В процессе освоения учебного предмета/дисциплины «Физическая культура» формируется система знаний обучающихся о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой для организации учебной, досуговой, спортивной деятельности, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников. Для формирования метапредметных умений и компетенций используется теоретический потенциал других учебных предметов.
В целях обеспечения высокого качества изучения и преподавания предмета «Физическая культура» разработана «Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в РФ», которая представляет собой систему взглядов на цель, задачи и направления модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях. Задачи, поставленные в рамках реализации «Концепции», должны обеспечить создание образовательной среды для формирования у обучающихся целостного представления о возможностях физической культуры как средства укрепления здоровья, развития познавательных интересов и творческого потенциала личности каждого ребенка, формирования поведенческих установок, умения ориентироваться в окружающей действительности.
Определяя стратегию развития образовательной деятельности на 2017-2020 гг., кафедра теории и методики физического воспитания и ОБЖ видит свое главное предназначение в обеспечении условий для повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности с востребованным уровнем профессиональной и социальной компетентности, готовых к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в условиях развивающейся образовательной среды.
В контексте современных тенденций развития образования, реализации федеральных целевых программ, ФГОС, Комплекса ГТО кафедра определила на ближайший период тему своей научно-практической деятельности - «Разработка и апробация инновационных моделей организационно-содержательного обеспечения учебных предметов «Физическая культура» и «ОБЖ».
В рамках этой темы 28 августа будет проходить Межрегиональная научно-практическая конференция по теме: «Инновационные подходы к реализации системы физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций» (совместно с региональным сетевым педагогическим сообществом учителей ФК и ОБЖ).
Направления работы конференции определены в рамках системы физического воспитания образовательной организации, включая все ее компоненты:
- Инновационные подходы к реализации системы учебной деятельности по физической культуре в общеобразовательных организациях, организациях среднего профессионального образования или дополнительных организациях физкультурно-спортивной направленности.
- Современные технологии в системе физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся.
- Организационно-содержательное обеспечение внеурочной деятельности обучающихся по физической культуре.
- Методическое и технологическое обеспечение системы физкультурно-спортивной деятельности обучающихся.
- Инновационные формы реализации физкультурно-массовой деятельности с обучающимися в образовательных организациях, дополнительных организациях физкультурно-спортивной направленности.
В программе конференции предполагаются выступления докладчиков по темам: современное состояние и пути развития предмета «Физическая культура»;
практическое использование методик и технологий для развития двигательных способностей обучающихся в условиях подготовки к сдаче испытаний/тестирований ГТО;
разработка вариативных разделов учебных программ для обучающихся по разным видам спорта, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья;
основные тенденции развития Олимпиадного движения школьников;
возможности всестороннего и гармоничного развития школьников на основе внедрения дополнительных общеразвивающих программ по видам спорта.
В рамках проведения Межрегиональной научно-практической конференции кафедра теории и методики физвоспитания и ОБЖ впервые проводит Конкурс (заочно) на лучшую методическую разработку учителей физической культуры и ОБЖ. Участие в Конкурсе позволит педагогам проявить свои творческие способности, представить в разработках инновационные подходы, методы и технологии, которые они используют в учебной и внеурочной деятельности или спроектировать свою профессиональную деятельность в рамках предстоящей защиты на категорию по одному из предложенных направлений. Тема методических разработок может быть определена самим участником или выбрана из предлагаемых направлений, которые связаны с реализацией функций педагогической деятельности:
1) Образовательная деятельность обучающихся образовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности:
Содержательное обеспечение образовательной деятельности;
Технологическое обеспечение образовательной деятельности;
Методическое обеспечение образовательной деятельности;
Система оценивания и контроля образовательной деятельности образовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
2) Обучающая деятельность школьников и студентов образовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности:
Содержательное обеспечение обучающей деятельности;
Технологическое обеспечение обучающей деятельности;
Методическое обеспечение обучающей деятельности;
Система оценивания и контроля обучающей деятельности образовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
3) Развивающая деятельность обучающихся образовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности:
Содержательное обеспечение развивающей деятельности;
Технологическое обеспечение развивающей деятельности;
Методическое обеспечение развивающей деятельности;
Система оценивания и контроля развивающей деятельности образовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
4) Воспитывающая деятельность обучающихся образовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности:
Содержательное обеспечение воспитывающей деятельности;
Технологическое обеспечение воспитывающей деятельности;
Методическое обеспечение воспитывающей деятельности;
Система оценивания и контроля воспитывающей деятельности образовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
По итогам проведения Межрегиональной научно-практической конференции и заочного Конкурса «Лучшая методическая разработка» будет составлен сборник материалов с размещением на сайте ГБОУ ДПО НИРО (страница кафедры теории и методики ФВ и ОБЖ). Все участники конференции получат сертификаты (бесплатно). Победители и призеры заочного Конкурса награждаются Дипломами.
В рамках конференции кафедра проводит исследование теоретических и практических аспектов, связанных с реализацией физкультурно-спортивной деятельности в образовательных организациях с учетом современных требований. В связи с этим, участникам конференции, а также всем специалистам по физической культуре предлагается принять участие в интерактивном опросе и ответить на вопросы анкеты по шкале оценивания:
4 балла - в полной мере; 3 балла – в большей мере; 2 балла – в меньшей мере; 1 балл – частично; 0 балл - нет