Посвящается выдающемуся отечественному учёному в области методики преподавания литературы, доктору педагогических наук, профессору Людмиле Васильевне Шамрей (1945 –– 2018)
Значение культурного
наследия для формирования здорового общества, бережно относящегося к
традиции, опирающегося на опыт предшествующих поколений и культурную память
трудно переоценить. Культура – это ориентир, основа и пространство всей нашей
жизни. В культуре концентрируется историческая память и духовная энергия народа.
Важнейшая задача – это сбережение и приумножение уникального культурного
наследия России, формирование и укрепление ценностей, объединяющих наше
общество, воспитание высокой нравственности, вкуса, эрудиции, образцов
поведения. Все это подвластно только культуре. И служить ей – в этом была особая, благородная и ответственная
миссия Людмилы Васильевны Шамрей - выдающегося отечественного учёного в области
методики преподавания литературы, доктора педагогических наук, профессора. 13
декабря 2019 года в ГБОУ ДПО НИРО состоялась Всероссийская научно-практическая
конференция «Литературное произведение в контексте художественной культуры»,
посвящённая ее памяти.
В наши дни существуют две важные социокультурные проблемы, которые затрудняют или вовсе не
позволяют ввести произведения русской культуры в ценностный мир современного
человека. Эти проблемы связаны, во-первых, с небывалым распространением
продуктов массовой культуры, процессами
глобализации и медиатизации и, во-вторых, с ослаблением чувства истории,
характерным для культуры постмодернизма, с желанием усваивать только те
культурные тексты и продукты, которые могут быть «потреблены». Автором методики
освоения художественной культуры учащимися, выявления закономерностей процесса
приобщения школьников к художественной культуре, технологий постижения художественного произведения
была и остается руководитель научной школы «Образность как принцип и способ
изучения художественной культуры» доктор педагогических наук, профессор Людмила
Васильевна Шамрей.
Направления деятельности научной
школы Людмилы Васильевны Шамрей –– «Образность
как принцип и способ изучения художественной культуры»:
§
соотношение образного и логического
в развитии читателя-школьника
§
выявление закономерностей процесса приобщения школьников к художественной
культуре
§
освоение художественной культуры
учащимися с учетом возрастных
особенностей
§
развитие методик и технологий
постижения художественного произведения
§
разработка системы «авторских»
уроков по изучению классической и
современной литературы.
В работе Всероссийской
научно-практической конференции «Литературное произведение в контексте
художественной культуры», которую в рамках региональной программы «Русский
язык» провели министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской
области и кафедра словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, приняли участие учёные–методисты и
филологи, представляющие высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода, Иркутска, Курска. Опытом воплощения идей Л.В. Шамрей в своей педагогической деятельности поделятся с
коллегами учителя из Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В выступлениях ученых,
методистов и педагогов контекстный подход к изучению литературного произведения
был представлен как в методическом аспекте (история отечественной методики,
«культурологические горизонты» методических трудов Л.В. Шамрей,
деятельность научной школы, диалог искусств на современном уроке литературы),
так и в аспекте филологическом (интерпретация произведений русской литературы XIX–XX веков в контексте художественной
культуры).