-2011.-№1.-С.103-109.
  16. Вяземский, Е.Е.  Формирование гражданской идентичности школьников в поликультурном обществе /Б.Л. Вяземский // Преподавание истории в школе.-2011.-№4.-С.3-7.
  17. Газарян, В.С.  Проектирование содержания поликультурного языкового образования в начальной школе / В.С. Газарян // Биб-ка журнала "Методист" : сб. методич. материалов.-2010.-№1.-С.4-9.
  18. Гребенникова, И.А.  Инкультурация и межкультурное общение как феномен толерантности и адаптации к новой культуре / И.А. Гребенникова // Педагогическое образование и наука.-2009.-№7.-С.31-33.
  19. Дагбаева, Н.Ж.  Межкультурное образование учащейся молодежи / Н.Ж. Дагбаева // Пе­дагогика.-2012.-№9.-С.60-66.
  20. Джуринский, А.Н.  Проблемы образования в многонациональном со­циуме России и на Западе / А.Н. Джуринский // Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.-№4.-С.13-23.
  21. Дивакова, О.  Роль школы в воспитании подростков в поликультурной среде / О. Дивакова, А. Лукина // Сельская школа.-2011.-№4.-С.31-37.
  22. Днепров, Т.П.  Национальная толерантность в биполярном отечественном образовании / Т.П. Днепров // Педагогика.-2009.-№2.-С.26-31.
  23. Жидик, А.Р.  Интегративный подход в этнопедагогической подго­товке будущих учителей технологии и предпринимательства / А.Р. Жидик // Школа и производство.-2012.-№1.-С.52-55.
  24. Захожан, Т.М. Формирование исторических понятий у школьников в условиях многонационального класса / Т.М. Захожан, Н.В. Фролова // Преподавание истории в школе.-2013.-№2.-С.61-64.
  25. Иванова, А.В.  Модель формирования поликультурной компетенции школьников в контексте федеральных государственных образовательных стандартов Иванова, А.В.// Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№6.-С.30-34.
  26. Иоффе, А.Н.  "Манифест мирного сосуществования" (ролевая игра по толерантности) / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.10-15.
  27. Камболов, Т.Т.  Русский язык в иноязычной образовательной среде России / Т.Т. Камболов // Педагогика.-2009.-№2.-С.38-40.
  28. Карабанова, О.  Стратегия внедрения психотехник толерантности и управления рисками ксенофобии в изменяющемся мире / О. Карабанова // Образовательная политика.-2011.-№2.-С.72-80.
  29. Карнышев, А.Д.   Межкультурная компетентность как конкурентное преимущество выпускников школы / А.Д. Карнышев, А.К. Костин // Педагогика.-2009.-№7.-С.39-48.
  30. Квитковская, А.А.  Формирование поликультурной компетентности преподавателей высшей школы / А.А. Квитковская // Педагогическое образование и наука.-2012.-№6.-С.18-22.
  31. Козырева, Н.Э.   Из опыта работы в русле этнопедагогики /Н.Э Козырева // Образова­ние в современной школе.-2011.-№3.-С.29-32.
  32. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации // Вестник образования.-2010.-№10.-С.55-78.
  33. Крутова, И.В.  Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания / И.В. Крутова // Преподавание истории и обществознания.-2009.-№4.-С.28-30.
  34. Крушельницкая, О.И.  Опыт формирования толерантности у младших школьников в современной России // Психологическая наука и образование.-2012.-№1.-С.75-85.
  35. Куликова, С.В.  Генезис теории и практики национального образова­ния в России  / С.В. Куликова // Педагогика.-2012.-№1.-С.17-30.
  36. Куприна, Н.Г.  Воспитание межнациональной толерантности и традиции народной педагогики / Н.Г. Куприна // Начальная школа плюс до и после.-2011.-№6.-С.7-13.
  37. Куракина, О.Н.   Интеркультурный диалог как средство духовного взаимообогащения культур / О.Н. Куракина // Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.37-40.
  38. Лаптев, Л.Г.  Проблемы формирования толерантной личности в государственной образовательной политике России / Л.Г. Лаптев, О.А. Нестерчук // Педагогическое образование и наука.-2009.-№4.-С.31-34.
  39. Лекторский, В.  Толерантность как философская проблема /В. Лекторский // Образовательная политика.-2011.-№2.-С.49-57.
  40. Лысакова, И.Л.  Русский язык как проводник толерантности в поликультурных школах Санкт-Петербурга / И.Л. Лысакова // Русский язык в школе.-2011.-№4.-С.22-26.
  41. Магомедова, З.Ш.  Влияние этноса на формирование духовно-нравст­венных ценностей /З.Ш. Магомедова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№5.-С.19-22.
  42. Максименко, Н.В.  Формирование этнокультурной компетентности бу­дущего учителя начальных классов / Н.В. Максименко // Начальная школа.-2011.-№2. С.20-22. - (Биб-ка учителя).
  43. Мариносян, Х.Э.  Задачи национальной системы образования в глобали­зирующемся мире / Х.Э. Мариносян // Alma mater.-2011.-№1.-С.18-30.
  44. Матросова, Н.Н.  Воспитание культуры мира и толерантности у школьников средствами дополнительного образования детей в рамках эксперимента "Многоязычие и поликультурность" / Н.Н. Матросова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№6.-С.76-78.
  45. Михеева, Л.Н.  Эстетическая культура в современном образовательном пространстве вуза / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и наука.-2012.-№1.-С.4-8.
  46. Мубинова, З.Ф.  Этнонациональное воспитание в общеобразователь­ной школе / З.Ф. Мубинова // Человек и образование.-2010.-№2.-С.46-51.
  47. Нелетова, Т.Н.  О проблемах преподавания русского языка в полиэтнических классах / Т.Н. Нелетова // Русский язык в школе.-2010.-№11.-С.15-17.
  48. Неустроев, Н.Д.  Педагогический аспект глобализации и этническая ментальность / Н.Д. Неустроев // Философия образования.-2012.-№2.-С.30-36.
  49. Новожилова, Н.Б.  Поликультурное воспитание детей в учреждении дополнительного образования / Н.Б. Новожилова // Методист.-2011.-№5.-С.24-32.
  50. Нургалиева, С.Ф.  Формирование нравственной культуры в современ­ном обществе / С.Ф. Нургалиева // Alma mater.-2012.-№3.-С.73-76.
  51. Нюдюрмагомедов, А.Н.   Национально-ориентированное образование: опыт и тенденции развития // Педагогика.-2012.-№10.-С.25-31.
  52. Орлова, Е.В.  Культура межнационального общения / Е.В. Орлова // Образователь­ные технологии.-2012.-№1.-С.8-14.
  53. Остапенко, А.А.  Тупики национального воспитания. Как их преодолеть?/ А.А. Остапенко // Народное образование (электронная версия).-2011.-№1.-С.34-38.
  54. Остапенко, А.А, Прощай, толерантность!/ А.А. Остапенко // Народное образование (электронная версия).-2011.-№4.-С.247-250.
  55. Петренко, В.  Гуманитарная культура и образование - основа толерантности и сохранения национальной идентичности / В. Петренко // Образовательная политика.-2011.-№2.-С.81-87.
  56. Поморцева, И.Ю.  Программа формирования этнической толерантно­сти в многонациональном классе / И.Ю. Поморцева // Образование в современной школе.-2012.-№6.-С.46-57.
  57. Пономарева, Т.О.  Умение быть толерантным (итоги республиканского молодежного библиотечного исследования "Я и другие")/ Т.О. Пономарева// PR в образовании.-2010.-№1.-С.82-93.
  58. Проворова, О.М.  Формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников как образовательный ориентир / О.М. Проворова // Педагогическое образование и наука.-2012.-№2.-С.32-34.
  59. Прохорова, С.Ю.  Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе / С.Ю. Прохорова // Муниципальное образование : инновации и эксперимент.-2012.-№4.-С.30-33.
  60. Пыж, В.В.  Формирование механизмов межкультурной толерантности молодежи в контексте образовательного процесса / В.В. Пыж // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№2.-С.77-80.
  61. Редько, Л.А.  Воспитание толерантной личности - путь к социальной гармонии / Л.А. Редько // Управление качеством образования.-2012.-№4.-С.76-79.
  62. Родина, Н.М.  Двуязычный ребенок - диалог языков и культур / Н.М. Родина, М.Ю. Свиридова // Управ­ление ДОУ.-2010.-№7.-С.64-70.
  63. Родюкова, Л.В.  Создание моделей поликультурного воспитания в условиях гимназии / Л.В. Родюкова // Дополнительное образование и воспитание.-2009.-№3.-С.9-13.
  64. Самаева, П.С.  Урок литературы в воспитании толерантности уча­щихся / П.С. Самаева // Педагогическое образование и наука.-2012.-№1.-С.50-52.
  65. Сахипова, З.Г.  Учебник нового поколения как средство формирова­ния современной языковой личности / З.Г. Сахипова // Педагогика.-2011.-№1.-С.56-63.
  66. Следзевский, И.В.  Мультикультурализм: поиски баланса между инте­грацией и дезинтеграцией гражданского общества / И.В. Следзевский // Преподава­ние истории и обществознания в школе.-2012.-№8.-С.3-12.
  67. Смолянская, Л.  Проективные техники и повышение этнической толерантности подростков в полиэтнической среде школы / Л. Смолянская // Социальная педагогика.-2009.-№2.-С.88-92.
  68. Соболева, М.Е.  О возможности диалога между культурами / М.Е. Соболева // Во­просы философии.-2009.-№3.-С.147-157.
  69. Солдатова, Г.  Многоязычие как фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта / Г. Солдатова // Образовательная политика.-2011.-№2.-С.58-71.
  70. Стрелова, О.Ю.  Дидактическая игра-конструктор "Всемирная деревня"  / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.16-19.
  71. Супрунова, Л.Л.  Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе / Л.Л. Супрунова // Педагогика.-2011.-№4.-С.16-28.
  72. Тесленко, В.И. Культурологический подход к управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся-мигрантов / В.И. Тесленок, О.В. Ганушко // Воспитание школьников.-2013.-№2.-С.3-11.
  73. Тишков, В.  "Толерантность не означает всепрощение и вседозволенность"/ В. Тишков // Образовательная политика.-2011.-№2.-С.5-11.
  74. Хлебосолова, О.А.   Межкультурная компетенция как результат геогра­фического образования / О.А. Хлебосолова // География в школе.-2011.-№1.-С.37-41.
  75. Хотинец, В.Ю.  Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности / В.Ю. Хотинец // Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№5.-С.43-47.
  76. Хухлаев, О.Е.  Этнонациональные установки современной россий­ской молодежи / О.Е. Хухлаев // Вопросы психологии.-2011.-№1.-С.46-57.
  77. Хухлаева, О.В.  Особенности взаимодействия педагогов с учащимися в классах со смешанным этнокультурным составом / О.В. Хухлаев // Психологиче­ская наука и образование.-2012.-№2.-С.71-75.
  78. Целепидис, Н.В.  Межкультурное общение и культурная восприимчивость в процессе духовного развития личности учащегося / Н.В. Целепидис // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №7.-С.28-31.
  79. Цыренова, М.Г.   Проектная деятельность в процессе формирования компетентностей // Педагогика.-2012.-№9.-С.66-71.
  80. Цыренова, М.Г.  Формирование межэтнической толерантности в поли­культурном обществе / М.Г. Цыренова // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.6-9.
  81. Шаваева, М.О.  Этнопсихологический контекст современного образова­ния  / М.О. Шаваева // Педагогика.-2012.-№9.-С.71-74.
  82. Шапошникова, Т.Д.  Поликультурное образование как фактор развития гражданского общества / Т.Д. Шапошникова // Начальная школа плюс до и после.-2011.-№6.-С.3-6.
  83. Шипицына, Г.М.  Экологическое воспитание школьников и их родите­лей в аспекте диалога культур / Г.М. Шипицына // Начальная школа.-2012.-№6.-С.18-20.
  84. Ямбург, Е.   Школьные стены не спасают. Спасает воспитание / Е. Ямбург // Директор школы.-2009.-№2.-С.5-8.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть