научно-практический семинар «Реализация ФГОС ДО: актуальная управленческая практика»
Проект Tempus
международная научно-практическая конференция Потенциал дополнительных общеобразовательных программ в развитии обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности по предмету Иностранный язык
Вход для пользователей
Подразделения

Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле

Специфика  дополнительных образовательных программ и  программ внеурочной деятельности
в современном нормативно-методическом поле
(по состоянию на май 2014 г.)

 

Основание для сравнения

 

Дополнительная образовательная программа

 

Программа внеурочной деятельности

Определение   основных понятий

    Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

(273-ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14).
Дополнительная образовательная программа -  дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа  либо   дополнительная  предпрофессиональная программа)  или дополнительная профессиональная программа  (программа повышения квалификации  либо программа профессиональной переподготовки)
(273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4).

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана,  отличная от урочной системы обучения,  позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.
(http://standart.edu.ru/)
Программа внеурочной деятельности    (как программный жанр  возникла  в условиях введения ФГОС общего образования)  перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей  программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности
(http://standart.edu.ru/; Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296  Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)

Описание целевых ориентиров

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях

физической культурой и спортом;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья

учащихся;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-

патриотического, трудового воспитания учащихся;

  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших

выдающиеся способности;

  • профессиональную ориентацию учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление

здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с

федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ;

  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
ФГОС и ФГТ 

(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

  Образовательная деятельность по программам  внеурочной деятельностидолжна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы  (ООП) общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)

Описание результатов реализации программ

Результаты реализациидополнительной общеобразовательной программы   могут быть представлены как:

  • результаты обучения,
  • результаты развития,
  • результаты воспитания.

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения  новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ))

Реализацияпрограммы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных  и личностных результатов,  которые  могут быть представлены как:

  • результаты первого уровня- приобретение школьником социальных знаний, представлений;
  • результаты второго уровня– формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;
  • результаты третьего уровня– получение школьником опыта самостоятельного социального действия  

(ФГОС общего образования)

Типология программ

Типология дополнительных общеобразовательных программ
(в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)

     По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

По содержанию:

  • дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:
  • технической,
  • естественнонаучной,
  • физкультурно-спортивной,
  • художественной,
  • туристско-краеведческой,
  • социально-педагогической;

Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы

  • области искусств,  
  • в области физической культуры и спорта.

 

Типология программ внеурочной деятельности
(в соответствии с ФГОС общего образования)

По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по  направлениям развития личности:

  • общекультурному,
  • общеинтеллектуальному,
  • социальному,
  • духовно-нравственному,
  • спортивно – оздоровительному.

По планируемым  результатам   программы внеурочной деятельности  могут быть (по П.В.Степанову  и Д.В.Григорьеву):

  • комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
  •  тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);
  • программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня;
  •  программами по конкретным видам внеурочной деятельности(игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.);
  • индивидуальными.

Структура программ

Структура дополнительной общеобразовательной программы

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Учебно - тематический план
  • Содержание курса
  • Методическое обеспечение
  • Список литературы

 (Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения  новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ))

 

Структура программы внеурочной деятельности  
(нормативно не закреплена)
1 вариант  (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение»)

  • Введение
  • Перечень основных разделов с указанием часов
  • Описание содержания занятий
  • Характеристика результатов (3-х уровней)

2  вариант (основа –  структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)

  • Пояснительная записка
  • Особенности форм работы
  • Тематическое планирование
  • Содержание программы
  • Формируемые универсальные учебные действия
  • Планируемые результаты  (3-х уровней)

Реализация программ

   Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательных организациях дополнительного образования,
осуществляющих в качестве основной цели  образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1),
а также в иных образовательных организациях,  имеющих соответствующие лицензии.  
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно

 (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

Программы  внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образованиячерез: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей,   инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению  новых образовательных программ.
Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно

(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296  Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).

Период  реализации программ

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют
дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время

 (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ  

(ООП ФГОС общего образования).

Экспертиза и утверждение программ

Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня.
Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации   (что фиксируется на титульном листе)
(273-ФЗ;  Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения  новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)).

Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.
Программа  внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации 
(273-ФЗ;  требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено).

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph