Семинар Мобильное электронное образование. Матрица возможностей
Научно-практическая конференция «Развитие профессиональной компетентности педагога начальной школы в условиях реализации ФГОС»
Ректор института на областной педагогической конференции
Вход для пользователей
Подразделения

Сообщество практики проектно-дифференцированного обучения

Организация научно-методического сопровождения внедрения ФГОС в основной школе - одна из актуальных задач, стоящих перед институтом развития образования. Инструментом, благодаря которому может быть выработан единый подход к формированию и оценке метапредметных результатов, может и должна стать технология регулярной профессиональной коммуникации - сообщество практики (community of practice). Создание сетевого сообщества практики проектно-дифференцированного обучения было инициировано лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО НИРО в 2016 г.

При решении проблем, возникающих в ходе внедрения и реализации требований ФГОС педагогам необходимо научно-методическое сопровождение на рабочем месте: 93,12% респондентов мониторинга применения ФГОС поддержали мнение, что и школы, и региональные институты образования испытывают трудности при решении задачи организации научно-методического сопровождения внедрения ФГОС в основной школе. Технология регулярной профессиональной коммуникации, существующая в экономике знаний, но пока не часто применяемая в системе педагогического образования - сообщество практики (community of practice) – позволит сделать предметом обсуждения во многих образовательных организациях общую проблему, том числе и такую, как реализация требований ФГОС Под сообществом практики подразумевается группа педагогов из разных образовательных организаций, систематически вступающих между собой в коммуникацию (лично или дистанционно) с целью обмена опытом, профессиональной информацией и поиска оптимальных подходов к решению возникающих перед ними профессиональных проблем. В сообществах практики происходит освоение новых знаний за счет создания собственной практики, обсуждения полученных результатов в сообществе единомышленников и получения от них обратной связи. Основными характеристиками сообществ практики являются следующие:

· сообщество практики формируется людьми, обладающими общими профессиональными интересами и общающимися на регулярной основе;

· сообщество практики является условием и средой, в которой его участники получают новые знания за счет регулярной профессиональной коммуникации, которые обязательно находят применение в их непосредственной практической (трудовой) деятельности;

· участие в сообществах практики добровольно, основывается на личной заинтересованности каждого из участников в процессе профессиональной коммуникации с коллегами;

· личная заинтересованность в участии – получение или передача практических навыков, опыта и информации – осознается каждым из участников и является основной силой, объединяющей индивидов в сообщества практики, а также побудительным мотивом присоединения к сообществу для новых участников;

· членство в сообществе практики не связано с какими-либо формальными процедурами (регистрация членства и т.п.), в связи с этим границы сообщества практики легко проницаемы.

Ресурсы, развиваемые сообществом практики, содержат не только информацию и ресурсы знаний, такие как документы, базы данных, веб-сайты и т. п., но и конкретный опыт в пределах сообщества. Сообщества практики выгодны как школе в целом (становятся центрами для фиксации лучшего опыта и идентификации ценных внешних ресурсов), так и каждому члену сообщества: обеспечивают наличие доступа к помощи экспертов; подтверждают или опровергают собственные знания; способствуют повышению профессиональной компетентности. За счет выработки общей для данного сообщества терминологии формируется чувство профессиональной идентичности участников, а благодаря добровольности участия и личной заинтересованности участники сообщества практики формируют наиболее комфортную и эффективную среду профессионального развития.

Сетевого сообщества педагогов, реализующих проектно-дифференцированное обучение реализовало свою деятельность в течение года: с августа 2016 по апрель 2017 года. Участниками сетевого сообщества были 26 школ Нижегородской области, которые:

- разработали 65 проектных модуля для 5,6,7 классов;

- участвовали в 8 форумах и чатах по обсуждению актуальных вопросов внедрения проектно-дифференцированного обучения в основной школе;

- участвовали в экспертизе 16 проектных модулей для 5,6,7 классов;

- проводили диагностику проектной компетентности обучающихся 5 классов и педагогов своих школ.

Итоги деятельности сетевого сообщества в инфографике здесь (ссылка на презентацию «Итоги работы сетевого сообщества учителей и руководителей школ Нижегородской области «Практика проектно-дифференцированного обучения»)

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph