Администратор

Методические рекомендации для подготовки к экзамену

 

Методические рекомендации для подготовки к экзамену

 по русскому языку и литературе в форме компьютерного

тестирования в адаптивной среде АСТ-тест

 

         Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы и руководящих работников системы образования, аттестующихся на высшую категорию с использованием системы АСТ-тест. В методических рекомендациях представлены требования к уровню профессиональной компетентности педагогов, краткая спецификация тестов, справочные материалы, способствующие подготовке к тестированию.

 

Требования к уровню профессиональной компетентности аттестуемых по   специальности «Русский язык и литература»

 

         Аттестуемый должен знать:

- основные категории и теоретические положения курса современного русского языка;

- орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы современного литературного языка и требования, необходимые для их соблюдения;

- дифференциальную специфику языковых и речевых стилей современного  литературного языка;

- основные категории и теоретические положения теории литературы;

-  важнейшие понятия, используемые при анализе литературного произведения.

         Аттестуемый должен уметь:

- разбираться во всей сложности структуры русского языка и в закономерностях его функционирования;

- разбираться в системе теоретико-литературных понятий и терминов современного  литературоведения.

        

Содержание тестового блока «Русский язык и литература»

 

         По содержанию все тесты распределены на 5 групп:

1)тесты уровня владения орфоэпическими нормами;

2)тесты уровня владения морфемикой и нормами словообразования;

3)тесты уровня владения синтаксическими и пунктуационными нормами;

4)тесты уровня владения морфологическими нормами и общими навыками культуры речи (Грамматика и культура речи);

5)тесты уровня владения системой понятий и терминов теории литературы.

 

Тема 1. Орфоэпия

        

Нормативное произношение и ударение. Трудности звукоупотребления, трудности ударения.

Контрольные материалы по орфоэпии включает задания первого уровня сложности закрытого типа на выбор правильного ответа.

 

Тема 2. Морфемика и словообразование

 

         Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфема и морф. Алломорфы и варианты морфемы. Типы морфем. Морфемный состав слова.  Морфемный анализ слова.

         Словообразовательная структура слова и его морфемный состав. Способы словообразования. Словообразовательный тип. Словообразовательное гнездо. Словообразовательный анализ слова.

         Контрольные материалы включают в себя задания 1 и 2 уровня сложности закрытого типа на выбор правильного ответа и открытого типа – дописать ответ.

 

Тема 3. Синтаксис и пунктуация

 

         Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Простые и сложные предложения. Двусоставное и односоставное предложение. Неполные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, вводными конструкциями, междометиями. Предложения с обособленными конструкциями. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное предложение. Сложные предложения с различными видами связи.

         Контрольные материалы включают в себя задания закрытого типа на выбор правильного ответа первого уровня сложности.

        

 

Тема 4. Грамматика и культура речи

(Нормативное использование грамматических форм)

 

         Лексика. Выбор слова лексическая сочетаемость. Стилистические свойства слов.

         Употребление форм имени существительного. Род имен существительных. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Род русских несклоняемых существительных. Обозначение лиц по профессии, должности. Синонимы окончаний Им.п множественного числа существительных.

         Употребление форм прилагательных. Синонимия полных и кратких форм прилагательных. Синонимия форм косвенных падежей  прилагательных и существительных.

         Употребление форм имени числительного. Собирательные и количественные числительные. Склонение количественных числительных.

         Употребление местоимений. Стилистическое использование  местоимений.

Употребление форм глагола. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Синонимия личных форм глагола. Варианты глагольных форм разных видов.

Синтаксис. Стилистические функции порядка слов в предложении.

         Трудные случаи именного и глагольного управления. Управление при однородных членах предложения. Нанизывание падежей. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. Выбор правильного падежа и предлога.

         Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры.

         В контрольные материалы включены задания 1 и 2 уровня сложности закрытого типа на выбор правильного ответа; открытого типа – дописать ответ; на установление соответствия.

 

Список рекомендованной литературы

 

1.Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. М., 2004

2.Голуб И.Б.,  Розенталь Д.Э, Теленкова И. А. – Современный русский язык. – М.. – 2003.

3.Практикум по русскому языку и культуре речи: Нормы современного русского литературного языка. – СПб. – 2001

4.Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2006

5.Русская грамматика. М., 1980. – ТТ. 1 и 2

6.Современный русский язык. /Под ред. В.А. Белошапковой. М. – 1989

7.Современный русский язык. / Под ред. А. Н. Тихонова. – М. – 2003

8.Современный русский язык. (Фонетика. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис). – Учебное пособие. Изд 2-у. – М., 2007.

        

Тема 5. Теория литературы

 

 Мир произведения (персонаж и его ценностная ориентация, психологизм, портрет, формы поведения, диалог и монолог, вещь, пейзаж, время и пространство, сюжет и конфликт; элементы сюжета).

 Художественная речь: 1) звуковые средства речевой выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание;  2)  основы стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая системы стихосложения; стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, спондей, пиррихий; верлибр, свободный стих, вольный стих; виды рифмовки: перекрёстная, смежная, кольцевая; строфика: катрен, терцины, секстины, октава, сонет, онегинская строфа);  3) лексические средства речевой выразительности (употребление синонимов, антонимов, омонимов, диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, заимствований в художественном произведении);  4) тропы, то есть приёмы иносказания (сравнительный оборот; сравнительное придаточное предложение; сравнительная конструкция, начинающаяся словами «так», «таков», «такой»; существительное в творительном падеже; сравнительная степень прилагательного или наречия; параллелизм и отрицательный параллелизм; парабола, то есть развёрнутое сравнение, как виды развёрнутых конструкций; метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение; композиционная роль развёрнутой метафоры и развёрнутого олицетворения; символ и аллегория; ирония и сарказм; гипербола и литота; перифраз); 5) морфемные и морфологические средства речевой выразительности (суффиксы субъективной оценки; метафорическое употребление глагольных времён);  5) поэтический синтаксис (эпитет; эллипсис; инверсия; простой словесный повтор, корневой повтор, синонимический повтор, анафора, эпифора, рефрен как виды повтора; восходящая и нисходящая градация; оксюморон; риторический вопрос, риторическое восклицание и обращение; парцелляция; бессоюзие и многосоюзие).

 Неавторское слово: стилизация, пародия, сказ; реминисценция и аллюзия.

 Композиция: повторы и вариации, мотив, детализированное изображение и суммирующие обозначения, умолчания, «точка зрения», со- и противопоставления, монтаж, временная организация текста.

 Роды и виды художественной литературы: 1) эпос и его жанры (эпическая поэма, рассказ, новелла, повесть, роман, роман-эпопея, очерк);  2) лирика и её жанры (ода, элегия, послание, лирическая поэма); лирический цикл и сборник; 3) лироэпос (басня, баллада, лироэпическая поэма, роман в стихах); 4) драма (комедия, драма, трагедия).

 Творческий метод и литературное направление (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм; символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия; модернизм и постмодернизм – соотнесение).

В контрольные материалы включены задания первого, второго и третьего типа сложности: закрытого типа на выбор правильного ответа; открытого типа – дописать ответ (термин, признак или признаки которого раскрываются в формулировке.

 

Список рекомендуемой литературы

1.Введение в литературоведение / Под редакцией Г.Н.Поспелова. – М., 1976.

2.Литературная учёба. Поэтический словарь. – М., 2008.

3.Литературная энциклопедия терминов и понятий. /Под ред. А.Н.Николюкина. – М., 2003.

4.Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М., 1974.

5.Томашевский Б.В. Стилистика. –Л., 1983.

6.Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2000.

 

 

 

         Методические рекомендации для подготовки к экзамену

 по ИЗО в форме компьютерного тестирования

в адаптивной среде АСТ-тест

 

         Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей в качестве методической помощи при подготовке к тестированию.

         Содержание теста соответствует содержанию учебной дисциплины. Задания теста охватывают все важнее аспекты области содержания и ориентировано на получение от аттестуемого однозначного ответа. Основные термины тестового задания ясно определены.

 

Требования к уровню профессиональной компетентности аттестуемых по   специальности «Изобразительное искусство»

 

Аттестуемый должен знать:

- основные категории и теоретические положения курса «Изобразительное искусство»;

- важнейшие понятия, используемые при анализе  произведений изобразительного искусства.

Аттестуемый должен уметь:

- разбираться в системе  понятий и терминов изобразительного искусства, истории изобразительного искусства.

        

 

         Содержание тестового блока «Изобразительное искусство»

 

         По содержанию все тесты распределены на 6 групп:

1)Основы изобразительного искусства;

2)Живопись

3)Графика

4)Скульптура и декоративно-прикладное искусство

5)Архитектура

6)Компьютерная графика

         В тесты включены только наиболее важные, базовые знания, выражающие сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений.

         Контрольные материалы включают задания первого и второго уровня сложности: открытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов; закрытого типа – дописать термин.

 

Список рекомендованной литературы

1.Власов В.Г. Архитектура. Словарь терминов. М., 2003

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1969

3.Информатика. Учебное пособие для учащихся. М., 2006

4.Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994

5.Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph