Администратор

Методические рекомендации для подготовки к экзамену

Методическое сопровождение тестов по  аттестации педагогов «Музыки» региональной системы образования в  2009 – 2010 учебном  году.

Форма компьютерного тестирования в адаптивной среде АСТ-тест.

 

Цель и задачи тестирования:

 Выявление профессиональной компетенции учителей музыки.

Контрольно-аналитические:

   Выявить степень владения знаниями

-  Элементарной теории  музыки;

-  Музыкальной литературы;

-   Музыкальных  форм и жанров; 

-   Хороведения;

-    Методики  музыкального образования в общеобразовательной  школе;

Диагностические:

Оценить профессиональную компетенцию  преподавателей музыки  общеобразовательных учреждений.

 Проверка направлена на: 

         1. Выявление знаний учителей музыки по теоретическим основам методики музыкального образования в общеобразовательных учреждениях, необходимых для профессионального и общекультурного уровня  педагога. 

Сдачу экзамена на высшую квалификационную категорию.

 Число заданий, вошедших в тест –150.

Тест предназначен для учителей музыки общеобразовательных  учебных учреждений в качестве  экзамена  в форме компьютерного тестирования по  предметам  специальности. Содержание тестовых заданий в разделах «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература», «Музыкальные формы и жанры» не выходит за рамки  программы по музыке  общеобразовательных школ.  Задания по «Хороведению», «Методике музыкального образования в школе» содержит  минимум знаний, которыми должен владеть преподаватель музыки в школе. Тест состоит из 5-ти разделов.  

1-й раздел   «Элементарная теория музыки»   

 Цель тестовых заданий:

- выявить знания учителей музыки по элементарной теории музыки;

- обратить внимание испытуемых на знания по элементарной теории музыки,  необходимые в педагогической  практике учителя музыки. В тестовые задания  этого раздела вошли следующие темы: Звук и его высота. Ритм. Метр. Темп. Аккорды. Общие понятия о ладе. Интервалы. Тональность. Диатонизм. Пентатоника. Лады народной музыки. Общие понятия о модуляции,  родственных тональностях.

    В качестве пособий для подготовки к экзамену по этому разделу  следует  использовать учебнки  по «Элементарной теории музыки» И.В.Способина, или В.А.Вахромеева.

2-й раздел «История музыки»

Цель тестовых заданий: 

- проверить уровень знаний преподавателей фактов из жизни и творчества композиторов отечественной и зарубежной классики, вошедших в программу по дисциплине «Музыка»  общеобразовательных школ;

- знания произведений композиторов отечественной и зарубежной классики, изучаемых на уроках музыки в школе. Вопросы второго раздела выявляют знания стилей музыкального искусства: Барокко, Рококо, Классицизм, Романтизм, Реализм, Модернизм, Авангардизм. 

Тестовые задания содержат вопросы, касающиеся творчества композиторов: Й.Гайдна, Л.Бетховена, В.Моцарта, Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Шопена, Д.Верди, Р Вагнера, И.Штрауса, А.Паганини, А.Даргомыжского, А.Алябьева, М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, А.Даргомыжского, Н.А.Римского-Корсакова, Ц.Кюи, М.А.Балакирева, И.Стравинского, С.В.Рахманинова, С.И.Танеева, А.Н.Скрябина, А.Шенберга, И.О.Дунаевского, Э.Грига, К.Дебюсси, М.Равеля, П.Хиндемита, С.С.Прокофьева, А.И.Хачатуряна, Д.Д.Щостаковича, Г Свиридова, Д.Гершвина, А Берга, К. Сен-Санса, А.Веберна, Р.Щедрина, А.Г.Шнитке. Более подробные  сведения по данному разделу можно найти в литературе:   Галацкая В.С. Музыкальная литератур зарубежных стран. 1,2 Вып.М.1963г.; История зарубежной музыки. Выпуск пятый. Конец ХIX - начало ХХ века. Редактор И.Нестеров. М. Музыка.1988; Левик Б.В. . Музыкальная литература зарубежных стран III Вып.М.1955Русская музыкальная литература. Выпуск 1. Издание 4-е. Общая редакция Э.Л.Фрид. «Музыка», Ленинград. 1970; Э.Смирнова Русская музыкальная литература для VI-VII классов ДМШ под ред. Т. В. Поповой. Переиздание. «Музыка».1996

3-й раздел «Музыкальные жанры и формы»

Цель тестовых заданий данного раздела: 

- проверить знания преподавателей музыкальных жанров и форм,  вошедших в школьную программу. 

Для успешного выполнения заданий этого раздела следует знать определения основных музыкальных жанров – инструментальных и вокально-хоровых и основные  музыкальные формы. Тестовые задания содержат следующие определения: монодия, полифония, интермедия, канон, имитация, реприза, разработка, противосложение, прелюдия, фуга, соната, симфония, каденция, пассакалия, сюита, менуэт, увертюра, концерт, квартет, квинтет, оратория, кантата, канцона, месса, алеманда, тарантелла, буре, жига, опера, оперетта, сарабанда, куранта, романс, ария, ноктюрн, баркарола, ариетта, серенада, вариации, хоровод, рондо, баллада, хабанера, фантазия, этюд, дивертисмент, мюзикл, балет, рок-опера, полонез, вальс, куплетная форма, период, гимн, марш, рефрен, эпизод, кода, танго, водевиль.

  Более подробно информация этого раздела изложена  в следующей литературе: Арановский М. Что такое программная музыка? М., 1962.; Головинский Г. Рондо .- М.,1961;   Кюреган Т.С. Форма музыки VII-ХХ века.М., Композитор.2000 ;Протопопов В. Из истории форм инструментальной музыки VI-VII века. Хрестоматия. М.,1988; Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1960; Мазель Л.А. Анализ музыкальных произведений. Учебное пособие по курсу анализа музыкальных произведений. М.,1959.; Ройтерштейн М. Музыкальные формы. Одночастная, двухчастная и трехчастная формы. – М., 1961; Розеншильд К. Полифонические формы. Фуга. – М., 1960; Музыкальная энциклопедия. В 6-ти тт. Гл.ред. Ю.В.Келдыш. М., «Советская энциклопедия». 1973.

4-й раздел «Хороведение»

Цель тестовых заданий данного раздела: 

- провести контроль  знаний преподавателей музыки по вопросам,  касающихся работы с детским хором разных возрастных групп, а также проблем  звукообразования, певческой установки, состава хоров, типов хоров, диапазонов детских голосов.

 Для более глубокого изучения вопросов этого раздела следует обратиться к следующим пособиям: «Хороведение и управление хором» Г.А.Дмитриевского и «Хороведение» Самарина В.А.

5-й раздел «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»  

Цель тестовых заданий данного раздела: 

- выявить компетентность преподавателей музыки по вопросам методика преподавания музыки в общеобразовательных школах.

 Накоплен богатый опыт по вопросам методики музыкального образования,  в связи с этим следует при подготовке к экзамену обратиться к  следующим авторам: Д.Б.Кабалевскому, Ю.Б.Алиеву, А.Б.Школяр, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.И.Науменко, В.В.Алееву, Л.Г.Дмитриевой, Н.М.Черноиваненко, Э.Б.Абдуллину, Г.С.Ригиной, Т.А.Затяминой.  

       Компьютерное тестирование содержит следующие вопросы по методике музыкального образования: каковы дидактические  принципы музыкального образования, в чем отличие общих дидактических принципов от музыкальных; каковы типы, виды уроков музыки; что собой представляет композиция и сценарий уроков музыки. 

     Следует вспомнить сведения о проектном методе, о методе художественного моделирования, в чем отличие интегрированного урока музыки от традиционного. Следует ознакомиться с требованиями Государственного стандарта второго поколения по дисциплине музыка,  разделы:   Примерные программы начального общего образования,  Планируемые результаты начального общего образования.  Данные сведения можно найти  в пособии, подготовленном в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агенства по образованию. М,Просвещение. 2009год).

   Следует ознакомиться с  проблемой учета и оценки полученных знаний на уроке музыки,  методикой составления тестов, а так же с методическими аспектами формулирования цели и задач  уроков музыки в концепции Т.А.Затяминой.    По данному вопросу рекомендуем использовать материалы учебно – методического пособия Затяминой Т.А.«Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль». М.Глобус 2007год.

  Дополнительная литература по вопросам методики музыкального образования:  Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М, «Просвещение». 1983.; Арчажникова Л.Г. Профессия- учитель музыки. Книга для учителя. М., «Просвещение» 1984;  Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., AKADEMA., 2002; . Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. 3-е издание. .М., AKADEMA.,2000;  Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. , «Глобус»,2007;  Музыкальное образование в школе. под ред. Школяр Л.В.М., AKADEMA.,2001;  Лакоценина Т.П. Современный урок Часть6.Интегрированные  уроки. «Учитель».2008   Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского.М., «Просвещение». 2006; Программы общеобразовательных учреждений Музыка. Начальные классы. 1-4 классы. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М., 2-е издание 2006;  Программы общеобразовательных учреждений Музыка. 5-9 классы. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., М.,  2005;   Ригина Г.С. Музыка Обучение. Творческое развитие. Воспитание. Программа для четырехлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Самара. 2002; Сборник нормативных документов. Искусство. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе. Ростов на Дону  «Феникс» 2008. Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. М.,2009.; Примерные программы начального общего образования. В2ч. Ч.2.-М.: Просвещение, 2008.(Стандарты второго поколения). Планируемые результаты начального общего образования. /[Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009, Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе. Ростов на Дону «Феникс», 2008.

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph